В единстве с Богом!
Поиск








Второе миссионерское путешествие апостола Павла. Часть 3


Истина — едина, а ложь многолична.
Святитель Григорий Богослов.

Завершив евангельскую проповедь во время своего второго путешествия в Малой Азии, святой апостол Павел отправился в европейскую часть континента — Македонию.

Здесь апостол Христов посетил Неаполь, Филиппы и Фессалоники. Затем, пройдя около ста тридцати километров по пустынным дорогам и проповедовав Слово Божие в Верии, святой Павел отправился по морю в Афины.

Столица древней Греции, Афины, не могла не удивить Павла своим величием и красотой. Однако всё убранство языческого города было чуждо духу учения Христова.

Возвышающийся над городом Акрополь с храмом богини Афины был символом многовекового идолопоклонства греков. На всех улицах и перекрёстках столицы стояло множество идолов.

Жители Афин были людьми образованными, и главный интерес для них представляли ораторское искусство и философия.

“Афиняне же все и живущие у них иностранцы, — повествует Книга Деяний апостольских, — ни в чём охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое”.

Бродя по улицам города и видя царящее здесь язычество, апостол Павел “возмутился духом” и начал открыто осуждать идолопоклонство.

Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним. Одни с возмущением говорили: “Что хочет сказать этот суеслов?” Другие: “Кажется, он проповедует о чужих божествах”, потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.

Желая подробнее узнать о новом учении Павла, афиняне привели его в ареопаг — древнейшее судилище в Афинах, располагавшееся на холме Ареса, у Акрополя.

“Можем ли мы знать, — обратились они к апостолу, — что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное влагаешь ты в уши наши; посему хотим знать, что это такое?” (Деян.17:19-20). Тогда Павел, став посреди ареопага, выступил с речью. “Афиняне! — сказал он, — по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано “неведомому Богу”. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам” (Деян.17:22-23).

Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, будучи Господом неба и земли, живёт не в рукотворенных храмах и не требует служения рук человеческих, имея в чём-либо нужду. Он Сам даёт всем и дыхание, и жизнь.

“Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого”.

Этими смелыми словами апостол Христов как бы ниспроверг все могущественные языческие храмы афинян, созданные гением эллинского искусства, и открыто провозгласил веру в Единого Живого и Истинного Бога.

Ареопаг насторожился, а Павел продолжал свою речь. “Итак, — сказал он, — оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых” (Деян. 17:30-31).

Услышав о воскресении мёртвых, философы решили обратить слова апостола в шутку. Одни насмешками стали прерывать речь проповедника, другие прямо заявили: “об этом послушаем тебя в другое время”. Слушатели стали расходиться. Покинул ареопаг и апостол Павел. Однако, несмотря на неприятие слов апостола, его евангельская проповедь не прошла бесследно. Некоторые из афинян по слову Павла уверовали в Господа Иисуса Христа и стали учениками апостола.

Как повествует Книга Деяний, среди уверовавших во Христа был святой Дионисий Ареопагит, ставший впоследствии первым афинским епископом, некая женщина по имени Дамарь и другие жители города.

Все эти люди стали первыми чадами молодой христианской Церкви, основанной святым апостолом Павлом в Афинах.

Полная истина есть нечто абсолютное и потому несовместимое с миром.
Священник Александр Ельчанинов