В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

01 2013
1 ноября - день памяти пророка Иоиля

Пророк Иоиль известен, в первую очередь, своим пророчеством о ниспослании людям Святого Духа. «И будет после того, — говорит Господь через Иоиля, — излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2, 28). Это пророчество исполнилось после Воскресения Христова в день Пятидесятницы. Дух Святой сошел на апостолов, и они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 4). Народ, увидевший это чудо, весьма изумился и «пришел в смятение» (Деян. 2, 6). Все недоумевали и «говорили друг другу: что это значит?» (Деян. 2, 12), а недоброжелатели насмехались и утверждали: «они напились сладкого вина» (Деян. 2, 13). Тогда апостол Петр и напомнил присутствующим о пророчестве Иоиля.

Дух Святой, о сошествии Которого предсказал пророк, и поныне действует в Христовой Церкви, Им апостолы проповедали Евангелие всему миру, Им святые отцы утвердили церковные догматы, Им живет каждый верующий христианин. Именно поэтому книга Иоиля имеет особенное место в христианской традиции. Однако значение ее не ограничивается только пророчеством о ниспослание Святого Духа. В ней содержится и откровение «о Дне Господнем», существенно важное не только для понимания последних времен человечества и Божиего Суда над людьми, но и для жизни каждого человека, в какую бы эпоху он не жил.

О жизни пророка Иоиля не известно почти ничего: он не упоминается в других исторических и пророческих книгах, его собственная книга не дает практически никаких сведений о ее авторе, даже время жизни пророка разными библеистами определяется с разницей более, чем в 350 лет: одни считают Иоиля одним из самых ранних пророков, современником Амоса и Осии (IX в. до Р.Х.), другие — одним из самых поздних, современником Захарии и Малахии (V в. до Р.Х.). Это обстоятельство отчасти понятно: книга пророка, с одной стороны, обращена к событиям вселенского масштаба, с другой стороны, конкретное событие, по поводу которому она была написана, нашествие саранчи и последовавший за ним неурожай и голод, могли произойти в любое время и в любой стране. Поэтому время и обстоятельства жизни Иоиля не так уж и важны для понимания его книги.

Книга Иоиля начинается с видения нашествия саранчи и видения засухи, которые опустошают Иудею. Это трагическое, но все же не уникальное для Древнего Востока событие в книге пророка описывается как подлинная катастрофа иудейского народа. Пророк Иоиль, безусловно, один из лучших поэтов своей эпохи, обладает ярким, и, вместе с тем, когда-то суровым, и в то же время - радостно возвышенным стилем. Когда он описывает или предсказывает бедствия, когда обличает грехи людей и зовет их к покаянию, кровь буквально стынет в жилах; когда же утверждает в читателе надежду - наполняет его сердце ликованием.

«Оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки» (Иоиль 1, 4). Перевод этого стиха на русский язык достаточно условен. Современным ученым не совсем ясно идет ли здесь речь о разных насекомых-вредителях, или это — четыре разновидности саранчи, или одна и та же саранча в разных фазах своего развития от личинки до взрослой особи, или же пророк просто употребляет слова синонимы, — в любом случае, создается поэтическая картина полного опустошения. Саранча сравнивается с воинами-завоевателями. «Пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него — зубы львиные, и челюсти у него — как у львицы (1, 6)... Вид его как вид коней, и скачут они как всадники; скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве» (2, 4-5). Люди и сама природа бессильны против такого нашествия; единственное, что остается делать — это уповать на Бога («Даже и животные на поле взывают к Тебе [к Богу], потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни» (1, 20)).

Пророк открывает единственный путь к спасению: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии (2, 12-13)». Казалось бы, какой может быть пост, когда и так все умирают от голода? На самом деле, пост это не столько воздержание от пищи (хотя и без него пост невозможен), и вообще какие-то внешние действия, сколько существенное изменение самого себя, часто трудное и болезненное (именно об этом: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши»).

Рассказ о трагедии своего народа дает Иоилю повод перейти к откровению о катастрофе уже всего человечества, о кончине мира сего и Страшном Суде Господа над «всеми народами», когда истребится всякое зло, царившее дотоле на земле. В те дни «солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего» (3, 15-16). О создании этого «народа Божия», Христовой Церкви, через ниспослание на апостолов Святого Духа и было то самое пророчество Иоиля, о котором говорилось в самом начале нашего рассказа.

Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика