В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

05 2014
5 июля - день памяти священномученика Евсевия Самосатского

  Жизнь святого Евсевия Самосатского пришлась на эпоху арианских споров, много десятилетий потрясавших Церковь. Человеку, далекому от христианства, может показаться, что все эти дискуссии о том, был ли Христос единосущным Богу Отцу или только единородным и подобосущным, был ли Он истинным несотворенным Сыном Божиим или только, пусть и самым совершенным, божественным творением, — могут показаться отвлеченной философской полемикой, мало имеющей отношение к реальной жизни. Между тем, многие люди, в уме, образованности и чистоте жизни которых не приходится сомневаться, отдали все свои силы, претерпели многие лишения, а некоторые, как священномученик Евсевий Самосатский, даже приняли мученическую смерть за утверждения правильных ответов на эти вопросы. Уже одно это может убедить в том, что здесь мы имеем дело с чем-то большим, чем просто спор о словах.

И действительно, эта бескомпромиссная борьба велась за самое важное в христианстве, за учение о Пресвятой Троице, боговоплощении и спасении человеческого рода. Все эти три догмата, на самом деле, тесно связаны друг с другом. Если бы Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, не был в подлинном смысле Богом, то значит и Христос, воплощенный Сын Божий, не Бог, — значит Бог не стал человеком и человеческая природа, искаженная грехопадением прародителей, не исцелена и не очищена божеством Спасителя; человечество не спасено и не имеет надежды на воскресение. Именно такие неутешительные выводы получаются из арианского лжеучения, появившегося в начале III в. от Рождества Христова.

Арий, основатель этой ереси, утверждал, что Сын Божий сотворен Богом Отцом, и следовательно, имеет начало своего бытия и не равен Ему, т.е. не является в подлинном смысле Богом. Но ведь и язычники в большинстве своем признавали существование Единого Бога-Творца вселенной, но в сфере практической религиозности предпочитали обращаться к более низким, а поэтому как бы более понятным и приближенным к человеку «божествам». Христос, по учению Ария, оказывался как бы в одном ряду с такими «божествами». Для античной языческой мифологии вообще был характерен культ героев, получивших некую божественную силу и прославившихся благодаря ей (в их число стали вводить и императоров и разного рода знаменитостей, вроде магов или философов). Христос в интерпретации арианской ереси вполне вписывался в логику этого культа героев. Собственно сторонники Ария, наверное, и пытались приблизить христианство к мировоззрению своих языческих современников – а в результате, как мы видели, в их учении мало что осталось от подлинного христианства. Попытки приспособиться под общественные настроения своего времени всегда были опасны для Церкви, и история арианской ереси еще раз подтверждает эту истину.

Церковь сразу же отвергла лжеучение Ария. В 325 году для осуждения его был созван Первый Вселенский Собор. Всё лживое обычно одновременно изворотливо и лукаво: самые очевидные вещи оно может самым немыслимым образом перетолковать в свою пользу. Поэтому основной целью Первого Вселенского Собора стало выработка такой формулировки догмата о Сыне Божием, которую уже никак не возможно было бы интерпретировать в арианском духе. И отцы Собора нашли такое слово, изъясняющее степень исключительной близости Сына ко Отцу, их равенство по божественной природе, которое не могло быть использовано для описания отношений твари и Творца. Это было слово «единосущный». Его убежденные ариане не могли принять ни с какими оговорками, не отказавшись от своей ереси.

Как мы видим, отцы ни в коем случае не стремились к компромиссу: в делах веры любой компромисс — отступление от истины, а иногда и прямое предательство. Именно вокруг термина предельно бескомпромиссного термина «единосущный» и развернулась долгая борьба, в которую после смерти равноапостольного императора Константина в 337 г. на стороне ариан вмешалась и государственная власть.

Святой Евсевий стал епископом г. Самосаты (Малая Азия) в 360 году, когда уже более двух десятилетий императором был арианин Констанций II (337-362), когда на всей территории Империи проходили гонения на православных: многие епископы, верные решениям I Вселенского Собора, находились в ссылках или, как святитель Афанасий Великий, вынуждены были скрываться. До начала своего святительского служения Евсевий был врачом. Возможно, именно тяжелое положение Церкви заставило его оставить прежнюю профессию ради служения Христовой истине, чего, может быть, и не произошло бы в более спокойные для Православия годы. Невольно вспоминается другой, живший в недалекие от наших времена святой, известный врач, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), также среди гонений принявший священный сан.

Уже в первый год епископства Евсевию пришлось столкнуться с грубым вмешательством еретика-императора в дела Церкви. Евсевий принимал участие в Соборе, избравшем святителя Мелетия на Антиохийскую кафедру. Определение об избрании было передано на хранение Самосатскому епископу. Вскоре святитель Мелетий был изгнан императором, а на его место назначен арианин Евзоий. Ариане потребовали от императора уничтожить документ об избрании Мелетия. Констанций отправил к Евсевию посланника, но святой отказался отдать ему определение Собора. Тогда император приказал передать Евсевию, что если тот не отдаст акт Собора, то ему отсекут правую руку. Когда угроза была произнесена, Евсевий совершил вызывающе мужественный поступок — протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но не отдам этого определения: оно очевидная улика низости ариан». Император Констанций, отличавшийся всеми замашками тирана (он был необыкновенно жесток и мстителен, к тому же страдал манией преследования и мог казнить человека только из-за одного подозрения) в этот раз удивился смелости святого и вынужден был отступиться. «Так перед великими делами людей невольно благоговеют даже враги их», — скажет об этом событии древний церковный историк Феодорит Кирский.

Святой Евсевий явил собой пример настоящего епископа, т.е., в первую очередь, человека, который, действительно, был отцом для своей паствы. Для верующих людей своего города он стал самым близким и родным человеком; его бесконечно любили и уважали, его авторитет был непререкаем. Впрочем, такое отношение к святому было не только среди жителей Самосаты: за советом к Евсевию обращались даже такие великие отцы Церкви, как святители Василий Великий и Григорий Богослов, которые состояли с ним в постоянной переписке. В одном из писем к Самосатскому епископу святитель Василий пишет о возглавляемой им Кесарийской Церкви: «для нее предпочтительнее всех благ взглянуть на твое лицо и послушать твоего голоса».

Самосатские христиане, действительно, готовы были отдать свои жизни за своего пастыря, поэтому, когда в 373 году при императоре Валенте начались новые гонения на православных и Евсевий был приговорен к ссылке во Фракию (совр. Болгария), святой попросил офицера, присланного для его ареста, тайно ночью вывести его из города, чтобы самосатцы не выступили на защиту своего епископа и не произошло кровопролития. Здесь проявились не только мужество, но и мудрость святого: для самой лучшей цели не все средства хороши, а народные волнения явно не были хорошим средством.

Христиане Самосаты все же не оставили своего пастыря: они догнали его на кораблях (к месту ссылки святого отправили по реке) и со слезами на глазах стали предлагать ему деньги, продукты, одежду. Евсевий был тронут, но ничего не взял и на прощание еще раз попросил паству твердо держаться православного учения. И в отсутствии Евсевия самосатцы остались верны своему епископу: наиболее близкие сподвижники отправились за ним в ссылку на границу Империи (а это было не только трудно, но и опасно, Евсевий и его спутники пережили во Фракии страшное нашествие варваров готов), оставшиеся не только не приняли поставленных в Самосату арианских епископов, но даже избегали встречаться с ними на улице, чтобы невольно не показаться соучастниками их ереси.

Святой Евсевий пробыл в ссылке почти пять лет. После смерти императора Валента в 378 г. ему на смену пришел православный император Феодосий Великий. Евсевий вернулся на свою кафедру. К этому моменту почти все епископские кафедры на Востоке империи были заняты арианами. По праву архиерея Евсевий участвовал в рукоположении православных епископов вместо арианствующих на несколько кафедр: в Берою, Иераполь, Халкиду, Кир, Карры (Харран), Эдессу. С этой же целью он отправился и в г. Долиха. Во время въезда епископов в город некая женщина-арианка, бросила в Евсевия кусок черепицы с кровли дома и разбила ему голову. От этой раны он вскоре скончался, завещав под клятвою никого не наказывать за свою смерть, следуя примеру Спасителя который молился за распинателей, говоря: «Отче, отпусти им, ибо не ведают что творят» (Лук. 23, 34), и первомученику Стефану, который, побиваемый камнями, говорил о своих убийцах: «Господи, не постави им греха сего» (Деян. 7, 60).

Настоящему христианину радостно умереть за Господа. Мученическую смерть верующие воспринимают не как несчастье, а наоборот как награду. Эту награду получил и священномученик Евсевий Самосатский. Еще раньше он мог пострадать от гнева нечестивого императора, мог погибнуть от рук варваров, но Господь до времени хранил Своего угодника, чтобы тот мог продолжать свое святительское служение. Мученическая смерть достойно увенчала всю праведную жизнь Евсевия, мужественного и верного защитника истины православия.

Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика