В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

20 2014
20 октября - день памяти мучеников Сергия и Вакха

Вторая половина III века от Р.Х. (точнее с 261 по 303 гг.) была, пожалуй, самым спокойным и благоприятным временем в истории Древней Церкви доконстантиновой эпохи, когда Римская империя была еще языческим враждебным христианству государством. После жестоких гонений императоров Деция (249—251) и Валериана (253—260) несколько десятилетий христиане практически не преследовались римскими властями. У Церкви появилась возможность почти открыто строить храмы. В городе Никомедии огромный христианский собор появился даже рядом с дворцом императора. Всё больше и больше людей обращались ко Христу. Христиан стало много и среди военнослужащих и государственных чиновников, даже среди крупных военачальников, наместников провинций и приближенных к императору. При этом христиане намного честней и ответственней, чем язычники, относились к своим служебным обязанностями, соблюдая слова апостола Павла: «всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3, 23). Римская же власть умела ценить такое качество как верность долгу. Высокие должности в войске получили и святые Сергий и Вакх, память которых празднуется 7/20 октября.

В лучшую сторону отношение к христианам изменилось и в самом римском обществе. В трудных обстоятельствах, когда язычники терялись и думали каждый лишь о себе самом, христиане проявляли необыкновенное мужество и решительность. Так, когда опустошительная эпидемия моровой язвы в 352 году достигла Карфагена, языческое общество было совершенно деморализовано и показало себя с самой неприглядной стороны. Каждый эгоистически заботился только о своей собственной жизни. Любые узы родства и дружбы были порваны и забыты. Всех заболевших трусливо и подло выбрасывали на улицу. Люди умирали на улицах, их тела оставались без погребения, и, таким образом, эпидемия распространялась в еще больших масштабах. В этот трагический момент христиане фактически спасли город.

Христианский епископ Киприан обратился к верующим. Под его влиянием богатые христиане стали жертвовать своё имущество, бедные охотно предоставляли в распоряжение руководителей церкви свои услуги. Таким образом, в короткое время улицы Карфагена были очищены от заразительных трупов, и новая опасность прошла сама собою. Такое поведение христиан поразило язычников.

То же самое произошло и в Александрии, где борьбу с эпидемией возглавил епископ Дионисий. Христиане выхаживали больных как с братьев, независимо, веровали ли они в Христа или были язычниками; умирающих одевали в погребальные одежды и хоронили. Многие умирали при исполнении этого долга братской любви. Но не было недостатка и в тех, которые и им оказывали последнюю честь. Здесь христианский героизм вновь произвел благотворное влияние на язычников.

Христианство, однако, и в этот период оставалось «недозволенной религией». Церковь специально не преследовали и на ее существование как бы закрывали глаза, но законы против христиан формально не были отменены. Поэтому любой человек, например, обойденный по службе, мог донести на своего сослуживца-христианина, что тот не приносит жертвоприношений языческим богам, — дальше всё зависело от рвения местных властей: если делу давали ход, обвиненный мог принять мученическую смерть, а доносчик занять его место. Так случилось, например, с мучеником Марином. За безупречную службу он был назначен на должность центуриона, командира подразделения в сотни солдат. Другой претендент на это офицерское звание донес на Марина как на христианина. Военный суд был суров и краток. Мученику дали три часа на раздумья и по истечении их, так как Марин не отрекся, отсекли голову.

Христиане в те времена жили под угрозой жестокой расправы. Однако, в эти сорок лет между гонениями солдаты все же не останавливали людей на улицах, требуя официально заверенную справку о совершении ими языческого жертвоприношения, как было при Деции и Валериане. Казалось, для Церкви всё идет к лучшему. Однако, новое и самое страшное гонение Диоклетиана доказало, что языческое государство, как бы снисходительно оно иногда не относилось к христианам, никогда не потерпит Церковь, как реальную силу, изменяющее общество. Как бы верно не служил христианин императору, высшей властью для него является все же Христос. Языческие же императоры требовали, чтобы над ними не было никакой другой, даже божественной, власти — они сами требовали для себя божественного почитания.

Гонение императора Диоклетиана (284-305) было самым страшным в истории христианства. Оно ставило своею целью «истребление самого имени христианин», чтобы в Римской империи не осталось ни одного христианина. (Можно вспомнить Хрущева, обещавшего в 1980 году показать «последнего попа» по телевизору). Удивительно, но первые двадцать лет правления Диоклетиан ничем не проявлял своей неприязни к христианству. Гонение против христиан открыто было только в 303 году. Под какими влияниями совершился этот переворот, что Диоклетиан, терпевший христиан так долго, решился, наконец, поднять на них жестокое гонение? Мы уже говорили, что преследования христиан неизбежны в языческом обществе, терпимом к любому безбожию и суеверию, но ненавидящем серьезную и мужественную веру в истинного Бога. Диоклетиан был сильным и последовательным политиком и гонения на христиан были с его стороны вполне логичным шагом, который он исполнил в свое время.

Однако, на это решение, очевидно, повлияла и другая злая воля. Соправителем Диоклетиана, кесарем, т.е. младшим, подчиненным императором, был Максимиан Галерий. Очевидно, именно он был главным виновником гонения против христиан. Это был человек, происходивший, подобно Диоклетиану, из самых низших слоев общества. Он находился под крайне сильным влиянием своей матери, ярой язычницы. По своему характеру он был гораздо более груб, чем Диоклетиан. Тем не менее, его отличала неуемная энергия и военная храбрость. Его положение как кесаря не оставляло ему особенно широкого влияния на императора в лучшую эпоху его правления. Но в положении дела произошла благоприятная для Галерия перемена, когда он возвратился из персидского похода 296—297 года, покрытый славою блистательных побед. Его общий авторитет в империи чрезвычайно от того поднялся, так что он претендовал на честь быть больше чем просто кесарем, и влияние его на Диоклетиана сделалось гораздо более значительным. По-видимому, в это время Максимиан Галерий и попал под влияние Иерокла, языческого философа, известного своею враждою к христианству. Таким образом, Галерий, достигший верха своего могущества как кесарь, смог нанести удар по христианам.

Свою антихристианскую кампанию Максимиан Галерий начал, как это логично предположить, с чистки армии. Одними из первых за Христа пострадали святые мученики Сергий и Вакх. В императорском дворце не было недостатка в доносчиках. Кто-то донес и на Сергия и Вакха. Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются.

Максимиан знал о мужестве других христианских мучеников, поэтому, чтобы заставить святых отречься от Христа, он решил сначала не использовать пытки, а попытаться сыграть на их офицерской чести. Он приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Однако, человеческая слава и даже воинское достоинство, были для святых ничто по сравнению с небесной славой, которую дает Бог своим служителям.

Тогда император решил отослать к правителю восточной части Сирии Антиоху. Антиох получил эту должность по протекции Сергия и Вакха. Галерий думал, что он «по-дружески» уговорит святых отречься от своей веры. И действительно, Антиох свою речь к Сергию и Вакху даже несколько заискивающе: «Отцы и благодетели мои! — сказал он святым, — будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям». Святые мученики ответили, что для них жизнь — Христос, а смерть за Него — приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 303 г.).

Гонитель Сергия и Вакха Максимиан Галерий вволю сумел утолить свою жажду христианской крови (по историческим источникам, он, действительно, страдал садистскими наклонностями), особенно в 304 году, когда Диоклетиан был болен и при смерти. Поэтому фактически правителем Востока оставался деятельный кесарь, который в 304 г. и издал последний эдикт против христиан, самый страшный, которым предписывалось всех христиан везде принуждать к принесению жертв и добиваться этой цели всевозможными пытками. Тем не менее, языческая империя так и не смогла победить христианскую Церковь.

После добровольного ухода в 305 году от власти Диоклетиана, в империи вновь началась гражданская война и гонение на христиан стихло, хотя и не прекратилось совершенно. Наиболее последовательным гонителем христиан оставался Максимиан Галерий, но в 310 году Бог поразил его жестокой болезнью. Император был вразумлен Божием наказанием, чудесно исцелился и в 311 году издал первый в истории императорский эдикт, объявлявший христианство «допустимой религией». Уже близок был 313 год, когда равноапостольный Константин Великий под знаменем креста победит тирана Максенция и Римская империя станет христианской.

Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика