В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

03 2014
3 августа - день памяти святого пророка Иезекииля

Иезекииль - пожалуй, один из самых значительных и загадочных пророков Ветхого Завета. Блаженный Иероним Стридонский называет книгу пророка Иезекииля «океаном и лабиринтом тайн Божиих». Откровения, данные пророку от Господа, во многих случаях даже не могли бы быть высказаны словами — они предстают перед глазами Иезекииля чередой поразительных видений. Сам же он зачастую доносит до людей волю Господа не через речи, а через некие символические, иногда кажущиеся очень странными, действия. Наконец, некоторые пророчества Иезекииля относятся к временам, близким Второму Пришествию Спасителя, т.е. им еще предстоит сбыться, они находятся в будущем не только по отношению к современникам пророка, но и к нам, и только в этом будущем полностью откроется их точный их смысл и значение. В этом отношении книга Иезекииля соприкасается с еще одним загадочным библейским текстом, Апокалипсисом апостола Иоанна Богослова, во многом являющимся продолжением предсказаний великого еврейского пророка.

Иезекииль родился в конце VII веке до Р.Х., происходил из священнического рода и в 597 г. до Р.Х. разделил судьбу своих соплеменников, когда царь Навуходоносор в первый раз захватил Иерусалим и увел значительную часть еврейского народа в Вавилонский плен. Именно там, на реке Ховаре в 593 г. до Р.Х. в возрасте тридцати лет Иезекииль начал свое пророческое служение. Уже первое явление ему Бога (теофания) было приводящим одновременно в трепет и изумление.

«И я видел, — рассказывает пророк, — вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла» (Иез. 1, 4-6). Затем перед Иезекиилем проходят еще более невероятные образы и явления.

Если отвлечься от сложной библейской символики, присутствующей в описании этого видения, и попытаться просто зрительно представить картину, представшую перед глазами пророка Иезекииля, то эта попытка может привести в недоумение и даже ужас. Разрозненные парадоксальные детали никак не смогут сложиться воедино, образ богоявления будет ошеломляющ, никак не соотносим со стереотипами человеческого мышления. В явлении пророку Бог открывает людям, в первую очередь, свою непостижимость.

Этот отрывок из Книги Иезекииля читается в церкви на Страстной седмице, накануне Великого Четверга, когда вспоминается установление таинства Евхаристии. Непознаваемый Бог, бесконечно превосходящий весь тварный мир, неприступный в Своем предвечном свете, являвшийся Своим избранникам в столь страшных и загадочных знамениях, в Таинстве Причастия стал немыслимо близок человеку: Его не только стало возможно видеть и осязать, но и реально принять Его всем своим естеством.

Пророк Иезекииль, увидевший славу Божию во всей ее неизмеримой и непознаваемой силе, которая является лишь тенью подлинного величия Бога, удостоился лицом к лицу говорить с Тем, от Кого она исходила. В свою очередь, опыт богообщения пророка - лишь смутный образ того подлинного единения с Богом, которое стало возможно для каждого христианина после установления таинства Евхаристии.

Призвание Иезекииля, сопровождавшееся беспримерными таинственными откровениями, наложило на него тяжелое бремя: Господь послал пророка к его соплеменникам, «к сынам Израилевым, к людям непокорным», возмутившимся против Господа, как и отцы их, возвещать Свою волю (Иез. 2, 3). Бог предупреждает Иезекииля, что большинство не послушает его: «Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов» (Иез. 2, 5-6).

Действительно, современники в большинстве своем не послушались пророка, более того, согласно древнему преданию, Иезекииль принял мученическую смерть за свои пророчества и обличения. Он был убит в Вавилоне по приказу князя своего народа, которого он обвинил в идолослужении: Иезекииля тащили за ноги на гору, пока череп пророка не раздробился и его мозги не вылились на камни.

И сейчас Церковь призвана возвещать людям волю Божию, «будут ли они слушать, или не будут» (Иез. 2, 7). Если пытаться польстить развращенным современникам, приноравливаться под их порочные вкусы, успокаивать их нечистую совесть и обещать мир и благоденствие вместо заслуженного наказания Божьего, то можно уподобиться лжепророкам, которых также обличает Иезекииль (Иез. 13, 1-16).

Исторический смысл первых пророчеств Иезекииля (как и пророчеств его старшего современника Иеремии) заключался в том, чтобы предупредить иудейского царя Седекию и отвратить его от безрассудного восстания против Вавилонского царства, спровоцированного интригами фараона Псамметиха II, стремившегося втянуть Иудею в войну против своего главного внешнеполитического врага. По свидетельству историка Иосифа Флавия, пророчества Иезекииля были записаны и отправлены царю Седекии, но тот самонадеянно не послушал их. В результате, вавилонские войска в 585 г. до Р.Х. вторично завоевали Иудейское царство, на этот раз полностью разрушив его и переселив всё оставшееся население в Вавилонию. Об ужасах этого разгрома и пророчествовал Иезекииль. Причем, в гораздо большей степени, чем у остальных пророков, предсказания Иезекииля заключались не только в словах, но и в символических действиях: по повелению Господа, он нарисовал на кирпиче Иерусалим и, как ребенок, будто играл в его осаду, возводя вокруг него игрушечные осадные укрепления и стенобитные машины (Иез. 4, 1-3), 390 дней лежал только на левом и 40 дней только на правом боку, символически неся на себе беззакония соответственно Израильского и Иудейского царств (Иез. 4, 4-6), 390 дней питался лепешками из «пшеницы и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы» зажаренными «на коровьем помете» (Иез. 4, 8-15) (с точки зрения иудеев того времени, пища из разных круп, тем более, приготовленная на топливе из коровьих лепешек, считалась нечистой, — в данном случае, пророк обличал еврейский народ, в религиозной жизни которого к истинному богопочитанию примешались всевозможные языческие культы соседних народов, и получилась смесь, гораздо худшая просто язычества).

Однако смысл пророческих речей и действий Иезекииля не сводится лишь к одной исторической эпохе. Пророк образно и проникновенно описывает отношение Господа к человеку, которое не меняется в разные времена и эпохи. Бог бесконечно любит человека и ждет от него взаимной любви, даже если люди предают Его и совершают бесчисленные мерзости и преступления. Единственным образом, который хоть как-то может отобразить эту любовь, — это образ влюбленного и преданного мужа. Увы, образ человечества, в Книге Иезекииля применительно к еврейскому народу, — это неверная блудливая жена, постоянно изменяющая своему Супругу. Но Господь не оставляет даже столь недостойную возлюбленную.

Иезекииль поэтически описывает, как Господь нашел народ израильский, как несчастную, оставленную всеми девушку. Он взял ее Себе в жены омыл, облачил в самые прекрасные одежды, подарил драгоценные камни и золотые украшения. Неблагодарная жена, однако, тут же стала ненасытно блудить с окрестными народами, поклоняться их идолам и даже своих (а значит, и Божиих) детей стала приносить в жертву чужим жестоким богам (мы знаем, что богоотступничество в те времена доходило и до человеческих жертвоприношений). За это Бог отдал неверную супругу на расправу ее же любовникам, чтобы она одумалась и вернулась. Исторически здесь идет речь о разорении Иудеи и Вавилонском пленении еврейского народа, но это пророчество применимо к каждому народу и к каждому человеку.

Бог ревностен и требователен к человеку только потому, что хочет его спасения: если человек отступает от Него, то обрекает себя на вечную гибель. Любящий Господь, как юноша, мучащейся от разлуки с любимой, делает всё, чтобы вернуть заблудшего, дать ему Свою любовь и радость, удержать от шага в бездну тьмы и страдания. Бывает, что остановить самоубийцу (а грех и богоотступничество и есть духовное самоубийство) возможно только, если больно одернуть или даже ударить погибающего, так и средства для спасения грешников, применяемые Богом, бывают весьма суровыми и кажутся даже жестокими. Но Бог любит людей так, как ни один человек не любил свою возлюбленную. Человек может оставить свою жену, но Бог не оставит Свой народ, как бы подло и нагло он не поступал в отношении Его. Как говорит Бог через пророка Иезекииля: «Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь» (Иез. 16, 62).

Восстановление подлинного союза Бога и человека, а им в полной мере стало создание новозаветной Церкви в день Пятидесятницы, — еще одна важнейшая тема Книги Иезекииля. Бог обещает через пророка: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36, 26-27). Иезекииль предсказывает здесь снисхождение Духа Святого на апостолов, не случайно, поэтому именно этот отрывок (Иез. 36, 24-28) читается в Церкви в день Пятидесятницы.

Символическим образом христианской Церкви, по толкованиям святых отцов, является и Храм, открывшийся в видении пророку и описанный в последних главах Книги Иезекииля. Рассказ из этого описания о затворенных вратах, через которые не войдет никто кроме Господа, пророчествует о Приснодеве Марии, через Которую придет в мир Спаситель. Этот отрывок читается в церкви на всех богородичных праздниках. Устроение увиденного Иезекиилем Храма, по мысли святых толкователей, завершится только в конце человеческой истории. В тот же разделе Книги Иезекииля пророчествуется и о некоторых событиях, предшествующих Второму Пришествию Спасителя, в частности о нашествии народов Гог и Магог (Иез. 38, 1-23), упоминаемых так же в книге Апокалипсиса апостола Иоанна Богослова (Откр. 20, 7).

Наконец, наверное, самое известное и важное пророчество Иезекииля читается в церкви на утрене Великой Субботы, в преддверии праздника Воскресения Христова (Иез. 37, 1-14). Господь вывел духом пророка и поставил его «среди поля, и оно было полно костей» (Иез. 37,1). И вот «произошел шум... и стали сближаться кости, кость с костью своею... и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху» (Иез. 37, 7-8). А потом «вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои» (Иез.37, 9). Кроме символического описания предсказанного Иезекиилем возвращения еврейского народа из Вавилонского плена («так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву (Иез.37, 12), в этом видении пророчествуется о грядущем всеобщем воскресении мертвых. Так пророческий взор Иезекииля проникает через всю человеческую историю, от ближайших событий до самого ее завершения и начала будущего века.

Сайт «Закон Божий»

Закон Божий


Яндекс.Метрика