В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

06 2014
6 января - навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)


 

Отцы, братья и сестры!

Сегодня, в канун праздника Рождества Христова, Святая Церковь призывает нас к великой радости. В Святой День Рождества, по слову апостола Павла, открылась Великая благочестия тайна — Бог явился во плоти.

Иисус Христос Сын Божий Спаситель всех людей родился от Девы в Вифлееме. Ради человеколюбия Бог стал человеком, чтобы мы становились богами по благодати. Родился Христос, чтобы просветить нас Светом Евангельского учения. Родился Христос, чтобы взойти на Крест и пострадать за грехи всего мира. Родился Христос, чтобы искупить нас Своею Кровию и отменить наказание. Родился Христос, чтобы воскресить падшего и умерщвленного человека и даровать нам Царство Небесное. Родился Христос, чтобы и мы родились свыше и стали сынами и наследниками Бога. Пророк Исаия, предвидя этот день, восклицал: «Сидящие во тьме и под тенью смерти видели Свет Великий». И говорит Господь в Евангелии: «Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме».

Грядущая Рождественская ночь возвестила всему миру избавление от смерти. Так как «сидящие во тьме» означает людей, не имеющих в себе благодати Святаго Духа, то есть мертвых душею. И Святая Христова Церковь благодарно воспевает: «Рождество Твое Христе Боже наш возсия мирови Свет Разума (то есть Свет Умный)». И вот снова Церковь призывает нас: «Потщимся спешно приити в Вифлеем на поклонении Его с волхвы, плоды изряднейших деяний носяще яко дары». Подобно восточным мудрецам сегодня и мы должны совершить поклонение Младенцу Христу, и принести Ему дары. Тогда волхвы принесли к ногам Спасителя: злато, ливан и смирну. Песнопевцы церковные недоумевают воспевая: «Что тебе принесем Христе, яко явился еси на земли?». Все сотворенное Тобою благодарение Тебе по силе приносит. От всего рода человеческого Христу приносится благоуханный дар - Дева Богородица.

Отцы, братия и сестры! В эти радостные праздничные дни Церковь снова и снова научает нас быть благодарными Богу. Что же мы принесем и чем воздадим Ему, чем послужим Младенцу Христу? Мудрецы принесли Ему золото — как Царю, ливан, благовония — как Богу, смирну — как человеку, готовящемуся к смерти и погребению. Почему же мы должны принести плоды изряднейших деяниий? Потому, что наше служению Богу по мысли преподобного Максима Исповедника — есть попечение о чистоте собственной души. И пророк Давид говорит: «Жертва Богу — дух сокрушен ...» Действительно, что мы имеем такого, что не приняли бы от Бога? Единственное, что поистине является нашим — это произволение сердца. И Господь говорит: «Сыне даждь ми твое сердце». И вот в этот Святый День Церковь напоминает нам о наших важнейших или, так называемых, изряднейших деяниях, которые одни только и могут приносить плод угодный Богу. Чтобы мы ни делали, чем бы не занимались, если перестанем нести подвиг внимательной заботы о собственной душе, то никто нам не сможет помочь. Даже если весь мир будет за нас молиться, а мы будем нерадеть о том, что происходит в нашей душе, не будет нам пользы. Ибо сказано: «вся бо может молитва праведного споспешествуема».

Как трудно порой исправлять себя, молиться о себе, о своих грехах. И как легко мы спешим исправлять окружающий нас мир. И как вдохновенно и по-многу мы молимся о близких. Как часто пребываем мы в отчаянной тревоге о спасении родственников. Как будто наше спасение уже совершилось, либо оно нас уже не волнует. Не осознаем слова диакона: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Как часто и даже навязчиво спешим мы творить людям «добро», забывая о словах Спасителя: «Изми первее бревно из очесе твоего». Сказано в псалтири: «Уклонися от зла и сотвори благо». Как часто обвиняем других в своих болезнях и скорбных обстоятельствах. Нам порой кажется, что наши добродетели измеряются суетой и многозаботливостью. И мы мало-по-малу начинаем кичиться и тщеславиться, гневаться и раздражаться.

А как же кротость и смирение, сердце сокрушенно? Разве не надо нам более сокрушаться о грехах и вспоминать час смертный и Страшный Суд? Разве не надо нам более быть внимательными к себе, и опасаться греховного падения? Ведь мы с вами знаем, что нет в этом мире ничего ценнее одной человеческой души. И человек — храм Божий, который нужно содержать в чистоте. А мы забываем об этом и допускаем в свое сердце ложь, лицемерие, человекоугодие и дерзость, сами не замечая того, так как увлечены «доброделанием», по гордости самостоятельно определяя основы своего бытия. Кто-то зарабатывает на жизнь на очень трудоемкой работе, кто-то пишет книгу или ведет дневник, кто-то поет в церковном хоре, кто-то занимается наукой или преподает, кто-то занимается благотворительностью или миссионерством, кто-то посвятил себя борьбе с врагами Церкви и народа. И вот уже у нас нет времени остаться наедине с собой, с Богом, подумать о душе, некогда помолиться, или даже поисповедаться.

И вот Святая Церковь снова и снова напоминает нам о наших обязанностях в служении Богу. Верующий должен сказать себе: «Почему меня так волнуют судьбы мира? Почему не опасаюсь за свою душу? С какой целью я думаю о том-то, делаю то или это, говорю или спрашиваю кого-то? Не буду интересоваться людскими делами, чтобы не осуждать. Мне должно быть безразлично, что о мне подумают или скажут люди, так как для меня важно каков я в очах Божиих. Мне не интересно мое будущее и не буду страшиться его, так как оно в руках Божиих, и зависит оно от того, что я делаю сейчас. Не буду печалиться о прошлом, так как во всем раскаялся пред Богом, и Он загладит мои грехи и ошибки. Моя жизнь целиком принадлежит Промыслу Божию и от Него зависит мое благополучие».

 

Итак, братья и сестры, постараемся принести Богу в дар смирение — когда все доброе в нас приписываем Ему, а грехи — только себе. Всех оправдывая (ибо человек изменчив по произволению), а себя осуждая. Послужим Богу в делах покаяния.

Волхвы принесли злато Царю — мы будем исполнять Царские повеления — заповеди Христовы. Волхвы принесли благовония Богу — мы будем приносить Ему чистое христианское исповедание веры, будем пребывать храме и в молитвах и чтении Слова Божия, принесем также пост и всенощное бдение. Волхвы принесли Ему смирну для погребения — мы же будем благодарить Христа за его вольное страдание за нас. Принесем ему исповедание грехов и причащение Таин Христовых, так как благодаря Его Жертве Крестной получаем прощение и освящение, и избежим будущего гнева.

Братья и сестры! Не полагаясь на свои силы, осознав свое ничтожество обратим свой взор к Богу, и, не смотря на все плохое, что нас окружает, постараемся подражать ангелам, которые бесстрастно не принимают ни какой тьмы, а выбирают только то, что наполнено Светом.

Смиренно склонимся пред своим крестом. Не будем судить и роптать. Будем верить во свое спасение и всеми силами желать его. И тогда найдем великое утешение в этой жизни, а в будущей обретем Царство Небесное. Аминь.

Иеромонах Варнава (Лосев)
Закон Божий


Яндекс.Метрика