|
Пролог25 2013
Как в случае со святителем Николаем, так и в случае со святителем Спиридоном происходит некая загадочная ситуация. Про их жизнь мы знаем очень мало. Подлинных свидетельств, написанных в то самое время, в которое жили эти подвижники, практически нет. Впоследствии же, в следующие века, появляется огромный корпус всяких рассказов полулегендарного характера. И отделить, где истина, где вымысел, уже оказывается невозможным. Но святые эти – и святитель Николай Чудотворец, и святитель Спиридон – пользуются всеобщим почитанием и, что самое удивительное, являются скорыми помощниками всем людям, которые просят их о помощи. Всегда мы задаемся вопросом: что же было в жизни этих людей? во время их служения, во время их деятельности? что было в их личности такого, что столь изобильно привлекло к ним благодать Духа Святого? То есть настолько обильно, что они и при жизни были носителями благодати, и после их смерти через чудеса, через какие-то знаки, милостью Божией эта благодать изливается на людей. Что же это был за человек – святитель Спиридон? В какое время он жил? Какие дела творил? Хочется об этом сегодня, в день его памяти, вспомнить. Но я уже сказал, что о его жизни не сохранилось подлинных документов. Кое-какие записки дошли от историков, очевидцев тех лет, а вообще его житие было написано через 100–200–300 лет после его смерти; да и то это не житие как таковое, а какие-то эпизоды, случаи из его жизни, о которых помнили потомки. И только в X веке житие было написано окончательно святым Симеоном Метафрастом, замечательным византийским агиографом, мастером житийного литературного жанра. То есть жил святитель Спиридон Тримифунтский в конце III – начале IV века, а окончательное житие было написано только в X веке, то есть через 700 лет. Можете себе представить? Я специально старался определить, что относится к подлинным рассказам, а что – к легендам, сочиненным благочестивыми людьми. Я брал разные исследования о жизни святителя Спиридона, но оказалось, что ученые разводят руками и говорят, что определить, где подлинные рассказы о нем как о реальном человеке, жившем в IV веке, как о епископе кипрского города Тримифунта, а где легенды, – невозможно. Да, наверное, это и не нужно. Жизнь этого человека была полна чудес – это известно достоверно, а какие-то нюансы, детали, мне кажется, неважны. То, что в этих чудесах открывалась натура святителя Спиридона, проявлялся его характер и мы благодаря этим рассказам можем хоть как-то «реконструировать» его духовный облик, – вот что важно. Итак, все-таки, что же мы можем сказать о святителе Спиридоне? Известно, что он родился в конце III столетия, в двухсотые годы, то есть в 270-е – 280-е. Это было еще время гонений. Он родился в бедной семье и был пастухом на острове Кипр. У него была семья, жена, много детей, он воспитывал детей в любви к Богу, сам был очень строгим постником и молитвенником. И, хотя в те времена гонения на Церковь то усиливались, то ослабевали, святитель Спиридон был уверен в том, что даже под страхом смерти или пыток не откажется от Господа, и так же, в страхе Божьем, в любви к Богу, он воспитывал свою семью. Он был пастухом и, как я уже сказал, происходил из небогатой семьи. И вот в 313 году указом Константина Великого дается свобода Церкви, то есть христианство становится официальной религией Римской империи. Не стал мучеником, не пострадал святитель Спиридон! Ну и что из того, в Церкви есть много и других путей для спасения. Надо лишь довериться Богу и жить христианской жизнью. И если ты ищешь спасения – Господь устроит так, что тебе будет дана возможность себя проявить и осуществить. Около 320-х годов умирает старый епископ городка Тримифунт, и люди просят, чтобы епископом был поставлен уже немолодой и всем известный их земляк – Спиридон, который, как я говорил, был пастухом и отцом большой семьи. В то время это было совершенно нормально и правильно, что те, кого люди избирали, становился епископом. Кроме того, примерно до X века еще сохранялась традиция, что епископом мог быть женатый человек, имеющий семью. А уже с конца VIII века и окончательно – в X веке закрепляется традиция, что только монах может быть епископом, архиепископом, митрополитом или патриархом. Но в то время святитель Спиридон совершенно спокойно мог из пастухов стать епископом. И он и был действительно рукоположен в 320-е годы. Почему люди его избрали? Да потому, что он уже тогда пользовался всеобщим уважением и почетом. Житие его рассказывает, что еще в бытность Спиридона пастухом из-за его огромной веры, из-за его постничества, из-за его молитвенности к нему обращались за советами, за разрешением сложных, например конфликтных, ситуаций. Когда Спиридон уводил овец в горы, он вставал на колени и мог часами беседовать с Господом. Так вот, благодаря его благочестию, благодаря тому, что семья у него была в образцовом состоянии, Господь дал ему дар чудотворения: еще будучи пастухом, он уже исцелял людей. И вот благочестивый пастух становится епископом, то есть он, можно сказать, становится на то самое место, на котором и должен был стоять. Помните слова Христа: если свеча горит, ее не ставят под сосудом, но ставят на подсвечник, чтобы она светила всем. Так же и святитель Спиридон – воссиял, начал светить всем и стал пользоваться еще большей популярностью в этом городе. В то время, в 320-е годы, на Кипре и вообще на Востоке было много всяких природных катаклизмов, например, в течение ряда лет на Кипре была сильная засуха, так что люди не могли собрать урожай и терпели голод. И вот тогда они приходили к святителю Спиридону, и он молился. И когда он молился – а он, конечно, не злоупотреблял этим даром, – но, когда он молился, шел дождь. И что-то можно было вырастить, собрать, как-то накормить свою семью, во всяком случае – не умереть с голоду. Вот, известен эпизод про то, как святитель Спиридон принял бедняка и помог ему. А дело было так. Один бедняк пошел к богачу, потому что некоторые богачи скупили зерно, и потом, когда начался голод, по сильно завышенным ценам его стали продавать, так что бедняки не могли купить это зерно, голодали. Один бедняк, у которого была большая семья, пришел к богачу и стал говорить ему: «Не можешь ли ты помочь мне, дать зерна в долг, потому что моя семья голодает?» Богач ему отказал. Тогда бедняк, в печали, пришел к епископу Спиридону и говорит: «Так и так, мне ничего не дают в долг, а моя семья умирает с голоду». Святитель Спиридон говорит: «Успокойся, чадо мое, Господь мне открыл, что скоро будет большой дождь и богач будет посрамлен. И за то, что он ничего не давал бедным, скоро сам будет попрошайничать у других людей». И, действительно, через несколько дней случился огромный дождь, да не просто дождь, а ураган, и ураган этот повалил амбары богача и разбросал зерно, и бедняки сбежались его собирать. А потом богач остался ни с чем. И сам потом приходил и просил у этих же бедняков, чтобы его накормили. С этим же богачом связано еще одно событие: Господь простил, видимо, этого человека, потому что Он всегда долготерпелив, и если мы каемся, то Господь прощает нас. И вот этот богач тоже каялся, просил, чтобы Господь смилостивился над ним, и в конце концов он сумел сколотить небольшое состояние. И вот спустя несколько лет Господь устраивает этому богачу проверку: снова настала засуха, и уже другой бедняк приходит к богачу и говорит ему: «Помоги мне!..» А богач опять говорит: «Я тебе ничего не дам». И бедняк пошел к святителю Спиридону, а тот развел руками и сказал: «Я не могу постоянно просить Бога о милости, о том, чтобы он отверз небеса и пролился дождь. Я не могу злоупотреблять этой милостью Божией. Но я тебя выручу». И он выносит бедняку трость из чистого золота в виде змеи и говорит: «Пойди и обменяй ее на зерно, и накорми свою семью. А потом, когда будет урожай, выкупишь ее и вернешь мне». Этот бедняк пошел к богачу и отдал ему золотую змею. Конечно, у того глаза загорелись, и он с радостью схватил этот золотой жезл и спрятал его в сундуке своем. Ну, а бедняк ушел. Через какое-то время опять наступили хорошие времена. Бедняк то зерно, которое у богача брал, ему решил вернуть с процентами, потому что он не покупал, а брал взаймы. И он пришел и говорит богачу: «Я хочу вернуть золотую змею и отнести ее епископу, слава Богу, теперь моя семья может себя прокормить». Но этот богач сказал, что не отдаст ему змею. И бедняку стыдно стало перед святителем Спиридоном, что тот ему помог, а он так вот ему отплатил. И он с грустью пошел домой. А богач, когда бедняк ушел, решил взглянуть на свою змею. И, когда он открыл сундук, то увидел, что там живая змея, уже готовая на него броситься. В ужасе захлопнув сундук, он посылает своего слугу к этому бедняку, наказав ему сказать: «Мой господин передумал, иди, приноси зерно, которое ты брал взаймы, сколько-то там мешков. И получишь обратно свою змею». Бедняк пришел, вернул деньги, вернул зерно. Богач говорит: «Пойди сам, забери эту змею». Бедняк открывает сундук – и снова видит там золотую трость в виде змеи. И, конечно, богач кинулся к сундуку, но было уже поздно: бедняк схватил эту змею и пошел с ней к святителю Спиридону Тримифунтскому. А святитель принял эту змею-трость и говорит: «Пойдем, чадо мое, я тебе покажу, какое чудо сотворил Господь по милости Своей». Взял он эту змею, и они пошли куда-то в горы, и, положив золотую трость в одной из расщелин скал, святитель Спиридон стал молиться, воздев руки: «Благодарю Тебя, Господи, что в Свое время Ты услышал меня и помог выручить умирающих от голода людей, благодарю Тебя за Твой дар и возвращаю Тебе этот дар». И эта палка ожила, превратилась в настоящую змею и уползла в щель скалы. Тут бедняк понял, что это никакое не сокровище святителя Спиридона, а чудо, совершенное по его великой любви и милости Божией. Известно много и других рассказов, в которых святитель Спиридон помогает людям, но о его жизни известно много историй и другого характера. Они свидетельствуют о том, например, что святитель был примером в благочестии. Все знали, что епископ Спиридон отличается постничеством, постническим житием. Вот однажды произошел случай, который показал людям, что такое настоящий пост, как нужно поститься на самом деле. Как-то раз к святителю Спиридону постучался путник, который заблудился в лесу. И вот, выйдя из лесу уже ночью, уже умирающий от усталости, от голода и холода, у домика святителя Спиридона, он постучался к нему, и святитель Спиридон впустил его в свой дом. Человек этот, дрожа от холода, просил хотя бы корку хлеба. А дело в том, что это был постный день, а в постный день святитель Спиридон в своем доме еды вообще не держал, то есть вся семья в постный день ничего не вкушала. Это была среда или пятница, какой-то постный день. И в доме не было даже корки хлеба. И святитель Спиридон сказал дочери: «Эй, доченька, принеси, пожалуйста, мяса из кладовой». И дочь принесла мяса. «Зажарь нам мяса, дочь, – говорит епископ Спиридон, – и мы поедим вместе с путником». Она смиренно зажарила мяса, и святитель Спиридон стал угощать путника и сам ел вместе с ним. А этот человек сказал: «Я христианин, и я пощусь в этот день, как же ты ешь мясо и меня угощаешь мясом?» А святитель Спиридон всплеснул руками и воскликнул: «Ты христианин? Так это прекрасно! Ты – чистый, а, как сказал апостол: для чистого все чисто, ешь по любви!..» И вот ради такой любви он и этого человека накормил, и сам нарушил пост, в постный день. Показав тем самым, что заповедь о любви больше, чем соблюдение даже постных дней. Или, например, другая грань его жизнедеятельности – защита православной веры. В 325 году был Первый Вселенский Собор, и говорят, что приглашенным делегатом от Кипра был как раз святитель Спиридон, который приехал на этот Собор, много свидетельствовал об истине Православной веры и убедил многих еретиков-ариан в истинности Православия. Один философ рассказывал: если бы доводы Спиридона были только от ума, я бы парировал, но в его словах слышалась такая сила, такая внутренняя энергия, что я верю его словам. И я каюсь в своих заблуждениях... То есть, видите: этот человек, будучи пастухом, был способен убеждать самых высокоумных людей. Потому, что не просто слова, а духовная сила и мощь стояли за его словами. Предание говорит, что там же, на Соборе, святитель Спиридон сотворил следующее чудо… Однажды я ехал со своим хорошим знакомым в его машине, и у него там была прикреплена греческая иконка. На этой иконе был изображен какой-то старец, держащий в руках кирпич. И вот из этого кирпича вверх выходило пламя, а вниз текла вода. Имя святого на иконке не было подписано. И я спрашиваю: «А что это за святой у тебя?» Я знал, но мне было интересно, знает ли мой приятель. Он говорит: «Не знаю, мне привезли из Греции и сказали, что это великий святой». Спрашиваю: «А что изображено на иконе?» Он пожал плечами: «Не знаю, вроде какой-то камень или кирпич... А почему огонь? Почему вода? Непонятно…» Вот что стоит за этой иконой на самом деле. Я уже сказал, что святитель Спиридон присутствовал на Первом Вселенском Соборе как делегат от Кипра. Напомню вам, что как раз на этом Соборе было установлено верное, истинное почитание Троицы, то есть Единого Бога, Который существует как Отец, Сын и Святой Дух. То есть Бог – единое Существо, но в Нем – три Личности: Отец, Сын и Святой Дух. Так вот, когда на Соборе стали говорить, что они не понимают, как это возможно, святитель Спиридон, который там был, взял глиняный кирпич и сказал: «Вот, посмотрите: кирпич. Он один. Но… – он сдавил кирпич своей ладонью, и из кирпича вышел вверх огонь, а вниз потекла вода. – Вот так же в одном кирпиче, имеющем одну природу, сосуществуют вода и огонь. Вода – потому, что не сделаешь кирпич, не смешав глину с водой. А огонь – потому, что никакого кирпича не получится, если не обжечь его в печи». Вот так он пояснил, может, на каком-то своем простом уровне, то, что есть Единый Бог и то, что в Боге есть Отец, Сын и Святой Дух. Не стану больше приводить вам примеры из жизни святителя Спиридона Тримифунтского. Какие выводы, а ведь для нас самое важное – выводы, можем мы сделать, глядя на его жизнь? Какие выводы? Да такие, что нужно быть всегда готовыми предоставить себя в распоряжение Господу. По-христиански. Вот он был пастухом, а Господь призвал его к епископскому служению. Кто знает, где бы мы ни трудились, к чему нас призовет Господь? Может, иногда к тому, чего меньше всего ждали мы сами и те, кто нас знает… Потому и нужно, живя здесь, на земле, трудясь, предоставить себя в распоряжение Господу. И, если Бог тебя позовет, с радостью совершать любое врученное Им служение. Дальше – нужно всегда спешить на помощь людям. Вот как святитель Спиридон, так и святитель Николай Чудотворец, это отличительная их черта: они всегда, забывая о себе, спешили на помощь людям, может быть, потому Господь и наградил их даром чудотворения столь изобильно. Следующее – нельзя отталкивать от себя людей никаких национальностей, никаких вероисповеданий. Про того же святителя Спиридона мы знаем, что он защищал истинную Православную веру. И он же исцелил от смертельной болезни еретика-императора. В то время как раз была распространена ересь – арианство. Смотрите: святитель Спиридон понимал, что, может, человек сегодня еще не готов прийти к истине, к какому–то глубокому пониманию истинных вещей, но, тем не менее, нужно молиться о нем, нужно помочь ему, поддержать его, сделать для него добро, а не считать, что, раз он еретик, то и будь он проклят, и не общаться с ним. Мы сказали, что про жизнь святителя Спиридона мало известно что-то подлинного. Вот даже эти эпизоды, которые я привел, – что из них подлинно? А что – легенда? Не получится ли так, что мы принимаем какие-то легенды и, можно сказать, поклоняемся мифам, верим в сказки вместо истины? Нет, не получится! За что от Господа святитель Спиридон получил духовные дары, эти харизмы чудотворений – мы не знаем. Мы просто доверяем тому, что предание донесло до нас. Доверяем, принимаем, но допускаем, что даже если это вымысел – это не страшно. Ведь, прославляя силу святителя Спиридона, мы прославляем не его человеческую силу, а ту силу Божию, которая в нем, в его немощи, в его человеческой хрупкости действовала. Значит, прославляя какие-то чудеса святителя Спиридона, вот эти знаки силы Божией, мы прославляем Самого Господа, изобильно действующего в нашем мире. Одно дело – верить в какие-то, просто тешащие нашу фантазию, сказки, а другое дело – верить, или допускать, или благоговейно принимать какие-то рассказы, которые убеждают нас в любви Божией, в могуществе, в силе Божией. Поэтому, дорогие, не будем смущаться тем, что про этого человека мы мало что знаем достоверного: о нем не осталось исторических отчетов или документов… Не будем смущаться, а будем просто с благодарностью к Богу принимать вот такого Великого помощника и чудотворца. Любить его, молиться ему и подражать ему. Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас! Аминь.
Протоиерей Константин Пархоменко
Православная энциклопедия "Азбука веры" |