В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

18 2013
18 декабря - день памяти святителя Гурия, архиепископа Казанского


Хиротония первого Казанского архиепископа Гурия 7 февраля 1555 года явилась необыкновенным событием в русской церковной жизни. Еще недавно Казань была источником постоянных бед и разорений для страны, еще недавно там страдали православные христиане-мученики, а теперь новопокоренный град становится центром распространения христианства среди иноверцев.

Хиротония проходила в Успенском соборе Кремля. Богослужение возглавлял митрополит Московский и всея Руси Макарий (+ 1563; память 5 октября/ 30 декабря) ему сослужило 9 архиереев. Летопись отмечает, что всех служащих в Успенском соборе было 76 человек, "опричь подъяков". Присутствовали царь Иоанн Грозный, его брат князь Юрий Васильевич, князь Владимир Андреевич и бывший казанский хан Симеон, Боярская дума, служилые князья, множество дворян, польский и молдавский посланники, старцы афонского Хиландарского монастыря.

Новоучрежденная Казанская епархия по старшинству была поставлена после Новгородской кафедры и выше Ростовской, то есть фактически сразу после Московской. Святитель Димитрий Ростовский, автор службы святителю Гурию, говорит в каноне о его архиерейской хиротонии: "Благословением Первосвятителя, поставляешся пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, в котором прелестью врага омраченные люди, светом богоразумия ты просветил".

В житии святителя Гурия, написанном святым Патриархом Ермогеном говорится, что святой «...родился и воспитан был в городе Радонеже... в миру носил имя Григорий, сын Григорьев, по прозвищу Руготин».

Род московских служилых людей Руготиных происходит из Можайска, известен с конца XV века. Руготины не были настолько богаты и знатны, чтобы и служить у великого князя, поэтому в молодые годы Григорий Руготин был холопом (по-видимому, боевым) богатого князя Ивана Пенкова Ярославского. Григорий отличался умом, деятельностью, честностью и вскоре князь сделал его «управителем» хозяйства.

Но завистливые люди оклеветали Григория в преступной связи с женой князя, и тот хотел предать его смерти. «Сын же князя, — передает житие, — будучи человеком благоразумным, распознал зло, понял нестерпимый срам отцу и матери и сам расследовал слова клеветников, подобно Даниилу, ограждающему целомудренную от клеветы». По ходатайству своего сына князь не предал праведника смерти, а заключил его в темницу. Во время заточения «Григорий начал писать небольшие книжицы для обучения маленьких детей и просил продавать их, а вырученные деньги раздавать нищим». В темнице он дал «обет принять постриг» монашеский в Иосифо-Волоколамской обители в случае своего освобождения. Неожиданно Божиим произволением освободившись после двухлетнего заточения, он пришел в монастырь, основанный преподобным Иосифом Волоцким, и стал там послушником. Затем принял монашеский постриг, в котором был назван Гурием, став «чудным иноком». Когда Волоцкий игумен Нифонт стал епископом Крутицким, инок Гурий в 1542 году был назначен настоятелем обители.

В управлении монастырем игумен Гурий заботился не столько о внешнем благолепии, сколько о спасении вверенных ему душ. «Не добро, — говорил он, — монастырям обогащаться, они из-за этого пустуют». Духовность игумена привлекала в обитель много иноков и мирян. Почти девять лет настоятельствовал Гурий в Иосифовом монастыре; но темничное заключение расстроило его здоровье, и он по болезни сложил с себя начальствование. Два года Гурий жил на покое, предаваясь подвигам поста и молитвы. Затем по воле царя Иоанна Васильевича святой Гурий в течение года управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии.

С царем святитель Гурий был хорошо знаком, они часто беседовали, и для новооснованной Казанской епархии Иоанн Васильевич не нашел лучшей кандидатуры, чем игумена Гурия, в чьей святости он убедился лично. Именно такой человек, очищенный аскетическим подвигом, способный учить не только словом, но и примером собственной святой жизни, был нужен на новой кафедре, перед которой стояли задачи миссии и просвещения. Историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Царь Иоанн Васильевич IV, собираясь войною на Казань, имел в виду не только покорить ее своей власти, но и насадить святую веру в земле неверной».

Перед отъездом святителя Гурия в Казань в Москве для новой епархии собирались иконы и книги. На одном богослужебном Евангелии из монастыря преподобного Иосифа Волоцкого, которое вложил туда Новгородский архиепископ Феодосий, имеется запись: «А то Евангелие по цареву велению игумен Галахтион с братиею отдали в Казань в соборную церковь на престол к Благовещению, да Евангелие, да Апостол». «Учреждение епархии Казанской, — писал историк Е. Е. Голубинский, — послужило для царя и для митрополита ближайшим поводом к тому, чтобы они озаботились введением в Москве книгопечатания». Некоторые исследователи предполагают, что «именно в Свияжске под Казанью и оказались первые печатные московские книги».

В мае 1555-го, "в неделю седьмую по Пасхе", митрополит Макарий торжественно благословил архиепископа Гурия в путь на место архипастырских трудов. 26 мая на Красной площади в Москве владыка Гурий освятил основание каменного Покровского собора (известного ныне как храм Василия Блаженного), заложенного в благодарность за взятие Казани. В соборной церкви Симонова монастыря святитель Гурий совершил Божественную литургию, испрашивая у гробниц героев Куликовской битвы, преподобных схимонахов Александра и Андрея, благословение на продолжение их подвига — проповеди Православия среди иноверцев, защиты отечества, просвещения татарского народа и вовлечение его в культурное общение с Россией. Историк С. М. Соловьев пишет о шествии первого Казанского архиепископа: «Это отправление было необычное, первое в русской истории: архиепископ ехал в завоеванное, неверное царство распространять там христианство... вез с собою духовенство, нужные для церкви вещи, иконы и проч.; этот духовный поход Гурия в Казань соответствовал отправлению греческого духовенства из Византии и Корсуня для просвещения Руси христианством при Владимире».

Из Москвы святитель Гурий отбыл на судах, сопровождаемый крестами и хоругвями. Вместе с ним в Казанский край отправились архимандрит Старицкого Успенского монастыря святой Герман (+ 1567; память 6/19 ноября) и игумен Песношского монастыря святой Варсонофий (+ 1576; память 11/24 апреля) ранее бывший в плену в Крыму и знавший татарский язык и обычаи. «Эти три имени благодаря общей деятельности по устроению Казанской епархии вместе вошли в историю Русской Церкви». В каждом городе архиепископ Гурий совершал молебны, так что все путешествие стало непрерывным молением. Достигнув границы Казанской епархии, там, где было назначено построить город Чебоксары, святитель по черте города совершил крестный ход и потом отслужил литургию. Доныне в Чебоксарах чтится Владимирская икона Божией Матери, которой святитель благословил городок — будущий рассадник христианства между чувашами и черемисами. В течение всего путешествия читалась особая молитва, составленная первым русским митрополитом святителем Иларионом (+ ок. 1053; память 21 октября/3 ноября), современника перерождения Руси из языческой в христианскую.

28 июля 1555 года, в воскресенье, святитель Гурий прибыл в Казань. После Божественной литургии в соборе был зачитан синодик Торжества Православия, чтобы новоосвященная епархия не потерпела в себе никакого лжеучения, но утверждалась в истинной вере.

К моменту прибытия архиепископа в Казанском крае обстановка была непростой. «Казанская война» продолжалась. Это было движение коренного населения Казанского края: татар, марийцев, удмуртов и чуваш против присоединения к России. Фактически, до весны 1555 года русские власти контролировали только Казань. Весной 1556 года восставшие во главе с Мамич-Берды угрожали Казани и Свияжску. Только к маю 1557 года восстание было окончательно подавлено.

В это опасное время в Казани устраивались церковные дела. Новая епархия занимала огромную территорию. В нее вошли Казань с окрестными поселениями, Свияжск, Васильсурск, вся Вятская земля, на юге - земли Астраханского царства до Терского городка на реке Терек. Уже в первые дни после захвата города здесь был построен первый храм, скорее всего, это была церковь мучеников Киприана и Иустинии. Первым монастырем в захваченном городе стал Троицкий монастырь, основанный иноками Троице-Сергиевой лавры.

Еще перед отправлением в Казань царь Иоанн составил особый «наказ», в котором излагалась стратегия миссионерского освоения «инородческого» края. Архиепископу поручался надзор за деятельностью царской администрации, формулировались принципы миссионерства: «В крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости освобождать их от суда воевод и наместников… А новокрещеных всегда поучати страху Божию, и к себе приучати, и кормити, почти, и жаловать, и беречи но всем, да и прочии видя невернии таковое благочестие и брежение и жалование новопросвещенным, поревнуют христианскому праведному закону и просветятся Святым Крещением, да вкупе с нами прославят Отца и Сына и Святаго Духа». Тема миссионерства присутствует и в другом наказе святителю: «А которые татаровя похотят креститись своею волею, а не от неволи, и ему тех велети крестити, и лутчих держати у себя в епископье и поучати всему крестьянскому закону, и покоити их как мочно, а иных роздавати крестити по монастырям».

Об успехах миссионерского служения архиепископа Гурия писал Патриарх Ермоген: «...и многих неверных в веру привел, и крестил их множество, и женщин, и детей; всюду Божия благодать богато изливалась». В послании святителю Гурию царь Иоанн Грозный писал: «О Боже! как бы счастлива Русская земля была, коли бы владыки старцы были, как преосвященный Макарий и ты». Грамоты царю святителя Гурия не сохранились, но в одной из Волоколамских рукописей имеется запись XVI века: «Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси бьет челом и плачется сирота твоя Гурий...».

Архипастырское служение Казанского Владыки продолжалось около восьми лет. В Казанской епархии за это время было устроено четыре монастыря, более десятка городских церквей, выстроен Бла¬говещенский кафедральный собор. Святитель Ермоген так писал об архиепископа Гурии: «Жил преподобный богоугодно: нищих кормил, во всем помогал неимущим, заступался за бедных, вдовиц и сирот, избавлял их от бед, прилагал труды к трудам и все ночи возносил Богу молитвы... всякими добрыми делами угождал Богу и жил по Богу твердо».

Последние годы святитель много болел. «Много времени пролежал преподобный больным; говорят, что болезнь его мучила три года. Только на святые великие Господские праздники приносили его в церковь на Литургию, и тогда он лежал или сидел в церкви, ибо не в силах был стоять», - повествует житие.

2 декабря 1563 году архиепископ Гурий «позвал... архимандрита Варсонофия, к которому имел любовь велию, и повелел возложить на себя великий образ святой схимы». Вскоре после этого он скончался. В летописи читаем: «Тоя же зимы... преставился Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский, и положен был в Казани в монастыре Преображения Господа нашего Иисуса Христа; сей Гурий был первый архиепископ в Казани». Боярин Иоанн Застолбский «соорудил гробницу и большую каменную часовню над могилой преподобного». Преемником и продолжателем трудов архиепископа Гурия на Казанской кафедре стал Свияжский архимандрит Герман (Полев).

Мощи святителя Гурия были обретены вместе с мощами святителя Варсонофия († 1576) 4 октября 1595 года при Казанском митрополите Ермогене († 1612). Святитель Ермоген, автор сказания о Казанской иконе Божией Матери, составил также жития святителей Германа и Варсонофия и службу им. 20 июня 1630 года по благословению Казанского митрополита Матфея святые мощи обоих святых были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор и в честь этого события было установлено празднование. В церковных песнопениях святитель Гурий прославляется за свои миссионерские труды: «Пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди светом Богоразумия просветил еси». Песнописец восклицает: «...Языче огненный, опаливый Магометово злочестивое учение».

Просветительские труды святителя Гурия увековечены на памятнике 1000-летию России в Великом Новгороде, где он изображен в разделе «Просветители» рядом с митрополитом Московским Макарием.

Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика