|
Пролог17 2015
Преподобный Иоанн Дамаскин (что означает «уроженец Дамаска») был человеком, которого Господь наделил множеством талантов. Он проявил себя и как опытный политик, и как строгий подвижник, и как великий богослов и философ, и как гениальный поэт-гимнограф. В его напряженной и насыщенной жизни случались удивительные события и чудеса. Будущий святой родился около 675 года в Дамаске (Сирия) в знатной христианской семье. Его дед Мансур ибн Сарджун руководил налоговой администрацией Дамаска с первых лет VII в. К моменту рождения будущего святого, этот город был уже завоеван мусульманами. Тем не менее, и его отец Сергий (Сарджун ибн Мансур), не изменяя своей вере, занял высокий пост при дворе багдадского халифа, став «великим логофетом», т.е. казначеем, министром финансов. В этом нет ничего необычного, поскольку арабы чаще всего оставляли в неприкосновенности гражданскую администрацию завоеванных областей, занимая при этом место военной элиты. Византийский историк Феофан называет Сергия «христианнейшим человеком». Он усыновил еще одного мальчика Косму, который впоследствии стал епископом г. Маюма (близ г. Газы, Палестина) и известным церковным поэтом. Святому брату и сподвижнику Иоанн впоследствии посвятил свое главное богословское произведение «Источник знания». Воспитание и обучение братьев было поручено ученому монаху из Калабрии (юго-запад Италии) Косме, попавшему в плен арабским пиратам и выкупленному из него на невольничьем рынке отцом Иоанна. О глубине и обширности знаний, полученным Иоанном Дамаскиным, можно судить по его богословским и философским трудам, до сих пор удивляющим четкостью и ясностью мысли и необыкновенной эрудицией. Автор жития преподобного Иоанна пишет, что в своих познаниях в философии он сравнялся с Аристотелем, в математике — с Пифагором, а в геометрии — с Эвклидом, непререкаемыми научными авторитетами античного мира. В какой-то момент Косма должен был признать, что его ученик превзошел учителя. Тогда калабрийский монах, убедившись, что он сумел передать все свои знания в надежные руки, отправился в монастырь Саввы Освященного в Палестине. В этом же монастыре впоследствии служили Господу и его ученики, святые Иоанн и Косма. Иоанн, показавший столь удивительные способности в учебе, после смерти отца занял его должность и стал одним из ближайших советников халифа. Вскоре, однако, судьба святого резко переменилась. В Византийской империи в это время возникла ересь иконоборчества, поддерживаемая нечестивым императором Львом Исавром. Иконоборцы объявили священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством. После императорского указа 730 года, запретившего иконопочитание по всей империи, были уничтожены тысяч икон, мозаик, фресок и алтарей; многие сторонники иконопочитания были арестованы, некоторые из них претерпели мученическую смерть. Иоанн Дамаскин не смог равнодушно смотреть на святотатства и беззакония, творившиеся в Византии. Святой написал три трактата против иконоборцев, в которых он, используя все свои обширные богословские знания, обосновал православное учение о почитании икон и опроверг заблуждения еретиков. Догмат иконопочитания чрезвычайно важен для христианской веры. Икона для христианина не просто произведение искусства. В православном понимании, она, прежде всего, свидетельство реальности боговоплощения. Бог действительно стал человеком для спасения людей, а значит Его, как и любого человека, можно изобразить посредством красок, фрески или мозаики. И такое изображение не будет лишь картиной или настенной живописью, поскольку на ней изображен не просто человек, а Бог, ставший человеком. Почитание такого образа (а «икона» — это по-гречески «образ») есть поклонение и Первообразу, самому Господу Иисусу Христу. Икона, таким образом, призвана «к удостоверению истинного, а не призрачного воплощения», к свидетельству о спасении во Христе человеческого рода. Именно поэтому Церковь так упорно боролась с иконоборчеством. Одним из самых первых борцов за истину иконопочитания стал Иоанн Дамаскин. Император-иконоборец Лев Исавр, узнав о посланиях Иоанна Дамаскина, убедительно опровергающих доводы иконоборцев, решил расправиться со святым. Однако он не мог непосредственно арестовать Иоанна Дамаскина, так как тот был подданным другого государства. Тогда император прибег к политической интриге. Он приказал написать подложное письмо от имени Иоанна, в котором тот якобы подстрекает его к войне против халифа и обещает предательски сдать Дамаск в случае осады (у императора были образцы почерка святого и специалисты по подделке документов). Агенты Льва устроили так, что подделанное письмо попало в руки халифа. Тот сразу же поверил клевете. Суд халифа был скор: Иоанн был отстранен от должности и приговорен к отсечению кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно. Затворившись в своей комнате, святой стал с верою молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, приложив отсеченную кисть к руке, а проснувшись обнаружил, что кисть чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн прикрепил к иконе сделанную из серебра руку. По преданию, именно эта икона, получившая название «Троеручица», сейчас находится в Хиландарском монастыре на Афоне. Узнав о чуде, халиф попросил у святого прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность - но Иоанн понял, что после всех произошедших событий Господь призывает его к совершенно иной жизни. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. К этому моменту Иоанн Дамаскин был уже не только знаменитым богословом и полемистом, но и поэтом-гимнографом, автором церковных песнопений. В монастыре никто из старцев не решался взять под свое духовное руководство столь известного и образованного человека. Духовный отец для преподобного Иоанна все же нашелся. Это был старец, известный своею строгостью. Своей задачей он, в первую очередь, поставил привить смирение бывшему могущественному вельможе. Иоанн Дамаскин проявил при этом настоящие чудеса кротости и послушания. Так однажды старец послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены; да и сам Дамаск находился довольно далеко от монастыря Саввы Освященного. Проделав неблизкий путь под знойным солнцем, Иоанн очутился на рынке города, в котором он еще недавно был фактическим правителем. Никто, разумеется, не покупал заведомо дорогой товар. Никто и не узнал в скромном иноке в ветхой одежде некогда крупного государственного чиновника при дворе халифа. Только бывший домоправитель Иоанна признал в нем своего недавнего хозяина и в убыток себе скупил все корзины. Старец также запретил Иоанну писать стихи и богословские сочинения, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Иоанн послушно исполнял и этот запрет, пока однажды в монастыре не скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Святой долго отказывался, но из милосердия и любви к брату во Христе, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари (краткие песнопения), которые и в наши дни звучат в православных церквях. Русскому читателю этот канон на погребение известен и в прекрасном стихотворном переложении Алексея Константиновича Толстого (скорее даже не переложении, а переводе, здесь соблюден размер подлинника, текст передается почти дословно, разве что рифмы у Иоанна Дамаскина, как и во всей византийской поэзии за редким исключением, не было): Какая сладость в жизни сей Земной печали не причастна? Чье ожиданье не напрасно И где счастливый меж людей? Все то превратно, все ничтожно, Что мы с трудом приобрели, — Какая слава на земли Стоит тверда и непреложна? Эти погребальные тропари являются одним из лучших образцов церковной поэзии. Духовный руководитель Иоанна, однако, счел сочинение их прямым непослушанием и назначил святому наказание — убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил пример послушания. Через некоторое время старцу в видении явилась Сама Пресвятая Богородица и приказала не запрещать более Иоанну писать песнопения и богословские труды. В то же время о преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. От преподобного Иоанна осталось несколько проповедей, которые открывают в святом еще один талант - прекрасного и убедительного оратора. Иоанн Дамаскин, однако, вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений. Очевидно, именно в это время он написал свои главные богословские и поэтические произведения. Иоанн Дамаскин стал составителем, а в значительной степени и автором Октоиха, одной из основных богослужебных книг Православной Церкви и одновременно одного из величайших в мировой литературе поэтических сборников. Он написал восемь воскресных канонов — особым образом устроенных длинных церковных песнопений; они поочередно поются и читаются на воскресных службах, каждый на свой напев, глас. Также преподобный является автором канонов на многие христианские праздники, в том числе и на Пасху. Пасхальный канон Иоанна - наверное, самое радостное песнопение Православной Церкви. Перу святого поэта оказались подвластны и изображение невыносимой скорби от потери близкого и ликующая пасхальная радость. Как богослов, Иоанн Дамаскин прославился, в первую очередь своим сочинением «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Преподобный поставил своею целью подробно и систематически изложить православное вероучение на основе сочинений предшествующих святых отцов, которые он знал досконально. Вместе с тем, в первой части своего труда он изложил, какие термины и методы познания, в значительной степени заимствованные из античной философии, используются в христианском богословии, а во второй части рассказал, к каким заблуждениям может привести отклонение от истинного учения Церкви, привел убедительные опровержения этих заблуждений. Этот колоссальный труд, уникальный в православном богословии, остается актуальным и по сей день, давая четкие и ясные ответы на самые важные мировоззренческие вопросы. Святой скончался около 753 года и был погребен в лавре Саввы Освященного возле раки с мощами преподобного Саввы. В правление императора Андроника II Палеолога (1282—1328 гг.) его мощи были перенесены в Константинополь. В настоящее время известно о нахождении частиц мощей святого Иоанна в лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (близ с. Пендакомо, Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция). |