|
Пролог28 2013
У Бога все живы. В Церкви Христовой нет мертвых. Святые, жившие многие века назад, так же близки к нам, как и наши современники. А значит, и у них мы можем попросить помощи и молитвы, как и у любого ныне живущего человека. Святые мученики Гурий, Самон и Авив, память которых празднуется 28 ноября, делом подтвердили эту истину, придя на помощь женщине, жившей через несколько десятилетий после их мученической смерти и оказавшейся в тяжелой, страшной, казалось бы - безвыходной ситуации. Святые мученики Гурий и Самон пострадали за Христа в гонение императора Диоклетиана (284-305 гг.). Стремясь в уединении служить Богу, они поселились недалеко от родного города Эдессы (ныне Урфа, Турция). Несмотря на отшельнический аскетический образ жизни, святые сумели многих людей обратить ко Христу. Не случайно поэтому с началом гонений в 303 году известных проповедников Слова Божия арестовали в числе первых. Наместник Эдессы Антонин счел, что, если удастся склонить к вероотступничеству столь уважаемых среди христиан людей, то многие последуют их примеру. Поэтому святых Гурия и Самона подвергли наиболее страшным и продолжительным пыткам. Их били, на несколько часов подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, многие месяцы держали в тесной темнице. Однако все попытки Антонина, а затем и нового правителя Эдессы Мусония, склонить святых принести жертву Юпитеру оказались напрасными. Тогда по приказу правителя мученики были обезглавлены за городом. Их тела погребли христиане. Святой мученик Авив пострадал за Христа много лет спустя в гонения императора Лициния (308-324) около 320 года. Святой был диаконом Эдесской Церкви и многих людей привел к истинной вере. Правитель города Лисаний, зная об успешной проповеднической деятельности Авива, отправил специальный отряд, который должен был найти и арестовать его. Услышав об этом, святой сам разыскал преследователей, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам пошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Когда огонь погас, мать и родственники святого нашли тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном. Мученичество всех трех святых пришлось на один день, и они стали почитаться вместе несмотря на то, что они приняли мученическую смерть в разные годы. Когда же гонение прекратилось, христиане соорудили церковь во имя трех святых мучеников и в ней положили их мощи, в одной гробнице. От мощей святых совершались многочисленные чудеса и исцеления. Наиболее значительное из этих чудес произошло в 395 году, когда в связи с нашествием на Римскую империю гуннов, в Эдессе было собрано большое войско, значительную часть которого составляли союзные империи готы. Один из готских воинов встал на постой в доме одной вдовы, по имени София, имевшей дочь Евфимию. Через какое-то время гот попросил руки Евфимии. Ее мать долго отказывала, опасаясь отправлять дочь в чужую варварскую страну, тем более, что ходили слухи о том, что этот воин уже имеет жену на родине. Однако гот сумел уверить Софию, что он никогда не был женат, и настоять на браке. Тем временем враги отступили, и гот вместе с супругой, уже ожидавшей ребенка, должен был вернуться домой. Прежде чем расстаться с дочерью, София привела супругов в церковь Гурия, Самона и Авива и на их могиле потребовала от гота поклясться в верности жене и любви к ней, на что он с легкостью согласился. Однако когда Евфимия приехала на родину мужа, ее ждал настоящий кошмар. Мало того, что у ее супруга, действительно, оказалась еще одна жена, он решил скрыть ото всех свой новый брак, и объявил Евфимию своей рабыней, добытой во время похода. Он отдал ее в услужение своей супруге. Жена гота, впрочем, сразу же догадалась об истинных взаимоотношениях между ее мужем и Евфимией. Из ревности она всячески издевалась над своей новой служанкой и унижала ее. Евфимия, не знавшая готского языка, не могла даже никому пожаловаться и объясниться с окружающими. Ее, впрочем, никто бы и не стал слушать, тем более, жалеть. Она находилась уже не в цивилизованной Римской империи. Муж Евфимии, хотя формально и был христианином, но его семья жила еще вполне по-язычески, и обычаи, принятые в ней, были варварскими в прямом смысле этого слова. Самое страшное случилось, когда Евфимия наконец родила сына. Ревнивая готка отравила ребенка своей соперницы, а вскоре и сама умерла. В ее смерти обвинили Евфимию. Жестокий гот приказал замуровать свою вторую жену в склепе, где только что была похоронена его первая супруга. И вот бедная женщина оказалась в узком каменном мешке рядом с разлагающимся трупом перед лицом медленной мучительной смерти, если не от удушья, то от жажды или ядовитых испарений. В таком отчаянном положении Евфимия все же нашла в себе молиться. Она обратилась к святым Гурию, Самону и Авиву, перед гробницей которых ее преступный супруг дал ложную клятву. И Господь по молитвам святых мучеников чудесным образом спас Евфимию. Гурий, Самон и Авив явились ей в виде всадников на белых конях и перенесли в свою церковь в Эдессе. Там ее нашел священник и, узнав ее чудесную историю, передал в руки матери. Через некоторое время в Эдессу вновь были стянуты готские войска. Гот явился в дом Софии на правах зятя и стал лгать, что дочь ее здорова, родила мальчика и они живут счастливо. Тут перед ним явилась и сама Евфимия. Так преступление гота было раскрыто, и он понес заслуженное наказание. С тех пор прошло уже шестнадцать веков. Но и в наши дни, увы, часто случается так, что женщины, рожденные и выросшие в православной стране, в погоне за семейным счастьем оказываются на чужбине, среди людей другой веры и другой культуры, где отношения между людьми, и особенно – отношение к женщине и к принципам семейной жизни, очень далеки от тех, что основаны на христианской традиции. Из средств массовой информации мы регулярно узнаём о таких же случаях, когда наши соотечественницы, попав в чужую среду, как и Евфимия, по сути, оказываются в роли домашних рабынь. Но самое страшное, когда таких женщин, как бы не уверял будущий супруг, что будет терпим к религиозным взглядам жены, принуждают к отречению от христианской веры. Разумно будет молиться святым мученикам Гурию, Самону и Авиву о том, чтобы не сделать подобной ошибки при совершении брака и чтобы найти выход, если такое все же случилось. А кроме того - они глубоко почитаются среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи, им молятся, если «муж безвинно возненавидит жену свою». |