В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

15 2013
15 декабря — день памяти святого пророка Аввакума

Ветхозаветный пророк Аввакум жил в VII-VI веках до Р.Х. и был одним из двенадцати «малых пророков» («малых» не потому, что они менее значимы, а просто потому, что их книги меньше по объему, чем произведения «великих пророков»). Аввакум предсказал, что за беззакония еврейского народа Иерусалимский храм будет разрушен, а иудеи будут пленены вавилонянами, но после вернутся на родину. Это пророчество начало исполняться уже при его жизни, когда в 587 году до Р.Х. Иерусалим был разрушен вавилонским царем Навуходоносором.

Смысл книги пророка Аввакума, однако, гораздо глубже, чем просто предсказание о грядущих бедствиях. Церковь вспоминает его на пасхальном богослужении, самом важном и прекрасном за весь церковный год: «На божественной страже богоглаголивый Аввакум, да станет с нами и покажет светоносна ангела ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен». Это песнопение Иоанна Дамаскина будет непонятно, если не прочитать книгу пророка Аввакума. В самом начале ее Аввакум обращается к Богу с недоуменным вопросом: почему в мире царит зло, и до каких пор оно будет торжествовать над людьми? Такой вопрос задает себе каждый честный и думающий человек. Пророк мучительно и неотступно ждет ответа: На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? (Авв. 2, 1). Воин, стоящий на страже и внимательно вглядывающийся в темноту, не имеющий права ни на мгновение ослабить бдительность, — поразительный поэтический образ, показывающий неутолимую жажду, присущую человеку, встретиться с Богом лицом к лицу, найти выход из трагических противоречий бытия. Вот о какой «божественной страже» поется в гениальном пасхальном каноне.

Аввакум получает ответ на свои недоумения, ответ краткий и, на первый взгляд, загадочный: праведный своею верою жив будет (Авв. 2, 4). О какой вере в данном случае идет речь? Пророк поясняет это в заключительной главе своей книги: Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! (Авв. 3, 3-4). Свет, о котором предвозвещает Аввакум, — это свет воскресения Христова, «просвещающий всех», который и воспевается Иоанном Дамаскиным. Именно вера в Спасителя человечества, Иисуса Христа, Мессию, во времена Аввакума только ожидаемого, а для нас уже явившегося, — то, чем жив будет праведник, чем он спасется от зла и смерти. Это самое важное в пророчестве Аввакума.

Книга пророка Даниила рассказывает и о чуде, прославившем Аввакума. Уже во времена вавилонского пленения другой великий пророк Даниил был заключен в темницу. Аввакум в это время нес обед жнецам в поле. Внезапно перед Аввакумом предстал Ангел Господень – и рассказал о мучениях, которые в эту самую минуту претерпевал Даниил. Стоило только Аввакуму издалека посочувствовать своему бедному земляку и единоверцу, как ангел перенес его в Вавилон, в ту самую темницу, где томился Даниил. Как был, с узелком еды, приготовленной для жнецов, Аввакум оказался перед Даниилом – и накормил страждущего собрата пищей, которая, казалось бы, совершенно случайно оказалась у него в руках.

Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика