|
Пролог07 2015
Праздник Благовещения — один из самых древних и радостных праздников Православной Церкви. Вся драматическая история ветхозаветного человечества, по сути дела, была лишь приготовлением к событию, которое вспоминается в этот день. Многие века Господь хранил созданный Им народ, не давал, несмотря на частое и упорное сопротивление самих иудеев, уклониться от истинной веры, воспитывал через Закон и пророков, — чтобы в Иудейском царстве, сохранившем среди моря язычества знание о Едином Боге, могла появиться Дева, Чья свободная человеческая воля полностью отозвалась на зов Божий, полностью приняла предвечную Божественную волю как свою. Сама жизнь Пресвятой Девы удивительна. Ее родителями были праведные супруги Иоаким и Анна. Они достигли достаточно пожилого возраста и уже не могли надеяться иметь детей. Рождение Марии стало настоящим чудом, предзнаменованием другого величайшего чуда боговоплощения. Когда Ей исполнилось три года, родители привели свою Дочь в Иерусалимский храм. Вопреки всем ветхозаветным установлениям, первосвященник, по очевидному божественному внушению, ввел Ее в Святая Святых, самое таинственное священное место в храме, куда он сам мог входить лишь раз в году, совершив перед этим многочисленные жертвоприношения. По церковному преданию, Пресвятая Дева осталась жить в храме. Большую часть времени Мария проводила в Святом Святых, где молилась, читала Священное Писание и занималась рукоделием. Там Ее часто посещали ангелы, с которыми Она беседовала. Эта часть храма как никакое другое место на земле подобала будущей Божией Матери, Самой призванной стать одушевленным храмом Божиим, вместить в Себя невместимого Бога, ставшего человеком. Пресвятая Дева решила всецело посвятить Себя Богу и дала небывалый по тем временам обет девства. Поразительным образом, вопреки всем соображениям человеческой логики, этим обетом Дева Мария приготовила Себя к тому, чтобы стать Матерью воплотившегося Бога Слова. Святитель Прокл Константинопольский так объясняет, почему Бог должен был родиться человеком от непорочной Девы: «Если бы Бог не облекся в меня, то и не спас бы меня… но спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в Спасителе… Если бы Его Матерь не пребыла Девой, то рожденный Ей был бы простой человек, и рождение не было бы чудесно». По иудейским обычаям, однако, молодой незамужней девушке нельзя было оставаться при храме, и Пресвятая Дева обручилась праведному старцу Иосифу, который заботился о Ней и охранял Ее девство. И вот настало время, предсказанное пророками и столь ожидаемое народом Божиим, время прихода Мессии и Спасителя человечества. В Галлилейский город Назарет, в котором поселились Мария и Иосиф, послан был Ангел Гавриил от Бога… Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк. 1, 26, 28). Пресвятая Дева смутилась, но не оттого, что Ее испугал вид ангела (ангелы уже являлись ей в Святом Святых): все чистые душой люди (а Церковь называет Богородицу Пречистой, т.е. достигшей наивысшей, какая только доступна человеку чистоты) отличаются смирением, умением смотреть на себя скромным непревозносящимся взглядом. Пресвятая Дева никак не могла воспринимать Себя как лучшую, благословенную между прочими женщинами. Между тем, так к Ней обратился ангел, вестник Божий, в чьих словах не могло быть лести и лжи. И Мария смутилась и стала размышлять, что бы это было за приветствие (Лк. 1, 29). Видя недоумение Пречистой, Гавриил обратился к Ней: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 30-33). В благой вести архангела Гавриила было возвещено исполнение многих ветхозаветных пророчеств о Мессии, Который должен был происходить из рода царя Давида, и поэтому выражение "Сын Давидов" стало мессианским титулом. Пресвятая Дева, с верою приняла, казалось бы, столь невероятное известие. В Ее вопросе "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" (Лк. 1, 34), не было ни тени неверия, как у Захарии, за шесть месяцев до этого усомнившегося в самой возможности рождения сына, будущего пророка Иоанна Предтечи, у его престарелой супруги Елисаветы. По толкованию святых отцов, Мария не подвергла сомнению благовестие архангела, а просто со всей искренностью и верой хотела узнать, как совершится это великое чудо с Ней, твердо решившей хранить всю жизнь обет девства. Гавриил ответил Пречистой: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Тут наступил один из самых важных моментов в истории мироздания. «Ныне начало нашего спасения и явление тайны, которая предустановлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает», — поется в тропаре праздника Благовещения. Бог, пребывающий вне времени, прежде сотворения мира, как всеведущий Творец знавший о грядущем падении Адама, предопределил стать человеком, чтобы восстановить человеческою природу и спасти людей от рабства греху и смерти. Однако для боговоплощения необходимо было и ответное движение человека к Богу. Это великое таинство и совершилось ответом Пресвятой Девы: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".(Лк. 1, 38). Митрополит Антоний Сурожский так объясняет сокровенный смысл праздника: «Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия… Богородица всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней». В празднике Благовещения произошло явление великой тайны, тайны не только Бога, но и человека. «Но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное буди, — едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось, — слово твари низводит в мир Творца», — свидетельствует в одной из своих проповедей святитель Филарет Московский. Благовещение — праздник освобождения: приняв Божию волю как свою собственную, человек обретает подлинную свободу, находит то, что действительно ищет его сердце, впускает Бога в самую глубину своего существа. Не случайно сюжет Благовещения всегда помещается на Царских вратах, ведущих в Алтарь. Благовещение — это врата, открытые в Жизнь Вечную. Может быть, поэтому на Руси, особенно в Москве, издавна существует обычай в день Благовещения как день возвещения свободы всему миру, открывать дверцы птичьих клеток и выпускать птиц на волю. |