В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

13 2014
13 октября - день памяти священномученика Григория, просветителя Армении

Православная Церковь празднует сегодня память святителя Григория, Просветителя и первого епископа Армении. Как ни странно, самый почитаемый армянским народом исторический деятель сам не был армянином. Святитель Григорий происходил из знатного парфянского рода, а воспитан был в Римской империи, получив обычное классическое античное образование. Более того, Армения стала для святого местом тяжелейших бедствий и испытаний, достойных лихо закрученного приключенческого романа, тогда как его самые спокойные и счастливые годы прошли вдалеке от нее. Тем не менее, именно эту страну святитель Григорий сделал первым в истории христианским государством, за что и оставил после себя благодарную память всей Вселенской Православной Церкви.

Род Сурен-Пахлавов, из которого происходил Григорий Просветитель, был одним из самых старейших и влиятельных в Парфянском царстве, некогда могущественной державе, находившейся к югу и юго-востоку от Каспийского моря и подчинявшей в период расцвета (середина I в. до Р.Х.) обширные области от Месопотамии до границ Индии. Ко времени рождения святителя Григория (ок. 252 г.) Парфия как независимое государство уже не существовала, однако парфянская аристократия не утратила своего влияния во многих странах этого региона. Так в Армении с 62 г. по Р.Х. правила династия Аршакидов, потомков парфянских царей.

Анак (Апак), отец Григория, первоначально служил при персидском дворе, но затем переметнулся к армянскому царю Хосрову I. Подобный поступок персидского вельможи не вызвал у правителя Армении никаких подозрений: Анак находился в непосредственном родстве с Аршакидами и мог рассчитывать на самые важные должностные посты. И действительно, Апак стал ближайшим советником Хосрова. Оказалось, однако, что отец Григория был персидским агентом: войдя в доверие к царю, он, найдя подходящий момент, собственноручно пронзил Хосрова мечом и тут же отправился в Персию доложить об исполнении своего задания. (По другим источникам, Анак изначально служил у Хосрова и был подкуплен персами, но это мало меняет дело.)

Между тем, смертельно раненный царь успел назвать имя убийцы. Приближенные Хосрова настигли Анака и тут же расправились с ним, утопив в реке. Затем они уничтожили и всю его семью. Спасся только младший сын Анака, будущий святитель Григорий: кормилица спрятала младенца и затем переправила его подальше от рук мстителей на территорию Римской империи в Кесарию Каппадокийскую. Так жизнь святого сразу же началась с гонений и бедствий.

В то же самое время был чудесно спасен еще один ребенок, с которым будет связана почти вся жизнь Григория: он будет и ближайшим другом святого, и самым лютым его врагом, и наконец верным сподвижником в главном деле святителя. Этот ребенок — сын Хосрова Тиридат (Трдат), впоследствии ставший армянским царем и оставшийся в истории под именем Великий. После убийства Хосрова, как и было задумано, в Армении начались междоусобицы и страна была захвачена персидскими войсками. Тогда уже многочисленная семья армянского царя была безжалостно вырезана. Избежал смерти опять только один, малолетний сын Хосрова Тиридат. Он тоже был отправлен в Римскую империю, только уже к самому императорскому двору. Император с радостью принял мальчика: Персия была давним врагом Рима, и законный наследник захваченного персами армянского престола мог бы стать верным союзником империи.

Григорий же, что тоже почти чудо для того времени, попал на воспитание в христианскую семью, был крещен и вырос твердым последовательным христианином. Придя в возраст, он женился тоже на христианке, которая родила ему двух сыновей. Через три года супружеской жизни, однако, Григорию пришлось расстаться с женой (по одним источникам, она умерла, по другим — ушла в монастырь). Тогда святой совершает неординарный поступок. Он едет в Рим и устраивается на службу к Тиридату, сыну человека, убитого его отцом. Армянский царевич к тому времени стал видным военачальником. Особенно прославил Тиридата его подвиг во время войны с варварским племенем готов. Предводитель готов, воин необыкновенного роста и силы, перед боем вышел из строя и предложил римскому императору сразиться с ним. Вместо императора на поединок вызвался Тиридат. Безоружным он сумел побороть великана, взял его в плен и таким образом позволил римлянам выиграть войну без кровопролитного сражения.

Вскоре император с помощью римских легионов вернул Тиридату трон его отца. Не последнюю роль в этом событии сыграл Григорий, к тому времени ставший ближайшим советником и военачальником царевича. Способствуя возвращению Тиридата на армянский престол, святой хотел искупить преступление своего отца — поступок, безусловно, свидетельствующий о благородстве души.

Нужно еще учесть, что Тиридат был для Григория не только сыном царя, предательски убитого его отцом, но и сыном человека, повинного в гибели всей его семьи. Однако святой сумел переступить через кровную вражду, чтобы исполнить свой нравственный долг, каким он его видел в то время. Григорий взял на себя всю ответственность за кровавую драму, случившуюся с его родителями, но он не мог знать, откажется ли от мести сам Тиридат.

Часто власть до неузнаваемости изменяет человека. Так и Тиридат, до того покровительствовавший Григорию и терпимо относившийся к его христианской вере, едва достигнув царского трона, вдруг резко переменился. Он стал требовать, чтобы святой отрекся от Христа и принес жертвы языческим богам. Очевидно, добившись своей цели, Тиридат счел, что уже не нуждается в верном союзнике; наверное, вспомнилась кровная вражда, да и просто царю захотелось наконец насладиться неограниченной властью. Но Григорий не стал жертвовать свободой во Христе для угождения тирану.

Мучения, которым подверг святого нечестивый царь, описать совершенно невозможно: они отличались таким утонченным и извращенным садизмом, какой возможен только в восточных деспотиях. Григорий мужественно выдержал все пытки. Тиридат, убедившись, что не может сломить волю святого, решил заключить его в подземную тюрьму, своего рода «зиндан» («колодец Арташата», ныне известное место паломничества, где построен монастырь). Вероятно, просто казнь не удовлетворяла мстительное чувство Тиридата — ему нужно было ежедневно сознавать унижение своего противника.

Подземелье, где томился Григорий, в любое время года было сырым и холодным. Оно кишело всевозможными паразитами, змиями, скорпионами и насекомыми. Трудно представить, как можно просто физически выжить, не сойти с ума, не одичать в таких невероятных нечеловеческих условиях. Григорий провел в одиночном заключении около 15 лет. Он выжил и не сошел с ума — с ума сошел его гонитель, царь Тиридат...

Около 300 года 37 христианок, давших обет целомудрия и служения Богу, бежали из Римской империи в Армению от императора-гонителя Диоклетиана. Одна из девушек, Рипсимия, отличалась незаурядной красотой и привлекла внимание Тиридата, как ранее Диоклетиана, и он решил сделать ее своей наложницей. Девушка отвергла домогательства царя, причем она смогла и физически отбиться от него, когда он пытался над ней надругаться (а Тиридат, мы помним, отличался необыкновенной силой). В отместку Тиридат так же жестоко, как и со святым Григорием, расправился с христианскими девушками. Как и Григорий, никто из этих дев не отрекся от Христа.

За свои злодеяния Тиридат был наказан безумием. Конечно, он был безумен и до этого, и когда мучил и заключил в подземелье своего верного соратника Григория, и когда преследовал христиан, заставляя их поклониться бездушным идолам. Однако теперь это безумие проявилось наглядно, кошмарно и омерзительно. Тиридат вообразил себя кабаном, дико метался, валялся по земле и грыз свое тело. Нечто подобное случилось с царем Навуходоносором, который в наказание за гордость «отлучен был от людей, ел траву, как вол» (Дан. 4, 30). Болезнь армянского царя была, пожалуй, еще страшнее, чем царя вавилонского. Но и в этом случае Бог совершил чудо исцеления. У сестры царя царевны Хосровидукт было видение: человек с сияющим лицом (это был ангел) объявил ей, что преследование христиан должно быть прекращено отныне и навеки, а Григорий освобожден из ямы. Жестоко измученный болезнью Тиридат послушался совету сестры и освободил святого.

Григория вытащили из подземелья. За годы заключения он, как дикий зверь, зарос волосами, ногти его были длинные и твердые, как у птицы. Но он сохранил человеческий разум и достоинство человека, тогда как его недруг Тиридат, все эти годы купавшийся в роскоши и славе, уподобился бешеному животному. Та же вера Григория, которая помогла ему выжить в темнице и остаться человеком, вернула человеческий облик и Тиридату. Григорий, забыв все страдания, которые он вынес из-за своего мучителя, кровные обиды, лежавшие между их семьями, помолился за Тиридата, по слову Евангелия: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). И молитва исцелила царя. Не только физически, но и духовно: пережив страшный опыт безумия и отторжения из мира людей, а затем исцеления и возвращения в общество, Тиридат понял многое, а главное – понял истину веры Григория. Царь крестился, его примеру последовали многие его подданные. Это случилось в 301 году. Так Армения стала первым в истории государством, где христианство стало официальной религией.

Удивительно,  что Григорий, переживший такие длительные и тяжелые испытания, чудом оставшийся в живых, изувеченный пытками и заключением, находит в себе силы для энергичной деятельности по христианскому просвещению Армении. Он отправляется в Кесарию Каппадокийскую, город, в котором он вырос, где принимает епископское рукоположение.

Христианство пришло в Армению еще в апостольскую эпоху, здесь проповедовали апостолы Варфоломей и Фаддей. С того времени христианские общины существовали здесь непрерывно, несмотря на гонения, которые время от времени начинали те или иные армянские цари. Но обращение целого народа и государства началось именно при Григории Просветителе. Это было впервые в истории и всего человечества. Тысячи людей обращались ко Христу, всюду строились храмы и поставлялись священники. Святой Григорий много времени проводил в путешествиях. Он крестил желавших принять христианство, строил новые церкви и основывал новые монастыри. Его миссионерская деятельность не ограничивалась только Арменией. Григорий проповедовал Христа и в Иверии (Грузии), и в Албании, и даже в Персии. Святого Григория по праву можно назвать апостолом Кавказа.

Недавно возникшая Армянская Церковь сразу же стала важной и неотъемлемой частью Вселенской Православной Церкви. Уже в 325 году представитель Армянской Церкви, сын святителя Григория Аристакес, также рукоположенный в сан епископа, принимал участие в Первом Вселенском Соборе.

В конце жизни, устроив Армянскую Церковь, святой Григорий успел еще послужить Богу в подвиге отшельничества в пещерах Мане. Руководство Церковью он передал своему сыну. Вскоре Григорий Просветитель мирно почил о Господе. Обнаруженные местными пастухами мощи разошлись по христиан миру вплоть до Греции и Италии. Главная святыня, десница Григория Просветителя, хранится в Эчмиадзине.

Святитель Григорий Просветитель широко почитается не только в Армении, но и всею Вселенской Православной Церковью. Для всех православных он является примером неутомимого миссионера, человека, который не отчаялся в годы самых страшных невзгод и поэтому сумел выполнить свое предназначение, возложенное на него Господом.

Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика