В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

27 2013
Как жить, чтобы быть счастливым?

...Мы приходим в Божии храмы для того, чтобы встретиться с Господом, почувствовать Его присутствие. Нам иногда трудно стоять, но мы стоим, потому что понимаем: здесь происходит некая тайна, которую невозможно рационально выразить, но которая открывается нам в нашем внутреннем религиозном опыте. Мы чувствуем Божие присутствие, мы чувствуем Его благодать, мы впитываем в себя Божественные слова, которые слышим через чтение Евангелия, апостольских посланий, через многие молитвы, и эти слова отзываются в нашей душе многими добрыми делами.

Вот и сегодня я хотел бы сказать несколько слов о том, что мы услышали из послания апостола Павла (Кол. 3:12-16). Послание, направленное жителям малоазийского города Колоссы, проникнуто многими сильными, меняющими человеческое сознание мыслями. Апостол учит, как человек должен жить, чтобы быть счастливым; чтобы проблемы, которые кажутся безнадежно трудными, снимались; чтобы конфликты, которые кажутся непреодолимыми, ибо затрагивают принципиальные основы бытия, — разрешались. А ведь если говорить о конфликтах, то это мощный фактор, который снижает качество человеческой жизни, а иногда приводит к болезням душевным и телесным, к нарушению покоя, к помешательству в полном смысле этого слова. Конфликты разрушают целостность человеческой жизни, отвлекают ресурсы — и материальные, и интеллектуальные, обессиливая человека, истощая его возможности.

Каждый человек проходит в жизни через семейные конфликты — нет здесь ни одного, кто не имел бы опыта семейных конфликтов. Многие из вас лучше меня знают, как человек действительно ни о чем думать не может, ничего делать не может, когда только вспомнит, что у него дома творится. А конфликты на работе, за которыми порой скрывается желание одних нанести урон другим, сознательно омрачить им жизнь, разрушить спокойствие? Иногда мы идем на конфликт, якобы движимые какими-то высшими соображениями — политическими, экономическими, корпоративными, неправильно понятой солидарностью, неправильно понятым долгом. А на самом деле несем разрушение другим, сами себя разрушая, ведь написано: «Мне отмщение, и Аз воздам, говорит Господь» (см. Рим. 12:19).

А что же мы слышали в словах апостола Павла? Он учит нас, как нужно преодолевать конфликты, и говорит очень простые слова: «Снисходите друг к другу, прощая взаимно». Снисходите! Всегда, вступая в конфликт, мы себя считаем правыми, а для того чтобы простить другого, нам нужно сойти с нашего Олимпа, нам нужно опуститься на землю, нам нужно увидеть и понять другого человека. Только тогда, когда мы ставим себя на место того, кого обижаем или кто является участником конфликта с нами, только тогда открывается возможность простить человека, но не просто простить — взаимно простить.

Можно представить, что произошло бы с нашим обществом, с родом человеческим, если бы мы были способны в одночасье простить друг друга? Приведу такой пример. Очень часто в быту, сознавая, что в нашей жизни что-то происходит не так, мы пытаемся начать все сначала, открыть новую страницу. У разных людей это происходит по-разному. Кто-то говорит: «После праздников начну новую жизнь, перестану пить». Другой: «С понедельника я берусь за ум и буду делать то-то и то-то». А нередко мы говорим: «Надо начать с того, чтобы что-то освежилось в нашей жизни». Нередко хозяйки, делая уборку в доме и потом взирая на убранное помещение, тоже говорят: «Нет, надо начинать другую жизнь».

Вообще, этот образ уборки — очень важный образ. Он имеет отношение не только к дому и не только к территории вокруг дома — он имеет отношение к нашим городам, к нашей жизни; в каком-то смысле этот образ является образом примирения. Уборка — это уничтожение всего ненужного, наносного, грязного, скверного. Это наведение порядка в жилище, в уме, в общественных отношениях. А такая уборка может произойти только тогда, когда мы прощаем друг друга и когда никакие политические симпатии и антипатии не способны осквернить наших отношений.

Для того чтобы изменить жизнь, нам нужно прибраться, навести порядок в наших сердцах, в наших душах, изменить отношение к другим. Тогда и будет чистота в наших отношениях, если научимся прощать друг другу, а не творить друг другу козни. Ключевое слово — «взаимно». Без этого не может быть полного, глобального прощения — всегда останется кто-то, кто будет считать себя обиженным, кто будет считать себя проигравшим.

Но есть еще одно слово, которое произносит апостол Павел: «Снисходите друг к другу, взаимно прощайте. Как Христос простил вас, так и вы прощайте». Ведь Он простил нас. Он не вел борьбы с римлянами и с иудейскими первосвященниками. Он просто простил всех и взошел без вины на крест, подавая всем нам величайший пример прощения — удивительного средства, способного сделать жизнь иной. И дай Бог всем нам запомнить эти такие простые слова апостола Павла: «Снисходите друг к другу, прощая взаимно. Как Христос простил вас, так и вы прощайте».

Давайте (…) новыми глазами посмотрим на наших родных, близких, с которыми мы в конфликте, на наших собратьев, сослужителей, на наших коллег, на наших соперников, в том числе политических и экономических. И если нам хватит сил простить других, то мы сделаем куда больше, чем через любые хитросплетенные стратегии борьбы, которые всегда разлетаются в мелкие осколки. Ведь все, что мы творим, нагромождая горы ненависти и отчуждения, не соответствует воле Божией, а потому представляет собой зыбкую почву, на которой невозможно построить прочного здания. И пусть Господь, вразумляющий нас Своим словом, пребудет рядом с нами, укрепляя нас в добрых мыслях и добрых поступках. Аминь.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

Слово в неделю 29 по Пятидесятнице, 23.12.2012 г.

Закон Божий


Яндекс.Метрика