Кто приобрел любовь, тот устранился от вражды; враждующий же собирает себе безвременные труды.
Преподобный Иоанн Лествичник
Во время одной из бесед Господа Иисуса Христа с учениками Пётр спросил своего Божественного Учителя: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф.18:21).
По учению ветхозаветных книжников прощать ближнего за его проступки можно было только три раза. Задавая этот вопрос, Пётр желал своим великодушием превзойти ветхозаветную праведность.
Христос ответил ему: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:22). Такой ответ Спасителя означал, что прощать своего заблуждающегося брата нужно всегда, независимо от того, сколько обид он причинил.
Чтобы ученики могли лучше усвоить эту мысль, Господь поведал им притчу о милостивом царе и немилосердном должнике.
«Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими, — начал Своё повествование Спаситель. — Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов» (Мф.18:23,24).
Должник был не в состоянии расплатиться. И когда царь услышал об этом, то приказал продать его вместе с женой и детьми в рабство и тем самым погасить долг.
«Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу» (Мф.18:26). Царь сжалился над ним и приказал освободить должника. Зная, что он никогда не сможет возвратить этот долг, царь всё ему простил. Милосердие государя спасло раба и его семью от страшного бедствия.
«Раб же тот, выйдя, — продолжал Свою притчу Христос, — нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен» (Мф.18:28).
Тогда товарищ, пав к ногам его, стал умолять: «Потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Мф.18:29,30).
Друзья несчастного, видя происшедшее, очень огорчились. Они пошли к государю и рассказали о том, что видели.
Тогда Царь, призвав немилосердного раба, сказал ему: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф.18:32,33).
Разгневавшись на беспощадного раба, Государь велел отдать его истязателям, пока он не вернёт своего долга.
«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:35), — заключил Свою притчу Христос.
Все мы много согрешаем пред Богом и находимся у Него в неоплатном долгу. Но Господь по Своей неизреченной милости и человеколюбию прощает нам все наши прегрешения.
Взамен Бог ждёт лишь одного — чтобы мы не держали зла на своих ближних и старались прощать все причинённые нам обиды.
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14,15), — говорит Спаситель в Святом Евангелии.
Прежде чем обратиться с молитвой ко Господу, мы должны простить всех обидчиков и примириться с ними, иначе наш молитвенный дар не будет угоден Ему: «Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой», — говорит Господь (Мф. 5:23-24).
Примирение с ближними — это начало нашего исправления и первая ступень на пути вхождения в Царство Отца Небесного.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Евангелие от Луки, глава 6, стих 36