В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

14 2013
14 декабря — день памяти святого пророка Наума

 Святой пророк Наум жил в VII веке до Р.Х. О его жизни почти ничего не известно; даже о городе Елкос, в котором он родился, нет никаких определенных сведений: по преданию, он находился где-то в Галилее. Время написания книги пророка Наума, однако, определяется довольно точно: она была написана вскоре после падения Фив (Но-Амон, Египет) в 663 году до Р.Х. (это событие описывается в книге как уже свершившееся, а череда бедствий приведшая к падению Ниневии в 612 году только предсказывается).

Книга пророка Наума непосредственно примыкает к книге пророка Ионы: действия этих книг происходят в одном месте - в Ниневии, столице могущественного ассирийского царства. Но происходят они в разное время и исход их совершенно противоположен. Книга Ионы — о том, как ниневитяне, за свои грехи осужденные Богом на гибель, покаялись и тем самым спаслись; книга же Наума рассказывает о том, как жители того же города много десятилетий спустя грешили и не каялись, и пророчествует о строгом и справедливом суде Господа над ними. Действительно, уже вскоре после пророчества Наума, в 612 до Р.Х. Ниневия пала под ударом мидян и вавилонян, была полностью разрушена и навсегда прекратила свое существование. Пророчество Наума, разумеется, относится не только к судьбе древнего Ассирийского царства, но и к каждому народу и государству, а значит и к каждому человеку. В истории случалось, что потомки людей, некогда способных, как ниневитяне при пророке Ионе, на действительное покаяние и изменение всей своей жизни, доходили до совершенно нестерпимой степени беззаконий и разврата. Они становились как бы некой раковой опухолью, отравляющей все окружающие подвластные им народы. Такие государства, подточенные изнутри язвой греха, тут же рушились, стоило им по Промыслу Божию столкнуться с сильным неприятелем. Никакие славные деяния благочестивых предков не спасают тогда от справедливого Божиего суда. Так случилось с Ниневией, так может случиться и с нашей страной. Об этом напоминает нам книга святого пророка Наума.

Книга четко делится на три части, главы. В первой пророк объясняет читателям, что Бог не закрыл глаза на беззакония грешников и страдания праведников, находящихся под их властью. Для первых неизбежно наступит справедливая расплата («не будет более семени с твоим именем [Ассирии]; из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров; приготовлю тебе в нем могилу» (Наум 1, 14), а для вторых, народа Божия, исповедующего истинную веру, — освобождение от рабства нечестивому Ассирийскому царству: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него (Наум 1, 7)... И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву» (Наум 1, 12). Вторая глава уже пророчески описывает исполнение суда Божия над Ниневиею и всем Ассирийским царством: полное и окончательное падение их могущества и прекращение самого существования. В третьей главе пророк объясняет, за что Господь покарает этот «город кровей», полный «обмана и убийства» (Наум 3, 1). Самое страшное, что в Ниневии всевозможные пороки, в первую очередь, разврат и грабительство, не просто были широко распространены, но и стали нормой жизни. Из-за них ассирийцы притесняли и разоряли окрестные народы, вместе с тем, сами развращали порабощенных ими людей. Поэтому Господь и разрушит Ниневию, «развратницу приятной наружности, искусную в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими — племена» (Наум 3, 4). Господь через пророка Наума так обращается к Ниневии: «Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум 3, 19 ). И в наши дни такие страшные слова могут прозвучать о каждой стране и о каждом народе, сделавшем грех и беззаконие – нормой, и положившем их в основу своего общественного бытия.

Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика