|
Пролог09 2015
Святитель Иннокентий был одним из тех миссионеров и подвижников, чьими неимоверными усилиями обустраивались безграничные пространства земли русской. Часто именно проповедники Евангелия одними из первых приходили на новые, еще не обихоженные земли. Вместе с новой для населения верой Христовой именно священники несли сюда образование, грамотность, милосердие. Святитель Иннокентий – первопроходец и миссионер милостью Божией, один из апостолов Сибири. Жизнь его, однако, началась на противоположной, юго-западной окраине огромного Российского государства. Будущий святитель родился около 1680 года в Черниговской губернии в дворянской семье Кульчицких. Родители отдали юношу в знаменитую Киево-Могилянскую коллегию, в 1701 году переименованную в академию. В этот прославленном училище, главном центре просвещения в Юго-Западной Руси, будущий святой получил блестящее образование, достигнув больших успехов в риторике, философии, богословии и языках: латинском, греческом и польском. Не случайно, вскоре после окончания академии в 1710 году молодой монах, только что принявший постриг, был приглашен преподавателем в Москву в Славяно-греко-латинскую академию. Далее в 1719 году он оказался в Санкт-Петербурге, служил в Александро-Невской Лавре, потом священником на флоте. Но Господь назначил Своему угоднику новое, высшее служение. Он судил ему быть просветителем отдаленнейшей окраины русского государства — Восточной Сибири. Первоначально, однако, предполагалось, что он поедет еще дальше, в Китай, где станет во главе Русской духовной миссии. 1721 года он Иннокентий был посвящен в епископа с титулом Переславский, однако его епископская кафедра должна была находиться в столице Поднебесной, из которой предполагалось начать христианское просвещение великой империи. Однако этому смелому проекту не удалось воплотиться в жизнь. Из-за ухудшения дипломатических отношений с Китаем и многочисленных бюрократических препонов, чинимых китайскими чиновниками, миссионеру не дали разрешения на въезд, и три года он провел в приграничном Селенгинске. Вместо дипломатической службы при Пекинской духовной миссии святитель Иннокентий назначается епископом Иркутским и Нерчинским. Не Китай, конечно, но если смотреть из родной Черниговской губернии – все равно – край земли! Это не было ссылкой или наказанием, но жизнь в тогдашней Сибири сама по себе требовала от священника подвига: он один на огромном пространстве, граничащем с другим государством, должен был окормлять и обращать огромное количество местных жителей, принадлежащих к разным культурам и народностям. Бескрайние просторы, отсутствие дорог – да еще и безденежье! Бюрократия и в этот раз сыграла роковую роль в жизни святителя из-за недосмотра Синода он всю жизнь не получал жалования, и к постоянным тяготам и лишениям, сопровождающим жизнь любого поселенца в Сибири – непривычный климат и бездорожье - добавилась нужда. Однако нужда не мешала святителю Иннокентию делать свое дело: он открывал школы – монгольские и русские, подбирал учителей, снабжал учеников книгами – и не только книгами: ученики и сами нуждались, и нередко владыка Иннокентий помогал им и одеждой, и продовольствием. Налаживал сообщение между поселениями, приучал к грамоте разнородную паству, подавал пример твердости и смирения. Он оказался не только востребован и необходим этой земле. Святитель Иннокентий оказался подстать ей – широк и могуч в своих действиях, тверд в вере, бесконечно трудолюбив и скромен – дарил себя этой земле и ее людям, не ожидая наград и почестей. Так он понимал служение. Так он исполнял Божий замысел, приведший его в те края. Сейчас, когда все громче раздаются голоса, либо призывающие отдать Сибирь на заселение восточным соседям, либо – предупреждающие о скорой возможности такого – мирного – её отторжения, становится ясно: для того, чтобы Сибирь осталась российской землей, необходимы люди, подобные святителю Иннокентию – беззаветные подвижники, высокообразованные и человеколюбивые. Люди – преданные своей стране и своей вере, и способные этой верой зажечь других. |