|
Пролог09 2014
9 июля в Православной Церкви чествуется одна из икон Богоматери, ставшая национальной святыней России, – знаменитая Тихвинская. Икона древняя. Необычна она сама, необыкновенна и ее история. Строгий, темный лик Богоматери излучает такую силу, что невольно чувствуешь: перед тобой Царица, поставленная Богом выше ангелов и всех святых. Богородица смотрит в самую душу, в сердце. Невольно припомнишь грехи, что-то тягостное, от чего старается укрыться совесть. Это как напоминание о правде и о суде Божием. С этой иконой связано множество чудес, прошлых и настоящих. Тихвинская – это символ несокрушимости веры и Православной России, напоминание о том, что не одним оружием одерживаются победы. Тихвинская – это звезда, сияющая у северных рубежей нашей Родины. С ней связаны и пророчества о дне сегодняшнем. «Передай ее своим детям» В конце 70-х годов одна глубоко верующая женщина, врач, прошедшая всю войну полевым хирургом, приехала в старинный Псково-Печерский монастырь к своему духовному отцу. В тот раз, благословляя ее на прощание, батюшка, старец Серафим (Розенберг), дал ей в руки небольшую потемневшую от времени «дощечку». Изображения на ней не было видно совсем, но о. Серафим сказал: «Запомни, это икона. Храни ее бережно и передай своим детям. Она проявится перед тем, как в Россию вернется Тихвинская». Женщина была поражена. Она знала, что древняя Тихвинская икона, «жемчужина» русской духовной сокровищницы, была вывезена из России в годы Великой Отечественной войны и с тех пор находится в Америке, в Чикаго. для верующих – потеря великая, неизмеримая. Написанная, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой, эта икона была олицетворением былой духовной и воинской славы Руси. И то, что Богоматерь допустила увезти ее, было наказанием за богоборчество, за отступление России от веры, за поругание церкви Христовой в первой половине XX века. И вдруг эти уверенно сказанные слова о том, что в Россию еще вернется Тихвинская! Шли годы, и вот в начале 90-х произошло то, во что трудно было раньше поверить: по всей стране вновь открылись православные храмы, стала возрождаться Церковь. А однажды дочь этой женщины вбежала в ее комнату с криком: «Мама, мама! Икона, посмотри!» На темной матовой поверхности дощечки проступила яркая, как первый луч, сияющая позолота орнамента. День за днем образ менялся: сначала проступил контур, затем – прояснился лик Богоматери, Младенца Христа, и наконец, все изображение стало ясным, как новое. Это была Тихвинская – один из ее старинных списков. А всего через месяц, 23 июня 2004 г., первописанную Тихвинскую икону передали Русской Православной Церкви, и она снова заняла центральное место во вновь открытом Тихвинском монастыре. Событие радостное и значительное. Богоматерь подала знак Своего покровительства, особого попечения над нашей страной. И в то же время для верующих это было и свидетельством исполнения пророчеств о грядущих временах России, пророчеств серьезных, требующих внутренней собранности, мужества. Явление на водах История появления этой иконы в русских землях, сама по себе, – чудо. В то утро 1383 года вода на Ладоге стояла тихая-тихая. Натруженные обветренные руки рыбаков привычно тянули невод. Но вот, еще минута, и сети были выпущены, а руки сложились для совершения крестного знамения: «Пресвятая Богородица, спаси нас! Господи, Иисусе Христе, помилуй нас грешных!» Медленно, мерно в воздухе над самой водой, окруженная всполохом света, плыла величественная икона Божией Матери с Младенцем на руках. Как будто Ангел нес ее, оставаясь невидимым для людей. Словно евангельские рыбаки – будущие апостолы, эти новгородские труженики удостоились быть свидетелями явления силы Божией. В благоговейном молчании провожали они взглядом святыню, заметив, куда прошла икона. Ее нашли в 30 верстах от Ладоги. Весть о дивном событии разлетелась мгновенно. Потоки богомольцев шли отовсюду для поклонения святыне. На месте явления иконы построили храм. Однако икона оставалась там недолго. Несколько раз она исчезала и переходила с места на место, как бы освящая землю русского севера своим присутствием, собирая верующих, воздающих хвалу Богу. Наконец, она остановилась на последнем месте неподалеку от Тихвина, где в ее честь была устроена новая церковь, а уже при Иване Грозном – основан мужской монастырь. Свет с востока Спустя пять лет после явления иконы Божиим промыслом было открыто и ее происхождение. В столице православного мира того времени – Царьграде (Константинополе) – новгородские купцы поведали о чудесном обретении нового образа Богоматери византийскому патриарху. Тогда-то и открылось, что появившаяся в русских землях икона с древности известна на православном Востоке. В V веке ее перенесла в Царьгард из Иерусалима греческая императрица Евдокия. Образ хранили как величайшую святыню. В Царьграде в его честь был построен храм, получивший название Влахернского. Весть о явлении иконы на севере Руси заставила византийского патриарха скорбеть о своем народе – Богородица отступила от Царьграда за умножение человеческих грехов и простерла Свой благодатный покров над молодой православной Русью. Событие это не было случайным: через 70 лет Константинополь будет захвачен иноверцами. Господь, милостивый, медлящий наказывать, на этот раз предаст город мечу неприятеля за охлаждение к вере. Укрепляющая стены и подающая телесную крепость До XVII века Тихвинская икона получила известность как исцеляющая от многих болезней. Однако было замечено, что чаще всего от нее получают помощь люди, страдающие расслаблением, то есть парализованные, не способные самостоятельно передвигаться. А в смутное для России время Тихвинская прославилась тем, что ее покровительство обращало в прах все усилия внешних врагов. В 1613 году шведам удалось на короткое время занять Новгород и его окрестности вместе с Тихвинским монастырем. Но вскоре они были вытеснены оттуда. Шведский генерал Делагарди в ярости приказал сравнять обитель с землей. Началась героическая оборона монастыря. Пока монахи и ополченцы отбивали приступы неприятеля, старцы и женщины с детьми молились возле чудотворной иконы. И вот одной благочестивой женщине – Марии, получившей за два года до того прозрение от иконы, явилась Богородица, повелев обнести образ с крестным ходом по стенам обители и обещав скорую победу. В промежутках между приступами шведов повеление это было исполнено, и тогда на неприятеля напал смертельный ужас. Побросав оружие, шведы бежали без оглядки. Делагарди вне себя приказал возобновить осаду, взять монастырь, а икону разрубить на части. Но ни один из последующих приступов не увенчался успехом. Богородица являлась осажденным снова и снова. Шведы же видели, как к обители подходят несметные войска – подмога, и в панике отступали. Кто может устоять против народа, среди которого ходит Сам Бог! Наконец, интервенты были вынуждены запросить мира. С тех пор, зная историю иконы, люди чаще всего молятся перед ней об укреплении, будь то телесный недуг или нападки со стороны. Вот только несколько случаев исцелений. В 50-х гг. XIX века жительница Петербурга, жена купца Мочалова, страдала болезнью ног. Врачи признали ее недуг неизлечимым. С великим трудом пришла она в Исаакиевский собор – к одному из чудотворных списков-повторений Тихвинской иконы. Едва она переступила порог, болезнь как будто «взыграла» в ней – так противятся святыне виновники многих человеческих болезней – духи зла. Несчастная боялась упасть, но с верой подошла и приложилась к иконе, а после молебна почувствовала необыкновенную легкость и сама бодро встала с колен на ноги. А в 1860 г. был засвидетельствован случай исцеления лютеранки Екатерины Левестам, страдавшей параличом и тяжелыми головными болями. Хотя девушка не принадлежала к Православной Церкви, ей нравились православные обряды, она почитала иконы и молилась перед ними, подражая русским, часто осеняла себя крестным знамением и строго соблюдала посты. Однажды в разгар невыносимой болезни ей было откровение во сне – отслужить молебен перед Тихвинской иконой Божией Матери, поставить свечи Ей, Святителю Николаю и к иконе всех святых, а при выходе из храма – подать милостыню всем нищим. Больную почти в бессознательном состоянии на руках внесли в церковь. Во время службы Екатерина пришла в себя, а по окончании молебна совершенно исцелилась. Благодатные явления от Тихвинской иконы не прекращаются и по сей день. Несколько лет назад в московском Новодевичьем монастыре произошло новое «обыкновенное чудо». Молившаяся возле этой иконы женщина прозрела. Так, то, что далеким от Церкви людям кажется вымыслом, «преданием старины глубокой», исполняется из века в век: Боги и вчера, и сегодня Тот же. Призыв стоять в вере Русская Православная Церковь в 2004 г. приняла Тихвинскую икону с трепетом не только как духовную ценность, но и как знак укрепления перед испытаниями. С XIX века в Церкви сохранились пророчества о том, что Тихвинская икона вернется в Россию после долгого отсутствия, для того чтобы быть на Руси уже неотступно до последних времен. А времена наступят трудные: поединок добра и зла, веры и бесчестия достигнет во всем мире наивысшей точки. И в этой духовной битве Россия будет стоять, как скала, сохраняемая благодатью Божией, если только народ искренне покается и обратится к вере. Тогда Россия будет напоминать всему миру о непреходящих евангельских ценностях: преданности Богу, любви, благочестии, правде и милости. А над русскими землями снова будет сиять символический Святой Крест, образуемый великими иконами Богоматери: в центральных землях – Владимирская, на востоке – Казанская, на юге – Иверская, на западе – Почаевская, а на северных рубежах –Тихвинская. В день чествования Тихвинской иконы Божией Матери Церковь наша будет просить Богородицу о том, чтобы «расслабленная», «полупарализованная», сбитая с толку Россия поднялась от поклонения иноземным кумирам и крепко встала на ноги с молитвой веры. Мария Дегтярева |