В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

31 2014
31 мая - день памяти святых отцов семи Вселенских Соборов

Христос сказал Своим ученикам: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Эти слова Евангелия в наше время, может быть, особенно важны. Сейчас, как никогда, важно понимать и помнить, что наша Православная Церковь — это та же самая Церковь Христова, что была и во времена апостолов, которая непрерывно существовала все время новозаветной человеческой истории: и в поздней античности, и в средневековье, и в Новое время, и век и пять веков, и тысячелетие и два тысячелетия назад... Проходили эпохи, возникали новые и исчезали старые народы и государства, менялся сам уклад жизни человечества — одна только Церковь осталась той же самой, что и при ближайших учениках Спасителя. Разумеется, за эти годы в изменяющемся мире, в котором влияние и положение самой Церкви тоже менялось, так или иначе изменялись и формы церковной жизни, но сама ее сущность и вероучение всегда оставались одними и теми же.

Принимая во внимание, со сколькими заблуждениями и испытаниями пришлось столкнуться христианству за время его истории, этот факт может показаться удивительным. Но только так могло и быть. Иначе слова Евангелия оказались бы неправдой, а значит либо Христос солгал бы, либо само Евангелие оказалось бы ненадежным историческим источником. И сам ход истории человечества и истории Церкви показывает правду евангельского откровения.

Странным образом протестанты, которые, отвергая церковное Предание, утверждают, что основывают свою веру «только на Священном Писании», не понимают противоречивость, даже абсурдность своей позиции. По их мнению, когда-то в апостольскую эпоху и еще какое-то время, действительно, существовала подлинная христианская Церковь, но потом она-де отступилась от евангельского учения, т.е. фактически перестала быть Христовой Церковью, и их организации в относительно недавнее время (первые протестантские конфессии появились менее 500 лет назад, а новые секты возникают каждый год) воссоздали ту самую апостольскую христианскую общину. Не говоря уже о том, что столь громадные претензии протестантских ересиархов более чем безосновательны, из подобных рассуждений вытекает совершенно неприемлемый вывод, что «врата адовы» все-таки когда-то одолели Церковь Христову, что в какие-то исторические моменты не было сообщества людей, которые исповедовали бы истинную христианскую веру. Христос, предупреждая Своих учеников об испытаниях, которые выпадут на их долю, все же обнадежил их, что такое никогда не произойдет.

Действительно, каждый раз, когда появлялись люди, которые пытались навязать Церкви свои заблуждения, ереси, т.е., по буквальному смыслу этого греческого слова, отклонения от евангельской истины, — находились и святые, которые могли противодействовать им. В этой борьбе и были сформулированы основные положения, догматы христианского вероучения, важнейшие из которых получили свое утверждение на Вселенских Соборах, собраниях представителей Поместных Церквей всех концов христианского мира, чьи догматические определения признанны Церковью безусловным и непогрешимыми. Память святых, участвовавших в этих Соборах мы и празднуем сегодня.

Еще раз повторимся, что Церковь всегда исповедовала одну и ту же веру, однако те или иные стороны христианского вероучения открывались в разное время; в разное время от Церкви требовалось и словесно сформулировать их, причем так, чтобы эти формулировки были предельно четкими и не могли быть превратно истолкованы. Учение о Боге по определению превышает человеческий разум. Человек не может какими-то собственными рассуждениями постигнуть Бога. Лишь Сам Господь может открыть Себя людям и лишь в той степени, в какой люди могут вместить в себя эту истину. Христос прямо обещал: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26). Этот Святой Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы, Он наставлял евангелистов, когда они писали свои книги, движимые Им ученики Христовы проповедовали Евангелие «даже до края земли», — Тот же Святой Дух действовал на Вселенских Соборах через святых отцов, присутствовавших на них, Он же и сейчас не оставляет Православную Церковь.

Первый из Вселенских Соборов был собран в 325 году для осуждения ереси Ария, отрицавшего божественность Христа Спасителя. На нем был принят православный Символ Веры. На Втором, Константинопольском соборе была опровергнута ересь Македония, отрицавшего божество Святого Духа. На этом Соборе Символ веры был дополнен и сохраняется в таком виде и до наших дней. На Третьем – сформулировано православное учение о единой божественной Личности Христа. На четвертом Вселенском Соборе было закреплено учение о нераздельном и неслиянном соединении Божественной и человеческой природы во Христе; Пятый Собор направил свои усилия на обличение тех, кто продолжал следовать еретическим заблуждениям в вопросе о Божественной Личности Христа. Шестой Вселенский Собор обличил учение монофелитов, отрицавших человеческую волю во Христе. Наконец, Седьмой Вселенский Собор, бывший в 787 году в Никее, утвердил православное учение о почитании святых икон.

Результаты богословской работы святых отцов Вселенских соборов заключены в соборных постановлениях и канонах. По ним Православная Церковь живет и сегодня, руководствуясь ими в своих делах и проверяя по ним чистоту своей веры.

Сайт «Закон Божий»

Закон Божий


Яндекс.Метрика