|
Пролог06 2013
Святой мученик Стефан по происхождению был татарином из Арского городка близ Казани (по другим сведениям он был жителем Казани) и исповедовал прежде мусульманскую веру. Ещё задолго до покорения Казанского царства у него заболели ноги. Недуг этот 30 лет держал его прикованным к постели. Не знал он тогда ни Бога Истинного, ни того, что творилось в мире в те годы. Но пришло время и до него стали доходить известия о том, что его соотечественники сражаются с войсками русского христианского царя и что долго противостоять им будет не под силу. Однажды, когда Стефан размышлял о приближающемся конце Казанского царства, у него внезапно явилась мысль, что великий и могущественный Бог христианский, дарующий христианам силу одерживать победу над врагами, несомненно исцелит его больные ноги, если только он уверует в Него и окрестится. В день, когда он окрестился ноги его стали здоровыми. Стефан встал с постели и начал ходить, от всего сердца благодаря и прославляя даровавшего ему исцеление Господа нашего Иисуса Христа. В это время, в 1552 году, из Москвы в Свияжск с посланием от митрополита Макария (память 30 декабря) к находившемся там войскам царя Иоанна Грозного, прибыл протоиерей Московского Архангельского собора Тимофей. Известие об этом дошло и до решившего окреститься Стефана и он отправился в Свияжск. Здесь он явился к протоиерею Тимофею и заявил о своём желании принять святое крещение. Осторожный и благоразумный священник не сразу исполнил желание явившегося к нему мусульманина. Он счёл необходимым предварительно убедиться в искренности его намерения. Узнав о том, что Стефан хочет принять православную веру не из-за бедности и не от страха, протоиерей Тимофей предложил ему подробно изложить причины, по которым он решил переменить веру. Стефан поведал об этом так: «Тридцать лет я страдал от болезни ног и не мог подняться с постели. Когда я узнал о том, что Московский царь стал завоёвывать нашу страну и сопротивление не имеет успеха, у меня явилась мысль, что истинный Бог есть Тот, в Которого веруют русские, Которому они служат и силою Которого даже неодолимые стены Казанские рушатся, а соплеменники мои теряют свою самостоятельность. И раз этот Бог так велик и всемогущ, то Он может даровать исцеление и моим больным ногам, если я уверую в Него. Я решил принять святое крещение и в этот день ноги мои стали здоровыми. Славя Бога за такую милость, я пришёл сюда исполнить моё обещание. Прошу тебя, крести меня». Выслушав Стефана, протоиерей Тимофей сказал ему: «По твоей вере Господь наш Иисус Христос даровал тебе здоровье, и ты сам видишь благодать Его на себе. Если действительно хочешь получить жизнь вечную, то ничто не мешает тебе креститься, только смотри, чтобы потом не отступить тебе от веры православной. Будь твёрд и крепок, чтобы не соблазнили тебя ни ласки, ни страх перед гонениями со стороны соотечественников, потому что только многими скорбями достигают христиане Царствия Небесного». Стефан, услышав это, вырвал клок волос из своей бороды, разорвал их на части и развеял по воздуху, говоря: «Я так убеждён в могуществе и благости Бога христианского и в превосходстве вашей веры перед мусульманством, что не только готов терпеть скорби, но если бы меня разорвали на части, как я разорвал волосы моей бороды, то и тогда я не отрекусь от Господа Иисуса Христа». Видя такую готовность татарина принять христианскую веру, протоиерей Тимофей крестил его с именем Стефан. Приняв святое крещение, Стефан возвратился в свой дом. Но, лишь только он появился среди своих, как все, не исключая и самых близких родных, настойчиво потребовали, чтобы он отступился от христианской веры. Одни старались подействовать на него увещаниями, другие угрозами, но твёрдый Стефан не только не подчинился им, но смело обличал ложность мусульманской веры и проповедовал истину веры Христовой. Возмущённые всем этим мусульмане с оружием напали на Стефана, изрубили тело его на куски и разбросали их вокруг города, а дом разграбили… Такую страшную кончину как бы и предсказал сам себе святой мученик Стефан, беседуя перед крещением со своим духовным наставником. По указаниям рукописных святцев мученик Стефан пострадал 24 марта 1552 года. Место его погребения не указано ни в святцах, ни в Священном Предании. Святой мученик Пётр был родом, как и святой Стефан, из Казанских татар. По покорении Казани он тайно оставил родительский дом и поселился у русских бояр, живших при дворе поставленного Московским царем Иоанном Грозным Казанского хана Шаха-Али (Ших-Алея). Вскоре после этого убедившись в правоте веры Христовой и осознав её превосходство над своей, он оставил мусульманство и воспринял святое крещение, в котором он был наречён Петром. Но недолго пришлось ему наслаждаться мирною жизнью среди новых единоверцев. После того, как войска Иоанна Грозного ушли в Москву, казанские татары в 1552 году взбунтовались против поставленного царём Шаха-Али и он вынужден был оставить Казань и бежать в Свияжск. При оставлении Казани Шах-Али перебил много русских военных и торговых людей. Немало их было арестовано. Среди последних оказался и Пётр. Его опознали и немедленно отправили в дом к его родителям. Те очень сильно обрадовались, что сын, которого они считали погибшим, нашёлся. Как родители, так и родные с любовью встретили его, называя, как прежде, татарским именем. Пётр растроган был встречею, но когда услышал, что его называют прежним татарским именем с твёрдостью заявил всем, что он христианин: «Отец и мать, мне в Троице славимый Бог. Веру в Магомета я не признаю. Если же и вы уверуете в Отца и Сына и Святаго Духа, то будете мне родителями, братьями, сестрами и родными. Во святом крещении мне дано имя Пётр». Услышав это, все его соотечественники всячески старались убедить его отказаться от исповедания христианской веры. Но ни ласки, ни убеждения, ни угрозы, ни даже истязания, каким подвергали святого Петра, не имели успеха. Он был непреклонен. Всё это чрезвычайно озлобило татар. Тогда они всей толпой напали на мужественного исповедника и в озлоблении забили страдальца до смерти. Он же, с твёрдостью перенося мучения, повторял только одно: «Я христианин»… Убитый татарами святой мученик Пётр похоронен был на том месте, где впоследствии был построен храм Воскресения Христова на житном торгу. В настоящее время на этом месте находится Тайницкая башня Казанского кремля. Вскоре началось местное почитание святых мучеников Петра и Стефана среди казанских христиан. В 1592 святитель Гермоген Казанский (будущий Российский патриарх) испросил у патриарха Иова позволение занести имена мучеников в повседневный синодик. Со временем их почитание стало общецерковным. По материалам православных интернет-ресурсов |