В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

08 2013
8 марта - память первого и второго обретения главы святого Иоанна Крестителя

Пророк Иоанн Креститель – после Девы Марии самый чтимый святой в Православной Церкви. Семь раз в году Церковь празднует в его честь, вспоминая и зачатие, и рождение, и кончину, и три чудесных обретения его главы, усеченной некогда за верность Иоанна правде Божией.

Господь Иисус Христос говорил, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». В древних пророческих книгах Иоанн назван ангелом, которого Бог посылает в мир уготовать путь Мессии (см. Мал.3:1). Пророк Исайя назвал его «гласом вопиющего в пустыне». Поэтому церковная традиция усвоила ему имя Предтеча, то есть «предшественник» Спасителя.

Проповедь Иоанна началась «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря», то есть в 28-й или 29 год н. э. До этого Иоанн жил в пустыне, «проводя жизнь безмятежную, беззаботную и не имеющую сношения с шумным миром, свободную от печалей, непричастную низменным страстям, высшую земных и плотских вожделений, ласкающих тело и плотские чувства; живя Богу, видя только Бога, наслаждаясь только в Боге» (свт. Григорий Палама). Он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и питался акридами, т.е. саранчой, и диким медом — тем, что только и можно найти в пустыне и что не нуждается в приготовлении. Своей жизнью он засвидетельствовал правоту слов, сказанных позже Христом: «не хлебом единым будет жив человек» (Мф.4:4).

Главная тема проповеди Иоанна – покаяние. Люди видели в нем праведника и поэтому шли к нему толпами, чтобы послушать его. Иоанн требовал от них одного: верности Богу. Он говорил о приблизившемся Царствии Божием и проповедовал «крещение во оставление грехов», конечно, не то крещение, которое совершается сегодня в христианских храмах, поскольку Спаситель еще не взошел на Крест. Речь шла о ритуальном омовении, которое по ветхозаветному закону предписывалось совершать после разнообразных осквернений (например, после прикосновения к мертвому телу). Однако Иоанн наполнил старый обряд новым смыслом. Он говорил: «Приблизилось Царствие Небесное». Это значило, что приблизился Мессия, так давно ожидаемый евреями, приблизился великий День Господень и спасение уже близко. Вода в библейском символизме означает смерть и рождение, в воде потопа, например, умер старый, безнадежно грешный мир и родился новый. Итак, как бы говорит Иоанн своим крещением, наступает день суда над злом и день спасения и очищения от него.

Среди собравшихся вокруг Иоанна стоял и Христос. Он тоже пришел к нему, чтобы креститься. Иоанн узнал Его и «трепетен бысть», по слову церковного песнопения. Ведь это есть Сам Мессия, Судья и Спаситель. Он стал одним из нас, Безгрешный принял на себя наши грехи, стал жертвой всего зла и всей неправды, царящих в мире. Погружаясь вместе с грешниками в воду очищения, Он навеки соединил Себя с нами, так что, отождествляя Себя с грешниками, Он может нас, грешных, отождествить со Своею праведностью и безгрешностью.

Крестив Господа, Иоанн сказал: «Радость моя исполнилась; Ему (то есть Иисусу) должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 29-30). Главное служение Иоанна закончилось, но будучи «гласом истины» он не стал молчать, когда царь иудеев Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого, уничтожившего вифлеемских младенцев), оскорбил главную святыню евреев - Богоданный закон. Ирод бросил свою жену, и вступил в связь с женой своего брата Филиппа, у которой уже была дочь и поэтому брак с ней запрещался. Когда Иоанн Креститель возвысил голос против беззакония, Ирод, боясь негодования народного и стремясь заглушить голос собственной совести, заключил Иоанна в тюрьму. При этом, как говорит евангелист Марк, Ирод «с удовольствием слушал Иоанна». Как это совмещалось в одной душе, поясняет святитель Григорий Палама: «Как в отношении лекарств мы чувствуем горечь, но принимаем их, потому что рассчитываем получить от них пользу, так противоположное сему случается в отношении духовных наставлений: не поддающиеся им, хотя, правда, и наслаждаются ими, сущими по своей природе приятными, но не восприемлют их, замечая, что они являются препятствием для их порочных стремлений. Так что возможно, что сначала он его с приятностью слушал, так как и берег его, – говорит евангелист Марк, – и слушая его, многое исполнял из его советов. Поелику же злу свойственно ненавидеть порицающих его, то когда по причине порицания у него родилась ненависть к Иоанну тогда все оное презрев, он стал единодушен с прелюбодейкой в ее кровожадном желании».

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился от такой просьбы, поскольку, как уже говорилось, боялся народа, почитавшего Иоанна за пророка. Однако нарушить данную клятву Ирод не смог и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. «Выслушайте это вы, которые через меру пристращаетесь к женщинам, — восклицает святитель Иоанн Златоуст. — Выслушайте вы, которые клянетесь, не зная в чем, – делаете других властелинами вашей гибели, и сами себе роете яму! И Ирод погиб так же. Конечно, он думал, что дочь Иродиады попросит себе чего-нибудь приличного пиршеству, и именно, как девица, в торжественный день среди общего веселья при собрании, станет просить какого-нибудь блестящего и изящного подарка, а не попросит головы. Но обманулся. И, однако, все это не извиняет его. Пусть Иродиада имела сердце, свойственное только борцу со зверями; но ему не следовало даваться в обман и рабски служить тиранским повелениям. И, во-первых, кто бы не ужаснулся, видя священную главу Крестителя, лежащую в крови среди пира? Но не ужаснулся беззаконный Ирод, не ужаснулась и женщина, преступнее Ирода. Таковы распутные женщины: они всех бывают бесстыднее и свирепее! Если мы, слыша о том, приходим в ужас, то, какое зрелище должны были тогда вынести взоры? Что должны были чувствовать присутствовавшие на пире, когда среди общего веселья увидели кровь, капающую с головы только что усеченной? Но эта кровопийца, самих фурий лютейшая, нимало не смутилась при таком зрелище, а еще и услаждалась им. Если уже не могло подействовать ничто другое, то при одном взгляде надлежало ей придти в оцепенение. Но и это не подействовало на гнусную убийцу, жаждущую крови пророческой. Таков блуд: не только делает наглецами, но и гнусными убийцами! Предавшаяся распутству близка к тому, чтобы покуситься на жизнь оскорбленного ею супруга, готова даже отважиться не на одно или два, но на тысячи убийств. Конечно, и Иродиада так поступила тогда в надежде, наконец, предать забвению и свое преступление. Но вышло совершенно наоборот: после этого Иоанн начал вопиять еще громче».

Святое Предание рассказывает, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в «бесчестном месте». Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука - Лк.8,3) которая знала, где Иродиада закопала честную главу, тайно взяла ее, положила в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса Христа и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие от Матфея, 14:2.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. Когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью и желавший выдавать чудеса исцелений от святой главы за плоды мнимой благодатности еретического учения. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере уже поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах (недалеко от совр. Сухума), городе, в котором преставился святитель Иоанн Златоуст, произнесший некогда блистательные проповеди о «большем из рожденных женами» и подобно ему гонимый от сильных мира сего за бесстрашные обличения в уклонении от правды Божией.

По материалам православных интернет-ресурсов

Закон Божий


Яндекс.Метрика