В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

01 2014
1 октября - день памяти преподобного Илариона Оптинского

«Древняя народная мудрость сказала: «свет мирянам — иноки, свет инокам — ангелы», — писал о сущности монашества известный православный мыслитель и богослов, архимандрит Киприан (Керн). И она очень верно выражает сущность взаимоотношения миров человеческого и ангельского, с их промежуточной служебной ступенью иночествующего собора. Иноки должны быть ангелами-хранителями мира, служить миру и продолжать в этом направлении линию ангельского служения. Это служение может проходить в непосредственном контакте с этим миром, или же быть пустынническим, анахоретским, географически отделенным от мира, но зато еще более тесно связанным метафизически, духовно, молитвенно. Такое иночество уходило от жизни мирской к жизни мировой, к молитвенному служению всему миру, к его духовному охранению. Свое стремление к святости, к духовному совершенствованию, свое, выражаясь аскетическим языком, спасение оно осуществляет не самостно, не самозамкнуто. Очищаясь, оно очищает и окрест себя стоящих, будь то близкие или дальние; просвещаясь молитвою, богомыслием, созерцанием оно просвещает и должно просвещать окрест себя, весь мир, всех человеков…

От древних подвижников Востока эта линия тянется к Паисию Величковскому и нашим знаменитым оптинским старцам. Оптина — один из прекраснейших цветков иноческого вертограда, один из лучезарных светочей православного мира и его ангелоподобного собора монашествующих. Исповедь, руководство жизнью, совет самого, казалось бы, прозаического, повседневного содержания приближают иноков к их назначению быть ангелами-хранителями мира».

Оптинский подвижник и старец Иларион был одним из таких ангелов-хранителей. Один человек вспоминал: «Мне случалось не раз, после беседы с ним испытывать на душе такое спокойствие, такой рай, что решительно забываешь все земное. Это мы испытывали на себе и после того, как он уже скончался. Когда стараешься жить по его советам, бывает отрадно, легко; когда же, по немощи, впадаешь в искушение и сделаешь что-либо не так, как он учил, то бывает очень тяжело».

Преподобный Иларион родился в пасхальную ночь 1805 г. в семье сельского портного и был назван Родионом. Его будущее монашеское имя — Иларион, означающее «радостный» и «тихий», выявило то главное, что было свойственно этому подвижнику веры и благочестия: тихую, смиренную кротость сердца и постоянное пребывание души в пасхальной радости о Воскресшем Господе.

Следование заповедям Господним уже с младенческих лет стало для него непреложным законом. Вот характерный эпизод из отрочества будущего Оптинского подвижника. Однажды, собирая вместе с матерью ягоды в лесу, мальчик набрел на особенно плодоносное место и стал созывать оказавшихся поблизости своих деревенских сверстников. Мать попыталась воспротивиться этому: «Не зови их, сами здесь будем рвать, а они пускай на другое место идут». Но малолетний сын ее, в искренности и непорочности своего детского сердца, ответил так: «Отчего же? Ведь Бог не дал для нас одних, а для всех зародил ягоды!».

Отрок с детства чувствовал в себе стремление стать монахом. Обучаясь в доме отца своего портновскому ремеслу, рассудительный юноша, помышлявший о монашестве, решил, что в монастыре как раз и пригодится ему эта профессия. Именно тогда утвердилось в нем убеждение, что ко всякому делу следует относиться добросовестно: то, что делаешь, надо стараться делать хорошо. А это как раз и есть то самое правило, на которое как новоначальным, так и возросшим в духовной жизни инокам святые отцы указывают как на необходимое условие для спасения, и которое они в своих писаниях называют «хранением совести»...

Когда Родиону было 24 года, он переехал с родителями в Саратов. Ревностный исполнитель уставов Православной Церкви, он и дома старался вести строго благочестивую жизнь, живя в страхе Божием и отечески наблюдая за неуклонным исполнением христианских обязанностей артелью своих рабочих.

На артель, состоящую человек из тридцати, Родион смотрел как на своих детей, за которых надобно будет дать отчет Богу. Он содержал их хорошо и строго наблюдал за их нравственностью. С юных лет воспитанный в страхе Божием, искренно преданный Православной Церкви и строго соблюдавший ее уставы, он завел такой порядок, чтобы в воскресные и праздничные дни вся артель непременно бывала в церкви на всенощной и обедне. Кроме того, при помощи знакомого дьячка Покровской церкви он обучал своих рабочих церковному пению, и за работой они вместо светских песен пели песни духовные. Здесь в это время было множество раскольников, которые по численности даже превосходили православных, а последние, долгое время находясь среди сектантов, пребывали в состоянии двоедушия и сомнения. И тогда Господь открыл Родиону новую возможность служения людям — служение миссионерское, апостольское. По благословению саратовского старца Симеона, он стал проводить с раскольниками беседы, причем весьма успешно. Многие отпавшие тогда вернулись в лоно Церкви.

Так прошло девять лет. Дело ширилось, создалось братство, но «хотя мы и богоугодно старались жить, — позже вспоминал Старец, — и, казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, что монахи лучше нас живут». И раньше иноческая жизнь привлекала Родиона, но теперь, 33-х лет от роду, он серьезно задался этим вопросом. Почти год он ездил по разным обителям, но то, чего искала его душа, нашел именно в Оптиной.

В 1839 г. Родион был принят в Оптинский Иоанно-Предтеченский скит и стал келейником старца Макария. Через десять лет он принял постриг с именем Иларион. Двадцать лет преподобный был келейником старца Макария, но у него было и другое послушание — садоводство и цветоводство. Посетителям скита, покрытого благоухающими цветниками, было трудно поверить, что все это дело рук одного человека. Также он занимался пасекой, разведением рыбы. По благословению старца завел аптечку и лечил братию.

После кончины старца Макария отец Иларион стал скитоначальником и духовником обители. Много потрудился он для обустройства скита. И по управлению, и по духовничеству старался придерживаться тех порядков, которые были заведены его почившим учителем. Его наставления были кратки, ясны, просты и убедительны, потому что он сам исполнял все то, что советовал братии. «Все пришли, — учил преподобный, — ради Бога душу свою спасти; будем же помогать друг другу... Будем стараться быть примером для младших, располагать их к себе любовью, чтобы и между ними сохранились любовь и единодушие».

Очень много принимал преподобный Иларион и мирян. Любовь его к страждущим была безгранична. К нему приводили и страдающих нервными и душевными болезнями, которых обычно называют - порчеными. Старец находил, что причиною подобных болезней бывают часто непримиримая вражда, раздоры семейные и тяжкие нераскаянные грехи. Старец указывал больным не мнимую, а действительно найденную им причину их болезни и приводил к сознанию, раскаянию и сокрушению о своих грехах. Если больные указывали на кого-либо как на причину своей болезни, что часто бывало с нервными больными, то отец Илларион советовал тогда испросить у того лица прощения, если оно живо, а если скончалось, то примириться с ним, отслужить на его могиле панихиду о его упокоении и дома за него молиться, принести покаяние, принять епитимию и положить начало добродетельной жизни.

Как-то попала к нему на исповедь одна упорная душевнобольная, грубо и непристойно бранившая Старца. Не обращая на это внимание, старец Иларион добился, чтобы она пришла в полное сознание и покаялась в том грехе, за который так сильно страждет. «Вы бы ее, батюшка, оставили, раз она такая», — сказали Старцу, а тот ответил: «А у нее ведь душа такая же, как и у нас с тобой. Весь мир не стоит одной души!».

Почил преподобный Иларион 18 сентября 1873 г. Почитание памяти старца Илариона началось сразу же после его кончины. По предложению духовных детей старца была построена церковь во имя преподобного Илариона Великого, его небесного покровителя.

 

Поучения преподобного Илариона Оптинского

Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить Церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях.

Каждое дело необходимо начинать с призыванием в помощь имени Божия.

Преподобный Иларион учил немощи и недостатки подчиненных нести благодушно. "Замечания делай, – наставлял старец, – не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого".

Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце.

Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать.

Мы не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое нами всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть.

Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Один Бог – Сердцеведец, мы же о людях безошибочно судить не можем.

Похвалам о себе не внимай и бойся их, помни – кто-то из святых отцов говорит: если кто хвалит тебя, жди от него и укоризну.

Ежели вы свое собственное сердце умиротворите к гневающемуся на вас, то и его сердцу Господь возвестит примириться с вами.

По материалам православных интернет-ресурсов

Закон Божий


Яндекс.Метрика