В единстве с Богом!
Поиск








Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р
С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю

ПАЛИЦА часть богослужебного облачения архиерея, с XVI в. архимандрита и с XVIII в. священника (священникам дается в качестве награждения) - матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Палица рассматривается как символическое изображение духовного оружия слова Божия.
ПАНАГИЯ (греч. всесвятая) 1. Просфора, из которой на литургии изъята частица в память Богородицы. 2. Энколпион - небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения.
ПАНИХИДА (греч. всенощный) - богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих (см. требы) и в установленные дни всей церковью - на радоницу и родительские субботы.
ПАРАКЛИС (греч. утешение) – молебный канон, посвященный Богородице, который поется и читается верующими в случае душевной скорби.
ПАРАЭКЛИЗИАРХ (греч. букв. околоцерковный распорядитель, церковнославянский - кандиловжигатель) - церковнослужитель, упоминающийся в уставе: готовит воду, вино, просфоры, по благословению настоятеля звонит в колокола, возжигает свечи, во время богослужения подает кадило, выходит со свечой на входе.
ПАРИМИЯ (греч. притча) - чтение из Ветхого или Нового Завета (преимущественно из Ветхого), около 1015 стихов. Читаются на богослужениях: Царских часов и часов в некоторые дни Великого поста; вечерни в дни некоторых праздников и во время Великого поста; утрени Великой Субботы; великого водоосвящения. Читаются паримии чтецом или дьяконом.
ПАСХА - СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ важнейший из праздников Православной Церкви. В день Пасхи воспоминается Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа на третий день после Его распятия (о Воскресении Христовом см. Мф. 28; 120, Мк. 16; 120; Лк. 24; 112, Ин. 20; 118).
ПАСХАЛИЯ определение времени празднования Пасхи. Согласно правилам Первого Вселенского Собора (325 г. Никея, Малая Азия) празднование Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Т.о. день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
ПАТРИАРХ в некоторых православных церквах - титул главы поместной церкви. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на коллегиальный орган - синод, в 1918 г. восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский (Турция), александрийский (Египет), антиохийский (Сирия), иерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский.
ПЛАЩАНИЦА плат с изображением тела Иисуса Христа (после снятия с Креста) или усопшей Богородицы. Плащаница Иисуса Христа употребляется во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, плащаница Богородицы - в богослужении Успения.
ПОДРИЗНИК богослужебное облачение священника и архиерея - род стихаря - длинная до пят одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета, обычно шелковая. Архиерейский подризник имеет т.н. гамматы, или источники - ленты, стягивающие рукав у запястья. Гамматы рассматриваются как символическое изображение тока крови из прободенных рук Иисуса Христа. Подризник надевается архиереем и священником вместо рясы при совершении литургии.
ПОДРЯСНИК нижнее облачение духовенства - длинная одежда до пят, в талию, с узкими рукавами.
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ праздник православной церкви 1 октября ст. ст. (14 октября нов. ст.), принадлежит к числу великих. Праздник Покрова установлен в память о видении блаженному Андрею и его ученику св. Епифанию во время богослужения во константинопольском Влахернском храме Пресвятой Богородицы со святыми и ангелами, стоящей на воздухе и простирающей Покров над молящимся народом. По преданию это событие произошло в 910 г. при константинопольском императоре Льве Премудром и патриархе Макарии. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только Русской Православной Церковью.
ПОЛИЕЛЕИ (греч. многомилостивый) - торжественное песнопение, состоящее из стихов 134-135 пс. Поется в воскресения и праздники во время богослужения утрени.
ПОЛУНОЩНИЦА общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная.
ПОНОМАРЬ (искаженное греч. приставник) - церковнослужитель, упоминаемый в уставе. Иначе – параэклизиарх или алтарник. В Византии пономарем назывался сторож храма.
ПОПРАЗДНСТВО дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Попразднство имеют Пасха, двунадесятые (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Попразднство Пасхи длится тридцать восемь дней (до Вознесения): попразднство других праздников - от одного до восьми дней. Последний день попразднства назыв. отданием праздника.
ПОСВЯЩЕНИЕ 1. Богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители - в чтеца и в иподьякона; иначе называемое хиротессией (греч. руковозложение). В чтецы поставляют из мирян, в иподьяконы поставление совершается из чтецов. Посвящение совершается архиереем перед литургией. 2. Возведение в чины: а) архидьякона и протодьякона; б) протоиерея и протопресвитера; в) игумена и архимандрита. Совершается архиереем на литургии во время входа с Евангелием.
ПОТИР (греч. чаша) - священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову (см. дары). Потир изображает собой чашу Тайной Вечери (см. Лк. 22, 17). Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.
ПРЕДПРАЗДНСТВО дни перед праздником, в которые на богослужении начинают употребляться молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Предпразднство имеют двунадесятые (кроме праздников Вознесения, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Предпразднство разных праздников длится от одного до пяти дней.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 августа ст. ст. (19 августа нов. ст.) В этот день вспоминается явление Иисуса Христа в божественной славе (еще во время земной жизни) трем избранным ученикам. Иисус Христос взял "Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет" (Мф. 17; 12).
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК монах, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа.
ПРЕПОДОБНЫЙ святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни
ПРИДЕЛ дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в Православной Церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).
ПРИТВОР западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения и др.
ПРИХОД низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром
ПРИЧАСТЕН песнопение в одну строфу, поется во время причащения священнослужителей. Иначе киноник (греч. общий). Различаются причастны дней недели и праздников.
ПРИЧАЩЕНИЕ таинство Православной Церкви. Иначе причащение называется таинством Евхаристии. При причащении человек под видом хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа (см. Ин. 6, 5358), становится т.о. причастным ко Христу. Таинство причащения совершается архиереем или священником во время литургии. В некоторых случаях причастие совершается запасными дарами. В Православной Церкви причастие совершается хлебом и вином. Для удобства раздробленный хлеб полагают в потир вместе с вином. В практике православной церкви к причастию принято приступать натощак и после исповеди.
ПРОКИМЕН (греч. предлежащий) - краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна "Величит душа Моя Господа" (Лк. 1; 4648), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV - V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета.
ПРОСКОМИДИЯ (греч. приносить) - первая часть Литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства Евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов.
ПРОСФОРА (греч. приношение) - богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых. Готовится из квасного (т.е. дрожжевого) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения (для этого тесто отливается в специальные формы) креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос - победа) или образ к.-л. святого. Просфоры делаются двухсоставными (т.е. из двух половинок) - в ознаменование двух естеств Иисуса Христа - божественного и человеческого.
ПРОТОДЬЯКОН старший дьякон в белом духовенстве. Звание протодьякона дается в качестве награждения.
ПРОТОИЕРЕЙ старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея дается в качестве награждения.
ПСАЛТИРЬ СЛЕДОВАННАЯ книга богослужебная, содержащая псалтирь, разделенную на двадцать кафизм, с указанием тропарей и молитв, читаемых после кафизм. В книге могут помещаться часослов и месяцеслов
ПУСТЫНЬ монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном месте.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА 1. праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов. 2. пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Св. Троицы.
Закон Божий


Яндекс.Метрика