В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

18 2014
18 июля - день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского

...Мы называем его игуменом земли Русской, потому что в тяжелейшее время нашествия иноплеменников он, всем своим сердцем, жизнью, душою служа Богу, объединял людей, ибо понимал, что без объединения невозможны победы. Он понимал это настолько, что, благословляя Дмитрия Донского на сражение Куликовское, дал ему двух иноков Пересвета и Ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, чтобы защитить Отечество свое и веру свою. Мы знаем, что оба инока погибли, но знаем также, что на Куликовом поле была одержана великая победа. Хотя эта победа и не принесла полного освобождения страны, но она символизировала освобождение духа людей, их возросшее национальное самосознание, готовность и способность вместе работать для Отечества своего, во благо веры своей, во спасение душ своих. И мы знаем, что через сотню лет окончательно пало татаро-монгольское иго, и народ наш обрел полную независимость.

У истоков этой победы — святой преподобный отец наш Сергий Радонежский. Удивительным образом инок, ушедший в лесные дебри, непроходимый лес, чтобы там в одиночестве спасаться, спас не только своих учеников — спас всю страну. И мы знаем, почему это произошло, — потому что преподобный был близок к Богу, ему являлась Пресвятая Богородица, и он, обращаясь к Богу, получал ответы на свои молитвы и на свои прошения.

Вот и сегодня вся Русь Святая и Отечество наше Российское находятся в трудных обстоятельствах, и на нашем пути множество преград. Некоторые считают, что эти преграды чисто материальные — мол, нужно подправить экономику, улучшить управляемость, повысить уровень жизни людей, и все само собой решится. Знаем, что это не так. Знаем, что можно развить экономику, повысить управляемость, дать людям большой достаток — и погубить и людей, и страну, потому что человек обретает самого себя, находит смысл жизни не столько в удовлетворении своих материальных потребностей, сколько в удовлетворении потребностей души. И когда душа тоскует, когда скорбь, когда внутренний разлад, — тогда никакие деньги не способны спасти человека.

Всем нам нужно помнить об этом на пути, который предстоит пройти, ибо другого пути нет. И возрождение Отечества, и укрепление семей, и рост духовного и материального благосостояния возможны тогда, когда человек в сердце своем имеет великие священные идеалы, ради которых он способен разделять с другими скорбь жизни, способен трудиться для того, чтобы улучшать общую жизнь.

И совершенно неслучайно мы слышали сегодня удивительные слова апостола: «Друг друга бремена носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Кто же будет носить бремена друг друга, если нет в сердце соответствующего идеала? Тогда бремена сбрасываются, тогда никакого бремени человек носить не хочет — он хочет лишь удовлетворять свои потребности. И этому стремлению нет предела, и образ человеческий превращается в образ животного, потребляющего столько, сколько и животное не потребляет…

Мы можем носить бремена друг друга, а значит, можем поддерживать реальное единство народа, страны, исторической Руси, Церкви нашей, наших семей, трудовых коллективов именно тогда, когда станем способны разделять трудности с другими людьми. А возможно ли это и нужно ли это? Нужно, потому что бремена другого есть бремена Божии. А Господь в Евангельском чтении, что мы слушали сегодня, говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 30). И потому Церковь не призывает никого носить бремена неудобоносимые, но бремена спасительные — и для каждого человека, и для Церкви, и для народа нашего.

Будем помнить эти Божественные заветы и пример преподобного и богоносного отца нашего Сергия — в наших отношениях с близкими, с родителями, детьми, братьями, сестрами, с теми, с кем мы трудимся, с нашими, может быть, не всегда простыми в общении соседями. Будем стремиться сохранять единство народа нашего, блюсти единство Церкви, будучи всегда готовы отзываться на боль и страдание людское. И тогда легкое бремя Спасителя введет нас в общение с Ним, подобно тому, как ввело это бремя в общение с Богом и святого преподобного Сергия Радонежского, к которому мы сегодня особенно притекаем в молитвах, прося его привлечь милость Божию к народу нашему и к каждому, кто с верой обращается к Богу. Аминь.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси
Закон Божий


Яндекс.Метрика