В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

08 2013
8 декабря - день памяти священномученика Климента, папы Римского

Священномученик Климент, папа Римский, по времени отстоит от нас, кажется, почти так же далеко, как и апостолы – он жил в первом веке и, хотя лично не знал Самого Христа, то был сподвижником его ближайших учеников – апостола Петра, например. То есть – был историческим современником возникновения христианства.

Климент, тем не менее, не был непосредственным учеником Христа; он – один из первых Его последователей. Один из тех, благодаря кому искра нового учения не погасла, когда ушли Основатель и его ученики. Как часто бывало — и бывает! — что новое начинание, прекрасное и сильное, не переживает надолго своего создателя. Оно не перестает быть интересным, но нет у последователей той же целеустремленности, той воодушевленности и готовности сражаться за свои убеждения, если придется, какие были у отцов-основателей.

В отношении христианства все получилось иначе: оно не только не угасло, но и в каждую эпоху по-новому ярко раскрывало себя человечеству. Что и понятно: христианство — это не какое-то изобретенное людьми учение — но Истина, вечно открываемая Богом людям. Один и Тот же Святой Дух вдохновлял и в писания апостолов, и произведения святых отцов более позднего времени. Святитель Климент, папа Римский, дал тому яркое подтверждение. Творения этого «мужа апостольского» (так принято в науке называть учителей Церкви второго христианского поколения) своей глубиной и силой не уступают знаменитым посланиям апостола Павла.

Жизненный путь святого Климента во многом опровергает сложившийся, но не соответствующий исторической действительности предрассудок о том, что изначально христианство — это религия необразованных, социально не защищенных, не богатых, не знатных, бесправных. Происхождение Климента вполне аристократическое, его семья находилась в родстве с императорским домом! Отсюда – блестящее образование и не менее блестящие перспективы. Однако Климента не интересовали власть и деньги, не могли до конца удовлетворить и светские науки.

В поисках истины Климент попадает в Александрию, главный культурный центр Римской империи. В то время там проповедует апостол Варнава – и этот ученый благовестник становится первым христианским учителем Климента. А потом, уже став проповедником христианского учения, Климент в своих странствиях встречает апостола Петра, принимает крещение и дальше путешествует уже вместе с первоапостолом. Как ответ на молитвы – и подтверждение правильности выбранного пути – в жизни Климента происходит чудо: он находит родственников, утраченных еще в детстве, – сначала двух своих братьев-близнецов, прямо среди учеников святого Петра, а после и родителей.

Вернувшись в Рим, Климент становится епископом – и его добродетельная жизнь обращает гордых римлян к новому учению едва ли не сильнее, чем самая горячая проповедь. Однажды на Пасху в храме, где проповедовал Климент, одновременно приняли крещение сразу 424 человека – разных возрастов и сословий – от рабов до членов императорской семьи.

Крещение римлян у Климента стало таким массовым явлением, что привлекло неодобрительные взоры властей. Император Траян обвинил Климента в неуважении к официальному языческому пантеону – и отправил в ссылку, в Тавриду, в знаменитые Инкерманские каменоломни. Здесь, недалеко от Херсонеса Таврического, к тому времени уже жило немало ссыльных христиан. А вслед за Климентом приехали из столицы и его ученики. В каменоломнях вырубили храм, в котором продолжил проповедовать Климент. И в это отдаленное место потекли толпы новообращенных – в иные дни по пятьсот человек принимали крещение.

И снова чудо помогло Клименту: в этих местах всегда были трудности с питьевой водой, а когда началось такое массовое паломничество, то и вовсе ее перестало хватать на всех. По молитве Климента явился ангел и указал место источника. Вода забила ключом. Проблемы с водоснабжением кончились, а весть о чудесном обретении воды привлекла в Инкерманские каменоломни новых и новых людей, желающих приобщиться к истинной вере.

Но слух о возросшей популярности Климента, проповедующего в каменоломнях, дошел и до столицы. По приказанию императора его схватили – и бросили в море с камнем на шее. Мученическую смерть Климент принял в 101 году.

Однако чудеса не прекратились и после его кончины: в течение столетий, год за годом, море расступалось в годовщину его смерти. А в 60-х годах IХ века по молитве ученых проповедников, братьев Константина-философа и Мефодия, мощи святого поднялись из морской пучины на поверхность и были таким образом обретены вновь.

И здесь начинается часть посмертной истории священномученика Климента, имеющая непосредственное отношение к нам, славянам и православным. Святые мощи священномученика Климента ученые братья обрели тогда, когда направлялись к папе Римскому Адриану, чтобы он благословил первый перевод богослужебных книг на славянский язык. Таким образом, святой Климент стал небесным покровителем христианской миссии среди славянских народов.

Однако и это еще не все: равноапостольный князь Владимир крестился в Херсонесе – и часть мощей священномученика Климента и ученика его Фивы взял с собой в Киев, где положил их в специально сооруженном приделе Десятинной церкви. Это была первая христианская святыня, появившаяся на Руси. Поэтому священномученика Климента, папу Римского, очень почитали в Древней Руси. А, учитывая его роль в становлении славянской письменности и культуры, теперь Климента считают покровителем славянской книжности. Так что связь между нами, здешними и сегодняшними, и, казалось бы, отдаленным во времени и пространстве святым, гораздо короче, чем кажется на первый взгляд.

Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика