В единстве с Богом!
Поиск








Храм и его устройство. Часть 2

Вступив в храм, вы как бы оставляете за собой землю и вступаете в земное небо, оставляете время и вступаете в вечность.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

История ветхозаветного иерусалимского храма окончилась в то время, когда римский полководец Тит Флавий жестоко подавил восстание еврейского народа и полностью разрушил Иерусалим. Исполнилось пророчество Иисуса Христа о разрушении храма Единого Бога, возвещённое ученикам накануне Его Крестной смерти. Место, где стоял храм, по римскому обычаю перепахали плугом, так что не осталось здесь камня на камне.

Евреи, среди которых были и первые христиане, бежали от завоевателей и рассеялись по языческой Римской империи. Скрываясь от преследований, в первые века христиане создавали подземные убежища, или катакомбы, ставшие одновременно и могилами мучеников, и храмами, где совершались богослужения.

Катакомбы разделялись на галереи, комнаты и церковь. Галереями назывались узкие и длинные коридоры, в которых находились углубления для захоронений. Галереи вели в комнаты, предназначенные для молитвы. Церковью служила комната, разделённая на две части: помещение, в котором стояли молящиеся, и алтарь. В каждой церкви обязательно была одна или несколько гробниц с телами мучеников, которые являлись престолами.

Наземные христианские храмы впервые появились во времена правления императора Константина Великого, даровавшего мир и торжество христианской Церкви. Самой распространённой формой храма стала базилика. В Риме базиликами назывались общественные здания, предназначенные для торговых сделок и произнесения публичных речей. Многие из них были отданы христианам для совершения богослужений.

Внешний облик базилики напоминает разрушенный Иерусалимский храм. Это простое прямоугольное здание, имеющее внутренний двор, или атриум. Так же, как и во дворе храма Соломона, здесь помещается бассейн с водой для омовения верующих, входивших в храм. Внутренний интерьер базилики делится рядами колонн на три зала. В самом большом, центральном, располагается возвышение для священнодействия — алтарь.

Позднее стали строить базилики крестообразной формы с куполом в центре креста, символизирующим небесный свод. Они были прообразом самого величественного христианского храма — Софийского собора в Константинополе.

Замысел художников и архитекторов этого сооружения опирался на идею христианского богословия. Согласно ему, красота и величие храма — это земное отражение небесной, божественной красоты.

Один из знаменитых византийских императоров — Юстиниан — подобно библейскому царю Давиду решил построить храм, который своими размерами и великолепием затмил бы все созданные ранее.

Император достиг поставленной цели. Воздвигнутый им храм превзошёл своим величием знаменитый храм в Иерусалиме, построенный царём Соломоном.

Когда Юстиниан вошёл в храм в день его освящения, он воскликнул: “Хвала Тебе, Господи, сподобившему меня совершить такое дело!”

Вершина византийского зодчества — храм Святой Софии, построенный в шестом веке, стал образцом для многих храмов во всём православном мире. Софийские соборы в Киеве и Новгороде явились достойным продолжением на Руси традиций византийского искусства.

Здание храма завершается куполом. Своей формой он напоминает о мире Горнем, куда всеми мыслями и желаниями должны стремиться верующие.

Храмы увенчиваются одним, тремя, пятью или тринадцатью куполами. Один купол воздвигается во имя Единого Главы Церкви — Иисуса Христа; три — во славу Святой Троицы; пять глав — в память Христа и четырёх евангелистов, а тринадцать — в честь Христа и двенадцати апостолов.

На Руси, по традиции, купола возводились в виде луковицы. Эта особая форма — прообраз горящей свечи, подобно которой душа молящегося устремляется вверх, в мир Горний, к Небесному Отцу.

Когда верующий стоит в храме, его взор обращён к алтарю, расположенному в восточной стороне храма. Именно с Востоком связаны все чаяния и надежды христиан. По преданию, там был рай — первый храм праотцев. На востоке родился Мессия Христос, именуемый в богослужении Солнцем правды и Светом Истины, освещающим путь в Царство Небесное.

Христианский храм — сокровищница благодати и училище благочестия.
Архиепископ Филарет Черниговский