|
Пролог16 2013
Конец ХIV века открыл очень важный, но вместе с тем и трудный период истории нашей страны. На Куликово поле Русь, раздробленная на многочисленные княжества, впервые вышла единой силой и, благодаря этому единству, одержала историческую победу над врагом, столь долгое время ее опустошавшим и казавшимся непобедимым. Татаро-монгольское иго начало отступать - однако до его окончательного падения оставалось еще почти столетие. Русь продолжала платить дань, а набеги степняков не только не прекратились, но даже усилились: уже через три года после Куликовской битвы Тохтамыш вновь прошел разорительным походом по русской земле, захватил и предал огню Москву. Да и сам процесс объединения Руси в единое государство еще только начинался. В такой обстановке историческое будущее России было возможно только при предельном напряжении всех не только физических, но в первую очередь - духовных сил народа. И центрами духовного возрождения и укрепления Руси стали в это время монастыри. Главным деятелем монастырского движения второй половины XIV века, с именем которого связан в народной памяти весь этот период нового становления Отечества, стал преподобный Сергий Радонежский. Его учеником и был преподобный Савва Сторожевский. Савва пришел в обитель Сергия совсем молодым, и именно Сергий наставлял его в послушании, смирении, хранении помыслов, воздержании и целомудрии. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Любил безмолвие, что не помешало ему стать основателем нескольких монастырей и духовным наставником многих иноков и мирян. Строгий устав монашества в концентрированном виде содержал те нормы духовной жизни, которые, распространяясь за пределами монастырских стен, и дали народу необходимый ему импульс для возрождения, для активного созидания. В монашеской аскезе, основой которой были непрестанные молитва и труд, заключался не только источник духовного просветления, но и основание для вполне земной созидательной деятельности. Ведь не быть праздным – значит работать: рыть колодцы, носить воду, выращивать урожай, строить храм. Монашеский устав жизни позволяет все эти действия исполнять сознательно и радостно. Эту истину подтвердил своею жизнью и преподобный Савва. Еще при Сергии Савва стал духовником братии – его любили все, за наставлениями к нему приходили и монахи, и миряне. Но настала пора ему оставить родной монастырь – по благословению Сергия Радонежского он стал игуменом монастыря Успения Божьей Матери, который на реке Дубенке построил Дмитрий Донской в честь победы над Мамаем. Однако затем родные стены снова призвали его – братья из Троицкого монастыря остались без наставника. Савва вернулся и возглавил обитель. Звенигородский князь Юрий Дмитриевич избрал преподобного Савву стать его духовным отцом и призвал основать в окрестностях Звенигорода новую обитель. Святой отправился на гору Сторожевую, выбрав место для обители. Русская природа, русская земля как будто раскрывают здесь свою душу, помогая человеку постичь прекрасный замысел Творца всего сущего. Эта красота Божьего мира открывает духовное зрение людям, пробуждает в них свет и добро. О будущем монастыре своем, каким он видит его, Савва говорил: «якоже небесный рай, благовонными насаженный цветами». В 1397 году на горе Сторожевой строится деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а неподалеку от нее в келье живет Савва, в подвиге уединения и безмолвия. К «почтенному и весьма учительному старцу» со всех сторон стекаются иноки и миряне, в поисках уединения и безмолвия. Вскоре поселение учеников и сподвижников Саввы становится монастырем. Под горою Сторожевской Савва собственноручно выкопал колодец (сам и воду носил до последнего дня наверх, на коромысле) и обнес монастырь оградой. В 1405 году деревянную церковь сменяет белокаменный собор, один из первых образцов московской архитектуры (старше его – только Успенский собор в Городце). По образу Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря построен позднее собор Троице-Сергиевой Лавры. Так возрождалось на Руси крупное каменное строительство, прекратившееся во время татаро-монгольского ига. С Рождественским собором связано имя великого иконописца Андрея Рублева – для него он написал семь икон т. н. «звенигородского чина». Три из них дошли до нас – «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил». А колокол, отлитый в 1667 г. для звонницы храма Святой Троицы Саввино-Сторожевского монастыря, долгое время считался самым благозвучным колоколом России. Колокол был разбит, когда его снимали с колокольни во время приближения немцев к Москве осенью 1941 г. А монастырь – один из красивейших в России – стоит до сих пор. Там был погребен Савва Сторожевский после кончины. У могилы его происходили многочисленные чудеса и исцеления, и в 1547 году основатель Сторожевской обители, глубоко почитаемый православным народом, был причислен к лику святых. А мощи его были обретены и открыты для почитания уже в царствование Алексея Михаиловича. Поводом к этому послужил следующий случай: во время одного из посещений монастыря царь поехал охотиться на медведя. Пока сопровождавшие его спутники и слуги рассеялись по лесу, ища берлогу, царь неожиданно оказался один на один с вышедшим на него зверем. Казалось, смерть была неминуема - но внезапно рядом с ним появился старец в монашеском облачении, и с его появлением медведь бежал. На вопрос царя старец отвечал, что его зовут Савва, и что он - инок Сторожевской обители. Вернувшись туда, царь стал расспрашивать игумена о старце - но тот сказал, что среди его братии нет никого с именем Савва. Тогда, взглянув на икону преподобного, Алексей Михаилович узнал своего спасителя и понял, кто оказал ему чудесную помощь. Тут же он приказал отслужить молебен преподобному Савве и приготовиться к торжественному открытию его честных мощей. Среди множества случаев чудесной помощи преподобного Саввы особенно выделяется один, связанный с человеком, казалось бы, совершенно далеким от православной веры, более того - с врагом, полководцем завоевателей, пришедших в нашу страну в 1812 году. Принц Евгений Богарне, вице-король и правитель Италии, был одним из ближайших родственников французского императора, его пасынком. Во время наполеоновского вторжения он командовал четвертым (итальянским) пехотным корпусом. У стен Сторожевского монастыря наполеоновским войскам был дан бой, задержавший на шесть часов вступление захватчиков в Москву. После того, как остатки русских отрядов покинули позиции, итальянцы под командованием Богарне расположились на постой в обители, которая, таким образом, была обречена на разграбление и осквернение святынь. Ночью, во сне или наяву, Евгений Богарне увидел, что отворяется дверь его комнаты и входит тихими шагами некий старец. Около минуты он смотрел на принца и, наконец, тихим голосом сказал: «Не вели своему войску расхищать монастырь и особенно выносить что-нибудь из церкви. Если исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Сказав это, старец тихо вышел из комнаты. Принц, проснувшись утром, пошел посмотреть церковь и увидел гробницу и образ того старца, который явился ему ночью. На вопрос его, чей это портрет, один из монахов ответил, что это образ святого Саввы, основателя монастыря, тело которого лежит в гробнице. Услышав это, принц с благоговением поклонился мощам святого и исполнил указанное. После этого ему приходилось участвовать во всех сражениях во время отступления французской армии из России. Ни в одном сражении он не был ранен; слова старца сбылись: он благополучно возвратился в свое отечество, и даже после падения Наполеона остался всеми любим и уважаем. Об этом событии рассказал сын принца Богарне, герцог Максимилиан Лейхтенбергский, который приехал в Россию поклониться святым мощам преподобного Саввы, и тем самым исполнить предсмертное завещание отца. Родственники Богарне сохранили в памяти и еще одну фразу, которую он услышал от преподобного старца Саввы: «Твои потомки вернутся в Россию». Действительно, Максимилиан Лейхтенбергский стал женихом, а затем - и мужем великой княжны Марии, дочери Императора Николая I, и поступил на русскую службу. Его дети, внуки Евгения Богарне, оказались православными подданными российской державы, против которой их предок выступил когда-то с оружием в руках. Из-за событий 1917 года семье герцогов Лейхтенбергских пришлось уехать за границу, их потомки живут сейчас во Франции, Германии, США, Бельгии и Австралии. Все они православные, носят русские имена, и почитают преподобного Савву, как своего небесного покровителя. По монастырскому преданию, сохранившемуся со времен земной жизни преподобного, незадолго до своей кончины святой Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придёт время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придёт антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где ещё часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество вспомнилось, когда в начале двадцатого века в России наступили времена торжествующего безбожия. Горькая участь множества русских святынь не миновала и Саввино-Сторожевскую обитель. В мае 1918 года комиссар Макаров, приехавший грабить монастырь, был убит местными крестьянами. По рассказам свидетелей, страшно избитый, он был сброшен в мелкий пруд под монастырём и, казалось, утонул, но через некоторое время снова приподнялся над водой, бросил последний взгляд на обитель, широко перекрестился и упал навзничь. Так местное предание приписывает ему покаяние в последние минуты жизни. Смерть комиссара послужила сигналом к началу восстания против Советов, которое было жестоко подавлено карателями. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. Тогда же, в мае 1918 были впервые вскрыты и обысканы мощи преподобного. А в 1919 году началась государственная кампания по вскрытию мощей русских святых, которая преследовала двоякую цель - уничтожение в народе религиозного и нравственного чувства, и конфискацию в пользу "мировой революции" находившихся при мощах ценностей, пожертвованных верующими за многие века. В марте 1919 года делегаты звенигородского уездного съезда рабочих и крестьянских депутатов приняли постановление о новом вскрытии мощей преподобного, и тут же, в количестве около ста человек, отправились в монастырь. Вломившись в собор, с папиросами в зубах, с плевками и насмешками, большевики вскрыли раку с мощами преподобного Саввы, вытащили находившиеся там останки и долго их перебирали. Такие кощунства вызвали протесты православного народа, обращения в наркомат внутренних дел с просьбой прекратить оскорбительные для верующих действия. Вместо этого власть приняла решение о конфискации мощей преподобного. В монастырь приехали представители звенигородского исполкома и увезли их с собой. Как выяснилось впоследствии, мощи были направлены в ЧК. Те, кто принимал такое решение, видимо, чувствовали, что почивший столетия назад святой представляет реальную угрозу для предсказанной им "антихристовой силы", не давая ей распространиться в глубину человеческих сердец и душ. В том же 1919 году Саввино-Сторожевский монастырь был закрыт. Казалось бы, мощи преподобного Саввы были навсегда утрачены для верующих людей, сохранивших память о своем святом заступнике и молитвеннике. Но вышло иначе: где-то в недрах большевистского карательного аппарата, среди людей, у которых, казалось бы, напрочь должны были отсутствовать и совесть, и вера, и страх Божий, нашелся человек, не побоявшийся сберечь часть святых мощей и найти для них достойного хранителя. В 20-е годы Михаил Михайлович Успенский, тогда работник Государственного исторического музея и член комиссии по охране памятников культуры по Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник, вызвавший его, указал Михаилу Михайловичу на блюдо, накрытое материей, и сказал: «...возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде – останки Саввы Сторожевского – поместите, куда сочтете нужным». По тону этого человека Успенский понял, что тот советует ему спрятать мощи в надежное место. В семье Успенских они сохранялись в течение многих лет. После смерти М. М. Успенского его родственники передали святыню Церкви. Это произошло в 1985 году, на исходе эпохи государственного безбожия - как предзнаменование того, что недолго осталось ждать времени, когда преподобный Сторожевский игумен вернется в свою возрожденную обитель. Спустя всего десять лет, в 1995 году, монастырь был возвращен верующим. А еще через три года, в 1998, во время празднования шестисотлетней годовщины Саввино-Сторожевского монастыря, туда были перенесены святые мощи его основателя. В наши дни в монастырских стенах трудятся и молятся десятки монахов и послушников, возрождаются монастырские храмы, устроен детский приют. И, как и в прошлые века, сюда прибывает множество паломников, стремящихся получить духовное наставление и молитвенную помощь - и от сегодняшней братии, и от святого преподобного Саввы, одного из тех, кто в душе своей видел отблески рая. Построив свою обитель, он подарил эту радость и другим. Сайт "Закон Божий", по материалам православных интернет-ресурсов. Подробнее о Саввино-Сторожевском монастыре можно узнать на сайте обители.
|