В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

12 2014
12 апреля - память воскрешения праведного Лазаря (Лазарева Суббота)

За восемь дней до Пасхи Православная Церковь вспоминает воскрешение Спасителем святого праведного Лазаря. Это событие имеет особенное значение даже среди других чудес, совершенных Спасителем. Не случайно, оно занимает такое важное место в годовом богослужебном круге Церкви. Лазарева суббота непосредственно следует за последним днем святой Четыредесятницы, завершающейся в пятницу 6-й недели Великого поста, и предваряет Вербное Воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. Этот день является неким поворотным пунктом от подготовительных недель поста к самой важной Страстной седмице и величайшему празднику Воскресения Христова, к Господней Пасхе.

В чем же особенный смысл этого чуда, выделяемого Церковью из других чудес, совершенных Спасителем? Воскрешением Лазаря Христос явил Себя, как никогда до этого момента, истинным Богом и истинным Человеком. Явление божественной силы Спасителя было ошеломляюще очевидно для всех свидетелей этого чуда. Лазарь, умерший четыре дня назад, чье тело в жарком климате Палестины уже начало разлагаться и распространяло вокруг себя трупный запах, одним словом Христа воскрес и вышел из гробницы навстречу своему Создателю. Это воскрешение было прообразом грядущей победы над грехом и смертью, чья власть была упразднена крестной смертью и воскресением Спасителя. «Прежде Твоих страданий, желая убедить всех в общем воскресении, Ты из мертвых воздвигнул Лазаря, Христе Боже», — свидетельствует Церковь в тропаре праздника. В день воскрешения Лазаря, хотя он и приходится на субботу, впервые в богослужебном году поются не просто воскресные, а уже пасхальные песнопения.

Истлевший, обмотанный по иудейскому обычаю с ног до головы погребальными пеленами Лазарь, вместе с тем, является образом всей исковерканной грехом прародителей человеческой природы и каждого человека, связанного по рукам и ногам собственными грехами. Ни один человек, если бы был так обмотан, как погребенный Лазарь, не мог бы ходить, а Лазарь вышел, повинуюсь голосу Спасителя: «Лазаре, гряди вон!». Так и Бог зовет каждого к жизни и свободе, задача человека лишь откликнуться на этот призыв, — и тогда, как бы не казалось невозможным выйти из пещеры греха и смерти, как бы не смердело оттуда, произойдет чудо воскресения и преображения человеческой личности. Такой духовный смысл исторического события, воспоминаемого в этот день. «Мертвеца смердящего, связанного пеленами, Владыко, воздвигнул, и меня, и меня, связанного узами прегрешений, восстави», — молится Церковь в одном из тропарей канона этого праздника.

Однако, евангелист Иоанн, который передает рассказ о воскрешении Лазаря, свидетельствует о проявлении в этом чуде не только божественной, но и совершенной человеческой природы Христа. В частности, апостол приводит такую поразительную деталь. Подойдя к гробу Лазаря, Господь заплакал. Этот эпизод может показаться странным. Кто как не Он, Бог, создавший человека и Сам незадолго до этого сказавший сестре Лазаря Марфе: Я — воскресение и жизнь, знал, что Его друг уже скоро воскреснет.

Христианские проповедники всегда утешали верующих, потерявших близких, что смерть не навсегда, умершие воскреснут и с ними еще предстоит радостная встреча в вечности. И они были правы, однако человек, даже укрепленный верой в вечную жизнь, не может быть равнодушен к смерти. Смерть — это трагическая катастрофа, предельно возможное разрушение, разрыв целостности человеческой личности. Потеряв руку или ногу, или какой-нибудь другой важный орган, человек становится инвалидом. Смерть, в некотором смысле, крайняя степень инвалидности, когда человек теряет уже все тело. А людям противоестественно быть инвалидами. Преподобный Ефрем Сирин в одном из своих Слов приводит замечательный, но одновременно и неожиданный образ: души святых стоят у порога рая, но не входят в него, ожидая, когда они воссоединятся со «своими любимыми телами». Поэтому человеческому сердцу невозможно не испытывать отвращение к смерти и не скорбеть, видя мертвым своего ближнего, лишившего тела, которое стало, пусть и временной, добычей смерти (в каноне праздника смерть прямо называется всеядным и лютым волком). Бог воистину вочеловечился, поэтому как Человек Христос и оплакал Своего ученика и друга, а как Бог Спаситель вывел Лазаря из темницы смерти, и смерть не смогла удержать своего пленника.

В рассказе о воскрешении Лазаря, как и во всех евангелиях, содержится бездонная глубина смыслов, но две истины: о божественной силе Спасителя, способной победить смерть и Его истинном вочеловечивании, — являются в нем главными.

 Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика