В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

14 2014
14 марта - день памяти преподобного Мартирия Зеленецкого


Один из выдающихся духовных и культурных деятелей своего времени, будущий основатель Зеленецкого монастыря, преподобный Мартирий (в крещении Мина) родился в городе Великие Луки. Рано осиротевший, мальчик воспитывался у своего духовного отца, священника Благовещенской церкви, который, овдовев, принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Достигнув зрелости, святой пошел вслед своего воспитателя и духовного наставника, приняв постриг с именем Мартирий в той же обители. Там Пресвятая Дева впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии.

В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и, проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе. Божия Матерь еще несколько раз являлась преподобному Мартирию. Сам святой так описывает одно из этих посещений: «Я же будто бы вышел из чулана (где спал), стал перед Нею и смотрел на Нее, не сводя своих глаз с Ее красоты. И Она, Царица и Богородица, смотрела на меня. Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на глаза, исполненные слез, готовых капнуть на Ее пречистое лицо». Пречистая Дева, столь трогательно показавшая святому Свою заботу о мире и печаль о человеческих скорбях, не оставляла Своей помощью преподобного Мартирия всю его жизнь.

Прожив семь лет в большом общежительном монастыре (последние годы ему пришлось исполнять хлопотливые хозяйственные функции келаря и казначея) преподобный Мартирий всем сердцем захотел уединенной молитвенной жизни. Он тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Святой плел лапти и корзинки и обменивал их у местного крестьянина на небольшое количество хлеба. Подобным рукоделием, не отвлекающим от молитвы, но и не дающим возможности для праздности, занимались и древние египетские подвижники, разве что плели они не из бересты, а из пальмовых листьев.

Духовный отец Мартирия, однако, вскоре вернул его в монастырь, посчитав, что человек такой высокой духовной жизни будет полезен братии. Святой, действительно, стал наставником множества монахов, однако это произошло не в Великолукском Троице-Сергиевом, а в основанном им самим монастыре. Недоумения преподобного, стремившегося к уединенной жизни, но не желавшего ослушаться духовного отца, вскоре были разрешены чудесным указанием Божиим. Святой поселился на затерявшемся в болотах Зеленом острове, где незадолго до этого явился сияющий Крест Господень. К пустыни вела единственная гать через непроходимые болота, которую знал лишь один местный крестьянин.

Однако, подвиги преподобного не остались скрытыми от мира. Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы увидеть просветленное радостное лицо святого и получить его мудрые наставления, но и для того, чтобы поселиться вместе с ним. Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю, «Зеленой Мартириевой пустыни». Вскоре у обители нашлись благотворители. Самым щедрым и знатным среди них стал бывший касимовский царь Симеон Бекбулатович, столь известный в русской истории, сына которого преподобный Мартирий исцелил от смертельной болезни. В монастыре началось активное каменное строительство. Глухое болото превратилось в цветущую обитель. Подобные чудеса преображения окружающего мира можно повсеместно видеть, изучая монастырское движение.

Кроме всего прочего, преподобный Мартирий был и автором записок о собственной жизни, литературного памятника во многом уникального для того времени. Это — одно из первых автобиографических произведений на Руси. Записки преподобного отличаются, с одной стороны, необыкновенно простым и ясным, а с другой, выразительным стилем изложения. О собственной жизни святой рассказывает удивительно скромно и беспристрастно: он повествует о чудесах, произошедших с ним, об искушениях, которые он преодолел, — но нигде нет ни тени даже невольного (казалось бы, неизбежного для жанра) самопревозношения, а, наоборот, во всей книге присутствует смиренное осознание собственного недостоинства перед теми удивительными делами, которые являет Господь в сотворенном Им мире. Это чувство радостного удивления и благодарности передается даже не словами, а самим стилем повествования. В этом смысле Записки преподобного Мартирия уместно сравнить с автобиографией расколоучителя Аввакума, страстной, горделивой и по большей части замкнутой на личных переживаниях автора. Очевидно, не один и тот же дух вдохновлял эти одинаковые по жанру, но такие разные книги. Мирное и радостное мироощущение, которое приобрел своей святой жизнью преподобный Мартирий, и сейчас можно почувствовать в основанном им монастыре.

Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика