|
Пролог03 2013
Преподобный Иларион Великий родился в 291 году в семье язычников, крестился в Александрии, куда его отправили для обучения наукам. В 15 лет, услышав о преподобном Антонии Великом, Иларион отправился к нему и провел с ним около 2 месяцев, стараясь во всем подражать учителю. Однако большое число посетителей, приходивших к Антонию, вынудило его искать более уединенного места для подвижничества. Около 306 г. Иларион вернулся на родину и, поскольку родители его уже умерли, продал имущество, раздал деньги бедным и начал вести жизнь отшельника в 7 милях к югу от г. Маюма. Иларион имел обыкновение спать на голой земле, ел 1 раз в день после заката солнца, и то немного, противостоял многочисленным искушениям. Однажды, разгневавшись на себя, обуреваемого помыслами, он начал бить себя в грудь со словами: «Осел, я отучу тебя брыкаться, я буду кормить тебя не ячменем, но соломой, голодом и жаждой я сделаю тебя слабым... я буду управлять тобой при помощи жары и холода, так чтобы ты больше думал о еде, чем о распутстве». Проведя 22 года в пустыне, он стяжал дар чудотворения, благодаря которому смог исцелить бесплодную женщину из Элевтерополя и детей Елпидия, ставшего впоследствии префектом претория. После этого он стал известным, и многие из приходивших к нему посетителей принимали христианство, а затем становились монахами: «Ведь не было тогда монастырей в Палестине, и никто до святого Илариона не знал монахов в Сирии. Он был в этой провинции основателем такого образа жизни и занятия и наставник в нем. В Египте у Господа Иисуса был старец Антоний, а в Палестине - юноша Иларион». Блаженный Иероним рисует картину жизни провинции, где были еще сильны язычество и вера в магические действия. Освященная вода, которую преподобный Иларион дал некоему христианину из Газы, принесла победу тому на скачках, тем самым посрамив действия его противника-язычника, прибегшего к помощи магии. Узнав об исходе соревнования, многие обратились в христианство, а враги Илариона Великого объявили его магом и потребовали его казни. Преподобный Иларион исцелял не только людей (например, одержимого бесом телохранителя императора Констанция II), но и бесновавшихся животных, объясняя, что «диавол горит такой ненавистью к людям, что желает уничтожить не только их самих, но и то, что принадлежит им». С течением времени количество монахов в окрестностях Газы, которых окормлял преподобный Иларион, росло. Это были, насколько можно судить по тем скудным данным, которые приводит блаженный Иероним, не общежительный монастырь и не лавра, а отдельно стоящие в пустыне келлии отшельников (названные в Житии монастырями). Единственным объединяющим моментом для них служила личность преподобного Илариона, которого они считали духовным отцом и главой. Вероятно, впоследствии у этого монастыря сложился какой-то центр, поскольку блаженный Иероним говорит о его разрушении во время гонений императора Юлиана Отступника (361-363) и о последующем восстановлении. По мнению Й. Хиршфельда, монастырь Илариона Великого находился близ деревни Дейр-эль-Балах (дословно - Монастырь пальм). Поскольку материалом для келлий отшельников служили такие недолговечные материалы, как пальмовые ветви и сырцовый кирпич, то от построек ничего не осталось. Местное предание утверждает, что деревенская мечеть построена на месте зала для молитв некогда существовавшего здесь монастыря. В недавнее время была высказана гипотеза об отождествлении монастыря Илариона Великого с руинами на Телль-Умм-эль-Амр близ селения Дейр-эль-Нусейрат в 10 км от Газы, где в 1997-2001 гг. был раскопан крупный монастырский комплекс, возникший в IV в. и достигший расцвета в VI в. Решающим аргументом в пользу этого отождествления послужила мозаичная надпись на полу храма над местом расположения небольшой крипты-склепа: «Молитвами и заступничеством св. отца нашего Илариона помилуй нас. Аминь». По предположению археологов, в этой крипте были помещены мощи преподобного Илариона после их перенесения с острова Кипр. Впоследствии святыню переместили в более обширную крестообразную крипту под алтарем церкви. Хиршфельд отождествлял руины Дейр-эль-Нусейрат с монастырем Серида, ученика преподобного Варсонофия Великого. Преподобный Иларион имел обыкновение раз в год обходить эти келлии перед сбором винограда для наставления монахов в вере и «воспламенения в них ревности к Богу». Однажды во время такого обхода он обратил ко Христу жителей Элусы. Иларион Великий стал известен и за пределами Палестины. Иероним сообщает, что преподобный Антоний не только переписывался с преподобным Иларионом, но и спрашивал приходивших к нему из Палестины, зачем они проделали такой путь, если в их провинции живет «его сын Иларион». (...) Преподобный Иларион проповедовал необходимость нестяжательности, до конца жизни отказывался принимать пожертвования, приносимые ему в благодарность за исцеления. Однажды он объяснил исцеленному им бесноватому, что если примет его дары, то оскорбит Бога, а к тому вернутся демоны. Преподобный был крайне нетерпим к любому проявлению алчности, в первую очередь среди монахов. Так, один монах передал Илариону Великому немного овощей из своего тщательно охраняемого огорода. Когда любимый ученик преподобного, Исихий, принес их авве, тот спросил, неужели он не чувствует исходящего от них зловония скупости. Иероним отмечает, что преподобный Иларион был способен по запаху, исходящему от человека или предметов, которых он касался, определить, каким грехом тот отягощен или «каким демоном охвачен». На 65-м году жизни Иларион Великий, устав от беспрерывного потока посетителей и страстно мечтая об отшельнической жизни, покинул Палестину. Остальная часть его жизни прошла в постоянных скитаниях в поисках места, где он мог бы без рассеяния служить Богу. Сначала преподобный Иларион отправился в Египет, где, в частности, посетил монастырь преподобного Антония. Святой к тому времени уже умер. Преподобный Иларион провел в обители некоторое время и затем подвизался в различных пустынных местах (в т. ч. в Ливии), однако чудеса, совершенные им, вновь привлекли к нему людей, и тогда он отплыл с одним учеником на Сицилию. Однако и здесь история повторилась, тогда преподобный Иларион решил найти какую-нибудь «варварскую» местность, где еще не было христиан, и отправился в Эпидавр в Далмации. Но через несколько дней он уничтожил там страшного змея, опустошавшего местность. Здесь же он совершил еще одно чудо, укротив бушевавшее после землетрясения море, которое грозило смыть город. Cокрушаясь, что «даже если язык молчит о нем, то чудеса говорят», преподобный Иларион бежал около 365 г. на Кипр. Сначала он подвизался близ Пафоса, но и здесь многочисленные посетители досаждали ему. Спустя 2 года Исихий нашел ему труднодоступное место в горах, где росли фруктовые деревья (плодов которых он, однако, не ел) и был источник. Также здесь были руины старинного храма, в котором обитали демоны, оглашавшие окрестности криками днем и ночью. Местность понравилась преподобному, и он провел там последние 5 лет жизни. Здесь в 367 г. его навестил Епифаний, с которым тот познакомился еще в монастыре святого Илариона близ Газы. Иларион Великий предсказал ему избрание архиепископом Кипрским. Перед смертью преподобный Иларион распорядился о немедленном погребении, чтобы местные жители не смогли сделать его мощи предметом поклонения. В момент смерти преподобного Исихий находился в Палестине, однако, узнав о смерти наставника, вернулся на Кипр и, обманув бдительность местных жителей, охранявших могилу, увез тело Илариона Великого в Палестину, в монастырь святого Илариона, где оно и было похоронено. Однако и на месте первоначального погребения преподобного на Кипре продолжали совершаться чудеса. |