В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

29 2014
29 сентября - день памяти святителя Киприана, митрополита Московского и всея Руси

ХIV век. Закат некогда великой Византийской империи, воплотившей мечту о возможном земном процветании. Удивительно, но именно в эпоху угасания государства Византийская культура переживает ослепительный взлет, а ее свет распространяется далеко за пределы все умаляющегося государства. «Прекраснейшие цветы этого позднего расцвета империи Палеологов распускались в не грекоязычных странах Восточной Европы – Сербии, Болгарии, Румынии и России» (Оболенский Д. Шесть византийских портретов). Византийцы использовали свое культурное влияние, чтобы укрепить империю, восточноевропейские страны стремились воспользоваться плодами ее цивилизации.

На Руси ХIV век - золотой век духовности и культурного творчества. Андрей Рублев, Дмитрий Прилуцкий, и Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Феофан Грек. Создается новый, чисто русский стиль в живописи, литературе, архитектуре. В общении двух миров - Византийского и Восточноевропейского - значительную роль сыграл митрополит Киевский и Московский Киприан, по рождению болгарин, монах Святой горы Афон, затем – доверенное лицо византийского патриарха и его представитель в качестве митрополита Киевского.

Историки предполагают, что святитель Киприан родился в 1330 году. Духовно возрос он на Афоне, переживавшем в ту пору весну исихастского возрождения. Идеалы и живые примеры святой, богочеловеческой жизни привлекали на Святую гору людей, взыскующих духовной жизни, со всего христианского мира. Среди них было много славян, после обновивших своим вдохновением, почерпнутым на Афоне, христианство в родных краях. Другой стороной афонской жизни было подлинное христианское братство: в монастырях иноки разных наций – славяне, румыны, греки – единодушно славили единого Бога. Такова была среда, воспитавшая святителя Киприана.

В начале 1370 годов монах Киприан уже состоит в кругу поверенных Константинопольского патриарха Филофея, выдающегося политика. Империя насмерть бьется за свою жизнь и будущее, видит свое спасение в сохранении единства православного мира, и поэтому основными проводниками имперской политики становятся монахи, нередко славяне, воспитанные в византийских традициях, которые могли бы распространять в Восточной Европе взгляд на православный мир как единое целое. Из всех славянских стран, наиболее желанным своим союзником Византия видела Русь, богатую и многонаселенную.

Однако во второй половине XIV века на русских землях сложились два соперничающих государства: Великое княжество Литовское и Великое княжество Московское. Глава Русской Церкви, пребывавший с 1328 года в Москве, по традиции носил титул «митрополит Киевский и всея Руси», хотя древний киевский престол находился под властью Литвы, и поддерживал политику Москвы, что не нравилось литовским князьям, желавшим перенести резиденцию Русского митрополита в Литву ради политического главенства в восточнославянских землях. Константинополь же – хотя и симпатизировавший более Москве - стремился сохранить церковную власть в обоих государствах, поэтому патриарх Филофей решил отправить на Русь посла, чтобы он восстановил мир между Литвой и Русью, сохранив тем самым единство Русской, или Киевской, митрополии. Поручение это было возложено на Киприана, возведенного в сан митрополита Киевского и Литовского с условием, что после смерти митрополита Московского Алексия он станет митрополитом всей единой Руси.

Митрополит Киприан прибыл в Киев 9 июня 1376 года и принялся за устроение церковной жизни. «Он поставил епископа на давно пустовавшую кафедру Владимира-Волынского, вернул утраченные было имущества митрополичьей резиденции в Новогрудке и Софийского собора в Киеве. Он явно завоевал доверие Ольгерда, а впоследствии его сына Ягайло, который, возможно, был православным христианином. Что же касается старшинства русских князей, то он придерживался официальной византийской позиции. Как и Кантакузин в 1347 году, он подтвердил главенство великого князя Владимирского и Московского» (прот. Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь).

Однако московский князь Димитрий, прозванный впоследствии Донским, не пожелал принять Киприана в качестве митрополита Московского, подозревая в нем сторонника Литвы. Киприан прибыл в Москву, но был арестован и выдворен из Московского княжества. Об этом периоде сложных отношений с великим князем святитель Киприан рассказывал в посланиях к преподобному Сергию Радонежскому и его племяннику, игумену Симоновского монастыря преподобному Феодору, с которыми у него сложились глубокие духовные связи; оба поддерживали его кандидатуру на митрополичью кафедру.

Несколько лет длились нестроения с наследованием Всероссийской кафедры: дальность пути до Константинополя, где утверждался и поставлялся глава Русской Церкви, неожиданные события, политические интересы различных группировок – все это препятствовало окончательному, канонически верному решению вопроса.

В 1380 году произошла победоносная для Руси Куликовская битва – событие изменившее ход европейской истории. Вскоре после нее князь Димитрий Донской послал симоновского игумена Феодора в Киев «по Киприана» с приглашением его в Москву. Историки недоумевают о причине столь кардинальной перемены в отношениях князя и митрополита. Протоиерей Иоанн Мейендорф в своей книге «Византия и Московская Русь» пишет, что подобную перемену можно объяснить лишь, если допустить, что Киприан оказал московскому князю какую-то значительную услугу в его победе на Куликовом поле.

Одна такая услуга известна. По благословению святителя Киприана литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи перед самой Куликовской битвой, в 1379–1380 годах, перешли на службу к великому князю московскому. Их участие в Куликовской битве значительно повлияло на ее победоносный исход.

Но, возможно, была и еще одна, более важная услуга. В 1380 году митрополит Киприан находился в Литве и встречался с князем Ягайло Ольгердовичем, союзником Мамая, чьи войска должны были соединиться с татарами на Куликовом поле. Если бы это произошло, исход битвы мог бы быть совершенно другим. Но Ягайло опоздал на битву! Было ли это случайностью? Посланное в 1378 году письмо митрополита преподобному Сергию Радонежскому показывает, что Киприан оставался верен идее «главенства» Москвы. «Поэтому, - пишет протоиерей Иоанн Мейендорф, - можно не сомневаться, что если Ягайло спрашивал его совета относительно союза с Мамаем и генуэзцами против Дмитрия Донского, к которому уже присоединилось два члена литовского княжеского рода, то ответ митрополита мог быть только отрицательным».

Есть и еще одна возможность объяснения происшедшей перемены – ходатайство перед великим князем Сергия Радонежского. После Куликовской битвы авторитет преподобного Сергия возрос и стал непререкаемым.

Но, так или иначе, а митрополит Киприан на праздник Вознесения Господня в 1381 году торжественно был встречен в Москве и признан митрополитом Киевским и всея Руси.

«В позднейшей летописной традиции имя Киприана, наряду с именем преп. Сергия, символически соотносится с Куликовской победой и избавлением Руси от татарского ига. В 1381 году новый митрополит установил в Москве почитание великого князя Александра Невского, Дмитриева пращура и православного победителя западных крестоносцев. Таким образом еще раз утверждался престиж Москвы, причем в направлении, которое приходилось по душе литовцам, ведь для них угроза со стороны ливонских рыцарей оставалась по-прежнему актуальной. Так что создается впечатление, что, совершая эту канонизацию, Киприан прежде всего думал о единстве Руси» (Прот. Иоанн Мейендорф).

В то же время святитель Киприан составил житие митрополита Московского Петра, в котором поднимались вопросы взаимоотношения церковной и княжеской властей, актуальные и для него самого. Им были также составлены служба этому святому, похвальное слово и молебный канон.

Однако вскоре обстоятельства резко изменились. В августе 1382 года татары, возглавляемые ханом Тохтамышом, подошли к Москве, взяли ее и предали опустошительному разорению. Димитрий Донской вынужден был вновь признать над собой власть Золотой Орды. В тот момент казалось, что Куликовская битва потеряла свое значение и победа была напрасной.

Киприан был первым русским митрополитом, который ни разу не ездил в Орду и никаких сношений с татарами никогда не имел. В переменившейся ситуации он был совершенно неподходящей для Москвы фигурой. Ему пришлось покинуть Москву и уехать в Киев, то есть в Литву. Лишь в марте 1390 года митрополит Киприан снова был встречен новым Московским князем Василием Димитриевичем и после 14 лет искушений занял Всероссийский митрополичий престол.

Летом 1395 года в Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) – непобедимого и жестокого завоевателя. Все понимали, что под угрозой само существование Русского государства. Митрополит Киприан, благословив в поход князя Василия, призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси – Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.

Сегодня улица, по которой тогда шел крестный ход из Владимира, называется Сретенкой (от славянского слова «сретение» – «встреча»), а ворота, которые появились впоследствии на месте Кучкова поля при сооружении Белого города, стали называться Сретенскими.

Вся Русь молилась в те дни перед иконой Матери Божией о спасении от неминуемой гибели. И чудо совершилось. Тамерлан дошел до города Ельца и по не понятным для историков обстоятельствам дальше к Москве не пошел, хотя перед ним лежал почти беззащитный город – легкая добыча и военная слава. Это произошло 26 августа 1395 года.

В летописях этот загадочный поступок Тамерлана, однако, объясняется так: в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону и мо¬лились перед ней, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена – это Матерь Божия, великая защитница христиан. Именно поэтому, согласно летописям, гонимый страхом Тамерлан на следующий день повернул на юг.

На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан основал Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября по новому стилю) празднуется с тех пор как день спасения Москвы и России от полчищ Тамерлана.

В начале XV века митрополит Киевский и Московский Киприан был уже 70-летним старцем. В последние годы жизни он все чаще уединялся в своей подмосковной загородной резиденции, расположенной при слиянии рек Сетуни и Раменки. Сегодня это место можно увидеть в Москве вблизи Мосфильмовской улицы. Хотя и окруженное современными домами, оно осталось почти таким, каким было в те далекие времена. Нет только церкви трех Святителей. Здесь же 16 сентября 1406 года святитель Киприан скончался. Согласно завещанию он был похоронен в юго-западном углу Успенского собора Московского Кремля. 29 мая 1472 года при строительстве нового Успенского собора произошло обретение мощей святителя Киприана. Этот год и считается годом его прославления.

Подвиг ради сохранения единства вселенского Православия стал, наверное, главным делом жизни святителя Киприана. Однако не менее значительны его труды в области культуры. Современники описывали митрополита как пастыря «вельми книжнаго и духовнаго, всякаго благаго любомудрия и божественнаго разума исполненнаго». Будучи выдающимся знатоком православного богослужения Константинополя, Афона, Болгарии, святитель начал активную деятельность по исправлению и приведению к единству богослужебной практики в Русской Церкви. Митрополит Киприан собственноручно переписал такие богослужебные и вероучительные книги, как Псалтирь, Служебник, Требник, Лествицу Иоанна Синайского, сочинения Дионисия Ареопагита, перевел с греческого на славянский некоторые молитвы и каноны патриарха Филофея. Именно митрополитом Киприаном было принесено на Русь и распространено для чтения толкование на Евангелие святителя Феофилакта Болгарского.

Не без литературного влияния Киприана возникли и известные произведения Куликовского цикла: «Задонщина», «Повесть о Куликовской битве», «Повесть о нашествии Тохтамыша», «Слово о жизни и смерти великого князя Дмитрия Ивановича, русского царя». Возможно, митрополит Киприан участвовал в создании и редактировании Московского летописного свода 1408 года, известного как «Троицкая летопись».

При святителе Киприане на Русском Севере было основано множество монастырей, развивалось церковное строительство, расписывались церкви по всей Руси. На его правление приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути преподобного Андрея Рублева. При нем же была проведена реформа русского церковного пения и музыкальной нотации. С ним связывают и переход Руси с «мартовского» года на «сентябрьский».

Московский биограф оценивал труды святителя такими словами: «Его же благословением земля Русская мир глубокий приемлет», а «исправлением книжным и учением его светляется паче солнечных зарей и напаяется яко от источника приснотекуща».

Закон Божий


Яндекс.Метрика