В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

29 2013
29 декабря - день памяти святого пророка Аггея


Аггей был первым пророком, проповедовавшим после возвращения евреев из Вавилонского плена.

В 586 году до Р.Х. вавилонский царь Навуходоносор II захватил и уничтожил Иерусалим. При этом был разрушен храм Господа. Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных. Среди пленников был и царь Иудеи Седекия. Иудейская государственность была уничтожена. Так началось Вавилонское пленение еврейского народа, которое продолжалось без малого семьдесят лет. Несколько раз иудеи были на грани полного физического уничтожения. Казалось, они должны были рано или поздно погибнуть под гнетом всесильной империи или смешаться с языческим окружением, утратив веру в Единого Бога, тем более, что Храма, где они могли бы поклоняться Господу, у них уже не было.

Весной 539 года до Р.Х., однако, само Вавилонское царство пало под ударом войск персидского царя Кира II Великого (559-530 до Р.Х.). Кир действительно был великим государем и для укрепления своей державы дал всем покоренным народам такие законы и систему самоуправления, которые соответствовали бы их традициям. Неудивительно поэтому, что многие воспринимали персидского царя не как завоевателя, но как освободителя. В частности, он разрешил евреям вернуться в Палестину и восстановить свое государство, вассальное Персидскому царству. Безусловно, в этом было исполнение воли Божией, не случайно в Библии Кир Великий называется помазанником Господа (Ис. 45, 1).

В числе возвратившихся тогда в Иудею был и пророк Аггей. Тогда он был еще совсем молодым человеком, почти ребенком. Вся трудная история первых десятилетий возрожденного Иудейского царства прошла перед глазами пророка. Нет ничего странного в том, что чудесное возвращение из Вавилонского плена в первое время вызвало в народе своеобразную эйфорию: разом ожили самые радужные надежды, казалось бы, после обретения свободы и достаточно широкой политической независимости легко можно восстановить прежнее могущественное Иудейское царство, каким оно было во времена Давида и Соломона; многие даже считали, что древние пророчества о торжестве богоизбранного народа уже начинают осуществляться (их понимали исключительно в политическом смысле, как господство над всем миром; — на самом же деле они исполнились во время христианской проповеди, когда многие народы поклонились и подчинились истинному Богу).

Однако, как часто бывает в истории, общий подъем вскоре сменился глубоким разочарованием. Независимость Иудейского царства оказалась более, чем призрачной, особенно после смерти в 530 году Кира Великого и прихода к власти его деспотичного, склонного к припадкам безумия сына Камбиса (529-522 до Р.Х.),. Современник Аггея, пророк Неемия в своей молитве к Богу так выразил всеобщее чувство еврейского народа: «И вот, мы ныне рабы; на той земле, которую Ты дал отцам нашим» (Неем. 9, 36). Кроме того, если судить по книге пророка Аггея (Агг. 1, 6), и социальная жизнь возвратившихся из Вавилонии иудеев никак не налаживалась: народ не мог выйти из бедности, его постоянно преследовали неурожаи и прочие несчастья.

Но главное, за два десятилетия после Вавилонского плена иудеи так и не восстановили Иерусалимский храм. Сразу же по возвращении, впрочем, они ревностно принялись за это дело. Однако уже скоро возникли серьезные препятствия: царь Камбис фактически запретил строительство по наущению самарян, которые ложно считали, что именно они, а не иудеи, исповедуют веру Авраама, и сами хотели участвовать в восстановлении Храма (естественно, евреи не могли пойти на компромисс с иноверцами). Потом, когда препятствий не стало, многие просто охладели к идее восстановления Храма. Есть и более важные дела, — рассуждали они, — восстановление разрушенного хозяйства, борьба с персидскими оккупантами, да и просто не время в нищей стране возводить столь дорогостоящие сооружения, тем более, новый храм все равно не сравнится в красоте и величии с прежним Храмом Соломона. Кто-то, наверное, даже думал, что древний завет Бога с Авраамом навеки потерял свою силу, что уже нет никакого народа Божия и обещанный Мессия, Спаситель человеческого рода, никогда не придет, а значит, нет смысла возводить какие-то храмы.

Тогда Аггей и выступил перед еврейским народом со своим пророчеством. Редкий случай, время произнесения этого пророчества можно датировать с точностью до дня: в первый день 6-го месяца (элула) 2-го года царствования персидского царя Дария Гистаспа, т.е. 520 г. до Р.Х. Пророк произнес короткую и безыскусную речь, которая тем не менее все расставляет по своим местам. Аггей говорит своим соплеменникам: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька... Ожидаете многого, а выходит мало» (Агг. 1, 6, 9), — и далее объясняет, почему иудеям ничего не удается, за что им все эти бедствия и неудачи: «За что? — говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому». В человеческой жизни должна быть четкая иерархия ценностей. У современников Аггея эта иерархия оказалась искажена: земное оказалось для них выше небесного, свое личное — Божьего. При таком извращенном порядке, разумеется, и общественная жизнь не могла устроиться должным образом.

Еврейский народ услышал проповедь Аггея и под руководством царя Зоровавеля и первосвященника Иисуса принялся за восстановление Храма. Вторую речь пророк Аггей произнес уже после начала строительства. В ней он высказывает две важные идеи. Первая — участие в восстановлении Храма само по себе не может освятить и оправдать человека, если он сам не изменит свою жизнь ради служения Богу и ближним (не украсит храм своей души, как впоследствии говорили христианские поэты и богословы). Вторая — пророк еще раз возвещает о приходе Спасителя: «придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою». Христос приходил в Иерусалимский храм и проповедовал в нем, воистину наполнив его Своею славой. Христиане призваны славить Бога уже не в одном месте - в Иерусалимском храме - а по всему миру. Об этом говорит Христос в беседе с самарянкой: «что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4, 23). Соответственно, каждый храм, где собираются христиане, равен древнему Иерусалимскому храму, о котором говорил пророк Аггей, в каждый из них приходит Спаситель и каждый из них наполняется Его славой.

Книга пророка Аггея необыкновенно актуальна и для современной России. Иудея времен пророка Аггея в чем-то похожа на нашу страну. Семидесятилетие советской власти в России было тоже временем своеобразного вавилонского пленения: все эти годы русский народ находился в атмосфере не только ощутимой несвободы и произвола, но и явного торжества безбожников, точно так же, как и еврейский народ в Вавилоне терпел гнет враждебных истинному Богу язычников. Даже время пленения примерно совпадало — примерно семьдесят лет. С крушением этой власти у многих тоже возникла надежда, что вот сейчас всё возможно и всё как-то само собой наладится. И у нас тоже почти ничего не получилось. Конечно, за последнее время в России восстановлены и построены тысячи храмов, но множество храмов особенно в провинции до сих пор остаются заброшенными: по редкой сельской дороге можно проехать без того, чтобы не увидеть развалины церкви, в редком городе нет полуразрушенного или перестроенного под другие нужды храма. Но дело даже не в оставленных храмах, а именно в искаженной иерархии ценностей нашего общества. Храм Божий, жизнь во Христе в этой иерархии занимает у нас едва ли не последнее место, далеко после обустройства своей личной жизни, каких-то политических и экономических вопросов. В этом мы похожи на тех, кому проповедовал Аггей. Вряд ли мы можем ждать чего-то хорошего в нашей стране, пока не прислушаемся к словам пророка и к евангельским словам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё [остальное] приложится вам» (Мф. 6, 33).

Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика