В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

14 2014
14 июня - день памяти святого мученика Иустина Философа

По словам апостола Петра, каждый христианин всегда должен быть готов всякому, требующему отчета в его уповании, «дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15). Святой Иустин Философ, память которого празднуется 14 июня, сумел дать такой ответ перед лицом императоров, сенаторов, философов, иудейских знатоков Писания и еще множества людей разных времен и народов, к которым обращены его сочинения.

Призыв апостола относится, однако, не только к таким выдающимся личностям, как Иустин, он обращен к каждому верующему. Часто и простой дружеский разговор с человеком, далеким от Церкви, о Христе и евангельском учении, мог бы хотя бы подтолкнуть его задуматься о самом главном и сделать первый шаг на пути к истине. Сам Иустин Философ пришел к вере через такой дружеский разговор со случайно встретившимся ему христианином. Безусловно, и многие наши близкие или те, кого Господь послал нам в этой жизни (а каждая встреча на земле неслучайна), могли бы обратиться ко Христу, если бы мы нашли нужные простые теплые слова о нашей вере, сумели «дать отчет в своем уповании». Увы, многие православные и сами не знают элементарные основы христианства и не имеют той веры, решимости и горения сердца, чтобы говорить окружающим об истине Евангелия. Все это происходит от недостатка любви к Богу: если бы мы по-настоящему любили Бога, то и нам самим было бы радостно и интересно узнавать евангельское учение о Нем, и сами бы мы стремились делиться этой радостью с окружающими. Святой Иустин Философ в этом смысле может стать нам примером…

Иустин родился на рубеже первого и второго веков в библейском городе Сихеме. Впрочем, уже несколько десятилетий после завоевания и разорения римлянами во время Иудейской войны 70 года этот город носил название Флавия Неаполис и был заселен римскими и греческими колонистами. Одними из этих колонистов были и родители Иустина, достаточно состоятельные люди, которые смогли дать своему сыну прекрасное образование. Юноша учился в философских школах разных направлений: у стоиков, перипатетиков, платоников, пытался даже познакомиться с учением пифагорейцев, но не прижился у них из-за своих гуманитарных склонностей (пифагорейцы требовали от своих учеников знаний в области музыки, астрономии и геометрии, которыми Иустин не обладал). Однако ни одна философская школа не смогла удовлетворить его душевных исканий. Ни одно из учений античной философии не давало вразумительного ответа на вопрос о бытии Бога и смысле жизни человека. Сами различия между философскими системами, бесконечные споры между философами (часто небескорыстные: каждый боролся за новых учеников, готовых платить деньги за обучение) наводили на мысль об ограниченности человеческого разума и невозможности познать истину путем интеллектуальных изысканий. Подобные размышления уже подготовили Иустина к тому, чтобы принять евангельское учение, но его окончательное обращение ко Христу произошло после уже упоминавшейся чудесной встречи.

Однажды Иустин прогуливался в пустынном месте на берегу моря, где никто не мог бы помешать его философским размышлениям. Неожиданно он встретил старца, один вид которого выдавал в нем человека, несомненно, умного и благородного. Старик и юноша поприветствовали друг друга и вскоре разговорились (как оказалось, собеседник Иустина ожидал корабль, на котором должны были приехать его родственники). Разговор перешел на философские темы. Неожиданно для Иустина старец подтвердил его собственные сомнения в истинности языческих философских систем и самой возможности чисто интеллектуального познания Бога. Вместе с тем, новый знакомый Иустина рассказал ему о пророках и апостолах, которым Сам Бог открывал истину и которым можно верить, поскольку они, «не зная страха ни перед кем и не ища себе славы, говорили только то, что видели и слышали, когда были исполнены Святого Духа». Эти слова поразили Иустина. После этой встречи он стал усердно изучать Писание и через какое-то время (между 132 и 137 годом) принял крещение.

Сложно сказать, кто был тем человеком, который способствовал обращению Иустина. Возможно, это был кто-то из непосредственных учеников апостолов, «мужей апостольских». Высказывались предположения, что это был святой Поликарп Смирнский, но вполне вероятно, что Иустин встретился просто с одним из образованных христиан своего времени, ничем больше не известным в церковной истории. Важно другое, что этот старец, так чудесно посланный Иустину, просто проявил любовь внимание к случайно встретившему юноше, не постеснялся, не поленился и не побоялся (тогда христиан уже преследовали) завести с ним разговор о христианской вере.

Став христианином, Иустин не отрекся от своего звания философа и продолжал носить особенную мантию, которая отличала людей этой профессии. Собственно, познав истину, высшую мудрость во Христе, он и стал подлинным философом, т.е. «любителем мудрости». С того времени свои дарования и обширные философские познания святой Иустин посвятил проповеди Евангелия среди язычников. В миссионерских целях он много путешествовал, в частности, посетил Александрию и Эфес. В правление императора Антонина Пия (138-161) Иустин прибыл в Рим, где основал собственную школу, среди учеников которой был знаменитый церковный писатель Татиан.

Около 155 года, когда началось гонение на христиан, святой Иустин написал свою первую «Апологию» в защиту осужденных на казнь христиан, которая была направлена непосредственно императору. Через какое-то время он написал и вторую апологию. Иустину пришлось опровергать совершенно абсурдные обвинения, которые возводили на Церковь язычники. Например, христиан обвиняли в том, что на своих собраниях предаются разврату и поедают младенцев («какой сластолюбец, или развратный и почитающий за удовольствие есть человеческую плоть, может охотно принять смерть, как это делали христиане?» — разумно возражал Иустин); христиан представляли также как атеистов и врагов императорской власти. Как бы нелепы были эти обвинения, должен был найтись человек, который бы спокойно и мудро возразил бы на них и доступно для язычников изложил бы подлинное, а не выдуманное самими обвинителями, христианское учение. Таким человеком и стал святой Иустин Философ. Невежество и клевета в отношении к Церкви присутствует и в современном мире, поэтому сочинения Иустина не теряют своей актуальности и сегодня.

Святой Иустин был автором еще нескольких богословских сочинений. Самое известное из них «Разговор с Трифоном иудеем». Основой ее был реальная беседа с одним философски образованным и одновременно начитанным в Священном Писании иудеем Трифоном. Спустя довольно значительное время этот спор был записан, литературно обработан и дополнен Иустином. Аргументы, которые приводит христианский философ против иудаизма, также не потеряли свою актуальность.

В 166 году Иустин Философ принял за Христа мученическую смерть. На него донес его давний оппонент по философским диспутам философ-киник Кресцент, очевидно, почти исключительно из чувства зависти и обиды за проигранные публичные дискуссии. Своей жизнью и своими трудами Иустин много сделал для проповеди евангельского учения, но, наверное, не меньше для этого он сделал и своей мужественной смертью. Во время судебного процесса Иустин еще раз успел «дать ответ о своем уповании». «И что же ты думаешь, что взойдешь на небо и получишь там награду»» — спросил его обвинитель. «Не только думаю, но и знаю и совершенно уверен в этом», — ответил святой. Святой Иустин был казнен вместе с несколькими другими христианами: Иустином, Харитоном, Харитой, Евелпистом, Иераксом, Пеоном и Валерианом. Мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме.

Сайт «Закон Божий»

Закон Божий


Яндекс.Метрика