|
Пролог13 2014
Святитель Никита Новгородский прославился как великий подвижник в Киево-Печерской лавре, потом как мудрый архиепископ Новгорода и чудотворец. Однако в его жизни (судя по всему в 1078 г.) был эпизод, когда он достиг крайней степени падения и находился в таком состоянии души, которое в православной аскетике называется прелестью (от слова «лесть», т.е. соблазнительная ложь, обман, а с предлогом «пре-», соответственно, самый большой из возможных обманов). В таком состоянии человек попадает в полную власть бесов, падших ангелов, ненавидящих и желающих погибели людям; вместе с тем, он в душевном помрачении думает, что ведет подлинную духовную жизнь и даже находится в непосредственном общении с Богом. Это предельная форма самообмана и бесовского обольщения. Святой Никита долгое время находился в состоянии прелести, был чудесно спасен от него, покаялся, всецело изменил и даже достиг действительной святости. Его пример важен не только для монахов, но и вообще для каждого христианина. Причины, которые могут довести человека до подобного духовного расстройства, и средства, которые могут освободить его от плена демоническим силам, необходимо знать каждому верующему. Конечно, обычному человеку выпадают на его долю гораздо меньшие искушения, чем монаху-подвижнику, однако духовное самообольщение опасно для любого христианина. Будущий святой принял монашеский постриг в конце XI века в Киево-Печерской лавре, первом русском монастыре, сразу же ставшем центром духовного просвещения Руси, еще совсем недавно принявшей христианство. В это время там находились многие святые, и начинающему иноку было у кого получить руководство в монашеской жизни: совет, вразумление или ободрение, — да и просто он мог следовать примеру опытных подвижников. Никита, однако, принял монашество с изначально неправильным душевным настроем. Он захотел сразу же превзойти всех своими подвигами: жить в затворе, как великие старцы, получать от Бога чудесные откровения и самому совершать чудеса. Большей частью его стремления определялись обыкновенной гордыней. Гордость же не случайно называют матерью всех пороков: она порождает не только самомнение, но и презрение к людям. Преподобный Никон, один из ближайших учеников отца русского монашества преподобного Антония Киево-Печерского, в то время настоятель лавры, пытался вразумить Никиту. Он объяснял неопытному иноку, что подвиг затворничества, в котором человек лишает себя человеческого общения, чтобы ничто не мешало ему быть с Богом, — был бы для него слишком труден и опасен. На первых порах даже будущему подвижнику следует жить рядом с другими братьями монастыря, трудиться ради общего дела, помогать ближним, и самому надеяться на помощь других. Именно так, на принципах общежительного монастыря, где каждый помогает другому и все вместе молитвой и добрыми делами служат Богу и людям, и устроена была Киево-Печерская лавра. Никита, однако, не послушался своего настоятеля. В глубине сердца он хотел не учиться сам, а учить других, хотя, наверное, тогда не признался бы в этом и самому себе. Так и мы часто приходим в Церковь с подспудным желанием не научиться там подлинной христианской жизни, а саму Церковь устроить по своим вкусам и соображениям. Во все времена подобные умонастроения приводили к печальным последствиям в жизни как самого верующего, так и церковной общины. Эта истина весьма актуальна и в наши дни. Будущего святителя Никиту Новгородского желание по-своему устроить монастырскую жизнь (сначала только свою, а потом он, действительно, стал учить и других) привело к тому, что он принял беса за ангела, а льстивые слова врага рода человеческого, дьявола, за речь самого Бога. Никита все-таки ушел в затвор: заложил за собой двери и неисходно пребывал в келье. Не прошло и несколько дней, как он подвергся дьявольскому искушению. Во время молитвенного пения он вдруг услышал голос молящегося вместе с ним, и почуял приятное благоухание. Никита изначально ожидал чудесных откровений, поэтому не заподозрил обмана. Он подумал: «Если бы это был не ангел, то не молился бы со мною и не было бы здесь благоухания Духа Святого». Между тем, еще апостол Павел предупреждал христиан, что «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11, 14), поэтому ко всем чудесным явлениям нужно подходить с предельной осторожностью, проверяя, не являются ли они бесовским наваждением или игрой воображения. В данном случае даже излишний скептицизм намного лучше неразумного доверия. Это — одно из основных правил православной аскетики. Когда Бог действительно приходит в человеческое сердце, в нем вместе с ликующей радостью обязательно появляются еще два чувства: благодарности и покаяния, то есть сознание собственного недостоинства за этот божественный дар и желание славить Господа и изменить собственную жизнь. Именно по этим чувствам и можно отличить те или иные явления духовной жизни: от Бога ли они или от дьявола. Именно благодарности и покаяния не хватало Никите. Он вовсе не удивился, что именно с ним случилось это, как он думал, чудо, а наоборот тут же горделиво захотел еще большего. Никита стал молиться: «Господи, явись мне Сам воочию, чтобы я мог видеть Тебя». Тут сатана проявил себя как тонкий демагог. Он не стал являться в образе Спасителя на глаза Никите, а заговорил... о дьявольских искушениях. Отец лжи сказал тогда вполне правильные слова о том, что Никита еще юн и, если Господь (за Которого он себя выдавал) явится ему, он «вознесшись, падет». По сути, он повторял советы преподобного Никона. Сатана всегда примешивает ложь к правде, чтобы удобнее соблазнить человека. Уловка дьявола в данном случае подействовала. Никита с поразительной, почти детской глупостью и наивностью стал возражать, что, дескать, игумен Никон научил его бороться с бесовскими искушениями и ему нечего бояться. А ведь еще несколько дней назад он сам отверг мудрый совет того же самого Никона, а искуситель, между тем, в тот момент с ним и разговаривал. Ситуация, достойная веселой комедии - если бы вопрос не шел о вечной погибели человеческой души. Почувствовав, что Никита вполне доверился ему, дьявол перешел к делу. Он обещал послать к нему ангела и, действительно, явился ему в ангельском образе. Никита тотчас поклонился ему в ноги. Тогда сатана внушил неопытному монаху, чтобы он перестал молиться, а занялся исключительно чтением духовных книг. «И из книг, — говорил лукавый, — ты станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о спасении твоем Творца своего». В молитве человек общается с Богом, поэтому отвратить христианина от молитвы — одна из главных задач демонических сил. В отношении Никиты дьявол полностью добился своей цели: Никита совсем перестал молиться, думая, что делает богоугодное дело, занимается, так сказать, богословским самобразованием. Однако никакое внешне доброе и даже благочестивое дело без молитвы не может принести пользы. Мы забываем об этом, часто не находя времени даже на краткие молитвы, оправдывая себя тем, что все равно же мы работаем, или учимся или даже учим других через преподавательскую или журналистскую деятельность, — и делаем всё это якобы «во славу Божию». Не принесло пользу чтение духовных книг без молитвы и Никите. Хотя он и сумел произвести на окружающих впечатление образованного и духовно опытного человека. О Никите пошла великая слава, к нему стали приходить за духовным советом, он начал даже пророчествовать. Так однажды Никита отправил посланника к Великому князю Изяславу Ярославичу (1024—78) со словами: «Нынче убит князь Глеб Святославич в Заволочье, скорее пошли сына своего Святополка на княжеский стол в Новгород». Как он сказал, так и случилось. Бесы, конечно, не могут точно предсказывать будущее, но, благодаря своей многочисленности и возможности мгновенного перемещения, они могут узнать, что в данный момент происходит в разных частях света; обладая способностью к аналитическому мышлению, они могут и предугадать дальнейшие события; тем более они знают о том, что произошло по их наущению, и о своих дальнейших планах. Таким образом, нашептывая Никите те или иные «предсказания», они сумели создать ему славу пророка. Почести от людей, даже от знатных бояр и князей, окончательно помрачили рассудок Никиты. По сути он стал бесноватым: дьявол постоянно что-то внушал ему и жить он стал уже не по своей, а сатанинской воле. Дошло до того, что Никита стал отвергать Евангелие и другие книги Нового Завета при том, что Ветхий Завет (а это очень большая книга) знал досконально и мог цитировать его наизусть с любого места. То есть, по сути, он вообще перестал быть христианином: не признавая новозаветное Священное Писание, Никита тем самым отрицал самого Христа, Сына Божия, ставшего человеком. Братии монастыря стало ясно, в каком страшном духовном состоянии находится Никита. Множество святых подвижников собрались вместе, чтобы помолиться о прельщенном иноке и изгнать из него беса. Достаточно перечислить их имена: игумен Никон, Пимен Постник, Исайя, бывший Ростовский епископом, Матфей Прозорливец, Исакий Пещерник, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец, Никола, будущий епископ Тмутаракани, Нестор Летописец, Григорий, творец канонов, Феоктист, будущий Черниговский епископ, Онисифор Прозорливец. Общая молитва стольких святых спасла Никиту: дьявол отошел от него и больше не появлялся. Никита очнулся от духовного обморока. Примечательно, что после исцеления от беснования он не помнил не только те книги, которые он до этого знал наизусть, но и вообще ни одной буквы славянского алфавита — его пришлось заново учить грамоте. В мировой литературе существует миф о том, что дьявол может открыть человеку некие «потаенные знания». Житие святого Никиты показывает насколько эфемерны эти «откровения»: сатана привык не отдавать, а брать, — только чудом у Никиты, находившегося в его власти, лукавый, в конце концов, отнял лишь знания, а не разум и, что самое ужасное, душу. Страшный духовный опыт вразумил Никиту. Он вышел из затвора, горько оплакал свое падение и стал жить как простой монах под руководством опытных подвижников. Удивительно, что когда Никита перестал ради человеческой славы искать каких-то особых духовных способностей и дара чудотворений, Господь всё это даровал ему в избытке. Своей чистой и смиренной жизнью он достиг действительной, а не показной святости. За свои добродетели, которыми, как сообщает Киево-Печерский патерик, он превзошел всех своих собратьев по монастырю, в 1096 году Никита был возведен митрополитом Киевским Ефремом в епископский сан и назначен на новгородскую кафедру. За время своего епископства святитель Никита построил несколько храмов (Спасо-Преображенский храм на Ильине улице, Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре). Летописи также сообщают о прижизненных чудесах святителя Никиты: по его молитве был остановлен пожар, а во время засухи пошел сильный дождь. Святитель Никита Новгородский скончался в 1108 году и был погребен в новгородском Софийском соборе. В 1547 году он был прославлен для общецерковного почитания. 30 апреля 1558 года архиепископом Пименом были обретены его мощи. Сейчас они пребывают в Софийском соборе Великого Новгорода. |