|
Пролог29 2014
Святой принял на себя подвиг юродства около 1610 года. Это было Смутное время. Тогда Тотьма пережила последнее серьезное испытание (до середины XVI века она постоянно подвергалась набегам и поборам казанских татар): в 1613 году отряд польских мародеров разорил и сжег город. После этого события Тотьма не только быстро восстановилась, — начался долгий период ее подъема и процветания. Добыча соли в окрестностях Тотьмы (село Варница собственно и названо так потому, что там «варилась» соль) по тем временам была весьма выгодным делом. Кроме того, через этот город по реке Сухоне стал проходить Северный торговый путь из Сибири и Центральной Азии в Западную Европу. К пристани Тотьмы подходили не только российские, но и английские, голландские, ганзейские, персидские суда. Всего за год их было не менее 500. Доходы от солеварения и торговли позволяли развивать и другие производства, в первую очередь по обработке мехов и кузнечному делу. Впоследствии к началу XVIII века богатства тотемских купцов станут столь значительными, что в значительной степени именно на них будет освоена русская Америка. Промышленники из Тотьмы не только откроют торговые и промысловые фактории в Новом Свете, но и снарядят и профинансируют около 20-ти научных экспедиций в Тихом океане. Знаменитый форт Росс в Калифорнии также будет основан тотемским купцом Иваном Кусковым. Экономическое благосостояние Тотьмы зародилось как раз во время жизни святого праведного Максима. Тотемские купцы не жалели денег на церкви. Соответственно и храм, в котором служил святой, очевидно, был не бедным. Более того, его покровителем был Данила Строганов, представитель одной из богатейших купеческих фамилий в России. Тем не менее, священник из обеспеченного прихода начал юродствовать, чем, наверное, ввел в смущение своих благодетелей. Юродивых вообще много среди святых русских северных торговых городов, таких как Новгород или Устюг (Тотьма как раз во время жизни святого стала сравниваться с этими городами, если не в значении, то в благосостоянии ее жителей). Это вполне понятно: купцы богатели, и в какой-то момент им начинало казаться, что у них всё благополучно не только в житейском, но и в духовном плане: они ведь жертвуют на церкви и благотворительность, когда надо - ходят на службы, при этом они всеми уважаемые приличные люди. Между тем, обеспеченная жизнь, особенно жизнь торговца или предпринимателя, часто еще больше погружает человека в суету этого мира, чем даже самая напряженная борьба за выживание. Да и богатство само по себе может поработить человека, «Никто не может служить двум господам: ... Богу и мамоне» (Мф. 6, 24). Самое страшное, что в подобной ситуации можно прийти в состояние своеобразной духовной слепоты и самоуспокоенности. В таком состоянии можно тешить свою гордыню, что я, дескать, делаю всё правильно и «благочестиво», и не замечать собственную спесь и презрение к ближним. Эта опасность относится не только к богатым, но к богатым относится в особенности. Юродивые своими внешне безумными действиями как раз пытались разрушить в людях эту религиозную самоуспокоенность и напоминали, что в духовной жизни не всё так просто. Христианство, по сути, непрестанный удивительный и парадоксальный подвиг: как бы отдать всё, чтобы получить еще нечто большее, отдать, в конце концов, и самого себя, от самого себя отказаться, чтобы самого себя во Христе найти, подлинно стать человеком. Истина не вмещается ни в какие человеческие, пусть правильные и благочестивые, измышления. Поэтому, бывает, трудно приходится богатым и благоустроенным городам: Великий Устюг вообще едва не накрыло каменным дождем, только блаженный Прокопий отмолил город. Обстоятельства и характер подвигов святого Максима практически не известны, но сам факт народного почитания праведника, показывает, что он своим предельным смирением, отказом от удобств и почестей этого мира всё же духовно пробудил сердца своих земляков, смягчил их гордыню; через него Господь дал возможность увидеть отблеск Своего божественного света во внешне безумном, бедном и убогом человеке, который, на самом деле был великим воином Христовым, в своей духовной мудрости превзошедшим окружающих его людей. Мощи святого праведного Максима Тотемского почивают под спудом в Воскресенской Варницкой церкви. Во время советской власти храм был осквернен. И по сей день богослужение в нем не возобновлено и сам он находится в довольно плачевном состоянии: на куполах еще видны надписи, оставленные солдатами располагавшихся поблизости воинских частей, в самом храме не только не сделан ремонт, но не вывезен даже весь строительный мусор. Тем не менее, на стене церкви примерно там, где должна находиться могила святого, усилиями добрых людей поставлена мозаика праведного Максима. Восстановление этого храма, одного из красивейших в России, шедевра совершенно особенного стиля тотемского барокко, и возобновление в нем богослужений было бы лучшей памятью о святом праведном Максиме Тотемском. |