В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

28 2013
28 июня - день памяти святого пророка Амоса

Амос был первым из ветхозаветных пророков, чьи пророчества были записаны в отдельную книгу. И до него были великие пророки: Моисей, Самуил, Нафан, Давид, Илия, Елисей и многие другие. Их дела и пророчества изложены в Пятикнижии и исторических книгах Ветхого Завета, рассказывающих о древней истории человечества и ранней истории еврейского народа в Земле Обетованной.

Пророков, на самом деле, было гораздо больше, чем упомянутых в Священном Писании. Господь непосредственно управлял Своим народом, когда вывел его из египетского рабства и поселил в обещанной ему земле Палестины. Пророки как раз и открывали волю Божию людям, предсказывали будущее, совершали чудеса, влияли на царей и начальников. Они составляли особую и относительно большую социальную группу в древнееврейском обществе: часто пророческое служение передавалось по наследству. Кроме истинных пророков существовали и пророки ложные, зачастую обманщики и самозванцы, льстецы перед царями и народом, добивавшиеся каких-то своих корыстных целей, а иногда и открытые враги истинного Бога и истинной веры. Все эти лжепророки смущали людей и направляли их на ложный путь.

В такой ситуации необходимо было появление отдельных книг истинных пророков, в которых бы точно, не допуская перетолкований, раскрыта была бы воля Божия. Кроме того, хотя пророческие книги и писались в конкретной исторической ситуации и чаще всего по вполне определенному поводу, но сами предсказания, в них содержащиеся, иногда сбывались спустя столетия после жизни их авторов. Да и правда Божия, открываемая пророками, во все века остается неизменной. Можно поразиться, что самая первая пророческая книга, Книга Амоса оказывается необыкновенно актуальной и для нашего времени.

Пророк Амос жил в VIII в. до Рождества Христова, и свое пророчество произнес около 762 года до Р.Х. при иудейском царе Озии (783-742 до Р. Х.) и израильском царе Иеровоаме II (ок. 793-753 до Р. Х.). Время создания Книги Амоса можно вычислить достаточно точно, так как она была написана за два года перед землетрясением (Ам. 1, 1), которое упоминается также и у пророка Захарии (Зах. 14, 5) и подтверждается археологическими данными.

К моменту пророческой проповеди Амоса единое еврейское государство, достигшее своего наивысшего могущества при царе Соломоне (965-928 до Р.Х.), уже более полутора веков, как разделилось на Израильское и Иудейские царства. Этот раскол начался с того, что один из приближенных Соломона Иероваам, после смерти этого царя сумел поднять восстание против его сына Роваама и объединить под своей властью десять северных колен израилевых (племен, каждое из которых происходило от одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова), которым казалось, что их жестоко притесняют два южных колена, Иуды и Вениамина.

Пророк Ахия еще при царе Соломоне предсказал это события, сопроводив свое пророчество символическим действием: он разорвал свою новую одежду на 12 кусков (3 Цар. 11, 30-32). Уже один из древних христианских святых священномученик Киприан Карфагенский увидел в этом раздирании риз образ ересей и расколов, которые будут разделять Церковь. И при Иеровааме разделение единого царства привело и к расколу ветхозаветной Церкви. Первый израильский царь решил, что новому государству нужен и новый религиозный культ. Он перестал почитать Иерусалимский храм и воздвиг свои собственные жертвенники, главный из которых был в Вефиле, где патриарху Иакову во сне явилась лестница, по которой восходили и нисходили ангелы Господни.

Как всегда бывает, раскол, возникший, казалось бы, по чисто политическим мотивам привел и к искажению истинной веры. Уже вскоре Иероваам поставил в Вефиле двух золотых тельцов, сказав народу «не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12, 38). Золотой телец — древний языческий символ власти, в первую очередь, власти денег и насилия. В Палестине он связывался преимущественно с культом жестокого бога Ваала, которому приносили в том числе и человеческие жертвоприношения. С этим бесчеловечным культом упорно боролись древние пророки (наиболее известные из них Илия и Елисей), но в Израильском царстве он сохранился и во времена Амоса (Ам. 5, 26). К сожалению, церковные расколы на этнической и националистической почве присутствуют и в современной жизни. Мы должны помнить, к каким искажениям истины они могут привести.

Возвестить гибель погрязшему в беззакониях и идолопоклонстве Израильскому царству и призван был Амос. Само по себе это призвание может показаться необычным. Во-первых, Амос был жителем Иудейского, а не Израильского царства, а в Иудею из Израиля, Северного царства, наоборот, бежали священнослужители и просто благочестивые люди, которые не могли терпеть кровавых языческих культов. Амос же отправляется из родного города Фекои (в 17 км от Иерусалима) в самый центр синкретического израильского культа Вефиль. Этим пророк дает пример всем верующим людям не замыкаться в своем узком кругу, а идти проповедовать слово Божие и к людям, которые уклонились от истинной веры или не знают о ней. Господь заботится о всех народах и государствах, а значит и для нас они не должны быть безразличны. Так и пророчество Амоса будет не только об Иудее и Израиле, но и о других, языческих народах: арамеях (Ам.1, 3-5), филистимлянах (Ам.1, 6-8), финикийцах (Ам.1, 9-10), идумеях (Ам.1, 11-12), аммонитянах (Ам.1, 13-15) , моавитянах (Ам.2, 1-3).

Во-вторых, необычно социальное происхождение Амоса. Он говорит о себе: «Я был пастух и собирал сикоморы» (Ам.7, 14). Разные толкователи по-разному трактуют эти слова. Одни предполагают, что Амос владел собственным стадом и садом сикомор (один из видов смоковниц, т.е. фиговых деревьев). Другие — что он был наемным пастухом, а во время полевых работ нанимался еще и на сбор урожая с плодовых деревьев (или собирал фиги на корм скоту). В любом случае, обычные занятия Амоса, казалось бы, были далеки от пророческого служения. Он сам говорит о себе» «Я не пророк и не сын пророка» (Ам.7, 14). Здесь имеется в виду, что он не принадлежал к своеобразным пророческим корпорациям, о которых уже шла речь. Однако, когда Господь позвал его, Амос немедленно откликнулся на зов Божий, ибо «Господь Бог сказал — кто не будет пророчествовать?» (Ам.3, 8). Так и каждый христианин должен быть готов следовать воле Божией; в жизни каждого может повернуться так, что ему придется исполнять служение, о котором он раньше и не помышлял.

Наконец, пророчество Амоса о надвигающейся катастрофе Израиля прозвучало в высшей степени неожиданно еще и потому, что, казалось бы, эту катастрофу ничто не предвещало. Наоборот, в это время Израильское царство переживало период необыкновенного расцвета и благополучия. Сильные соседи, Египет и Ассирия, находились тогда в критическом положении, из которого, казалось, уже никогда не смогут выйти. В благоприятных внешнеполитических условиях израильский царь сумел вернуть все свои некогда потерянные владения и восстановить царство в границах, какие они были еще при Соломоне. Интенсивная торговля с соседними странами смогла обогатить значительную часть населения Израиля. Богач, почивающий на ложе из слоновой кости, о котором говорит пророк Амос (Ам.6, 4), — отнюдь не литературное преувеличение: многие в то время, действительно, достигли баснословного богатства (слоновая кость ценилась необыкновенно дорого; делать из нее кровати — вызывающая, доступная очень немногим роскошь).

Как всегда бывает, внезапное обогащение одних привело к вопиющей социальной несправедливости для других и к коррупции. Обличению богачей, угнетавших бедных, и неправедных продажных судей посвящена большая часть Книги Амоса. Пророк показывает главную причину такого общественного неблагополучия в Израиле — полное забвение истинного Бога. Если человек не боится Бога, то он будет угнетать и своего ближнего. Покаяние — единственный путь для изменения к общественной жизни к лучшему. Об этом и говорит пророк Амос.

Преуспевающие грешники склонны думать, что мир вокруг них всегда останется прежним, им всегда будет позволено безнаказанно творить преступления. Это греховное самодовольство и разрушает своим пророчеством Амос. Он предсказывает полное разрушение Израильского царства ("Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее (Ам.5,2)) и его нечестивого синкретического религиозного культа («взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю» (Ам.3, 14)). И действительно, уже в 722 г. до Р.Х. Израильское царство было завоевано Ассирией. Все десять колен, населявшие Израиль, были уведены в плен и так и не возвратились обратно. Дальнейшая их судьба их теряется в истории.

Время этого праведного суда над Израилем называется «днем Господним». Это важное выражение, которое много раз потом будет повторяться в пророческих книгах, первый раз появляется именно в Книге Амоса. Впрочем, это понятие, очевидно, уже существовало в народном сознании израильтян того времени. По крайней мере, Амос говорит о «дне Господнем» как о чем-то совершенно понятном его слушателям. Более того, своей пророческой речью он стремится сломать уже общепринятые представления, народные иллюзии об этом великом и страшном дне, когда Господь явится Своим людям.

Для богоизбранного еврейского народа, за свою историю пережившего множество испытаний, трагических военных поражений, десятилетий, даже столетий рабства или национального унижения, «день Господень» связывался, в первую очередь, с окончательной, именно военной победой над окружающими враждебными народами, со временем политического торжества Израиля. Во времена Амоса этот день, казалось бы, вот-вот должен был настать. Мы уже говорили о необыкновенно благоприятной для Израиля внешнеполитической обстановке того времени. Казалось, именно сейчас можно сокрушить всех ослабевших врагов и добиться господства над многими народами.

Но «день Господень» оказался для Израиля не днем торжества, а днем суда. Такой суд предстоит и над всем человечеством во время Второго пришествия Христа. Он состоится и над каждым человеком. Важно задуматься, чем для нас будет приход Господа — радостной встречей с Творцом или позором справедливого осуждения.

Слова Амоса относятся также и к Пришествию в мир Спасителя. Иисус Христос, Сын Божий стал человеком и пришел Своим людям, единственным из всего человечества сохранившим учение о Едином Боге, Творце. И народ, много веков перед этим избранный Господом, не узнал, отвергнул своего Мессию, предал Его на самую страшную и позорную казнь. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11).

В пророческой книге Амоса предсказываются даже конкретные обстоятельства распятия Христа. «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Ам. 8, 9). Действительно, Христос был распят именно в полдень, в шестом часу по принятому тогда счету времени. Пророчествует Амос и о том сокрушении, которое испытают свидетели распятия: «произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет - как горький день» (Ам.8, 10). «Единородный» (так «единственный сын» передается в славянском переводе), по святоотеческим толкованиям указание на Христа: возлюбленного Сына Небесного Отца, единственного непорочно рожденного Сына Его Пречистой Матери, Мессию, единственную надежду Израиля. По свидетельству евангелистов: «Весь народ, сшедшийся на сие зрелище [распятие], видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк. 23, 48). Но этот запоздалый плач все же не привел еврейский народ к покаянию и конец этой страны был «как горький день»: римские войска захватили Иудейское царство и разрушили Иерусалим.

Ярким и жестким поэтическим языком описывая гибель Израиля, Амос все же оставляет своим слушателям надежду. Искреннее покаяние, действительное изменение своей жизни согласно с волей Божией, может отвратить праведный суд Божий: «Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов» (Ам. 5, 15). Пророк знает, что весь Израиль не покается и его гибель неотвратима, но призывает хотя бы немногих хранящих верность Богу людей не жить по законам зла, по которым живут окружающие люди. Тема небольшого «остатка», который спасется среди всеобщей гибели, вообще часто присутствует в Священном Писании. Это дает надежду и нам: как бы не торжествовало беззаконие вокруг, даже малое число людей может противостоять ему и жить по правде Божией.

Сайт «Закон Божий»

Закон Божий


Яндекс.Метрика