|
Пролог28 2014
В первый день по Воскресении Своём Иисус Христос явился своим ученикам и апостолам «дверем затворенным», собранным в светлице. Но среди этих апостолов и учеников Его не было одного из очень сильных и верных учеников и последователей Христа — Фомы. Апостол Фома отсутствовал. И когда он узнал, что Спаситель, Учитель явился ученикам, он был так поражён, так изумлён, так удивлён и... полон сомнений. Как это возможно?! Фома видел всё, что творил Господь Иисус Христос в своей земной жизни — Фома Его сопровождал повсюду. Он видел и воскрешение Лазаря, но не мог себе представить воскресшего Учителя. Каким Он явился? Каким Он может быть? Да возможно ли? Он был исполнен страшного, братья и сёстры, сомнения и удивления... Сомневающегося удивления, удивляющегося сомнения... А это — особенные состояния. Это было то прекрасное, святое удивление, о котором говорят древние мудрецы, что в нём начинается знание! В нём человек начинает познавать истину. Ничему не удивляющийся, всё знающий, доверяющий только своему опыту человек уверен в том, что «всё знает». — Он ничего не знает! И только человек так удивляющийся, как Фома, только он стоит на пути к познанию истины. А Фома искал истину, он должен был узнать истину о воскресшем Учителе! Проходит восемь дней. И опять в светлице «дверем затворенным» является Христос собранным в этой светлице ученикам и апостолам, среди которых уже стоит и Фома. Христос проходит через стены!.. Фома видел тело Лазаря. Но это было то самое тело, которое лежало в гробу — оно было обвито пеленами, их сняли, и показалось тело, которое было у Лазаря всю жизнь — но он не проходил через стены в этом теле... А Учитель его прошёл через стены при затворённых дверях! Это то тело, в котором Он был здесь с нами, но — это и другое тело!.. Какое же? Что это такое? И что такое — воскресение?.. Он, Фома, стоял, как и все ученики, перед тайной будущего века, в котором будет всё преображено на Новой Земле и на Новом Небе, и будет у нас с вами тело, то же, что было и у нас, и у Христа на этой земле, но в то же время и ... совсем другое. Какое же? Что это, Господи? — Опять удивление, достигающее последнего предела, и сомнение, конечно! Но удивление, ищущее познать истину. И после первых слов — «Мир вам!» — обращённых ко всем, прямо Фоме Господь говорит: «Ты не веришь? Подойди, вложи руки свои в мои язвы гвоздиные, вложи перст твой в ребро прободенное!..» Христос не отвергает ни этого удивления, исполненного сомнением, ни этого сомнения, исполненного прекрасным удивлением, ищущим правду, истину, знания этой истины. Не отвергает... Об этом вы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Но есть этот рассказ и у другого Евангелиста — у Луки, где говорится, что после этого Христос попросил есть, чтобы удостоверились ученики Его в том, что это то самое тело, которое и было здесь на земле, хотя оно и другое; что оно — другое, хотя и то же самое, которое было на этой земле. Более того, после этого Он стал им объяснять писания о смерти и о воскресении... Видите, братья и сёстры, не отвергает Господь того сомнения, и того удивления, которые были у апостола Фомы и у других учеников. Он допускает проверку даже того, что Он открывает. Когда мы ищем истину, мы должны, можем, имеем право проверять, нашли ли мы эту истину, и проверять это всеми средствами, которыми располагаем. Одним нужно осязать руками, другим — своими глазами увидеть, третьим — умом, мышлением... Но проверка не даёт знания об истине! Знание об истине даёт нечто другое, и это другое — откровение! Воскресший Господь Иисус Христос открыл Себя ученикам. Так именно образуется всякое знание об истине — в откровении истина себя открывает. Когда какой-нибудь учёный делает открытие, то оно приходит к нему всегда вдруг — вдруг истина открывает себя ему, и тогда он начинает проверять: а так ли это? Мы с вами общаемся с людьми. Вот, передо мной анкета человека. Он такой-то и такой-то... А я его встречаю, и анкета сразу исчезает, оказывается, что ничего она об этом человеке по-настоящему не говорит, а говорит то, что открывает сам этот человек. Духовная его сущность передо мной открывается в каких-то особенных токах внутренней энергии. И я чувствую, что это — добро, или — не добро в нём, зло, или не зло... Когда я наслаждаюсь красотой природы, я не понимаю, какой должна быть красота. Труды учёных о красоте меня совсем не убеждают и не научают любоваться ею. Эта красота сама мне открывает себя, она входит в меня! Истина не есть суждение о реальности, о действительности. Истина есть всегда присутствие, наличие реальности в моём сознании. И это постигается на путях ищущего и удивляющегося человека, которому открывает себя истина таким образом. Так открывает, что вступает в него. Вот, так же точно, на том же самом основании, то есть на основании веры в откровение, основывается всякое знание, особенно же знание религиозное о последних истинах, последней правде бытия, самой высокой и самой глубокой. И когда человек познаёт эту правду, тогда ничего уже не остаётся ни от каких сомнений. Тогда душу наполняет невыразимая, несказанная радость, та самая, братья и сёстры, о которой вы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Ведь этой радостью наполнились сердца, души учеников, апостолов, получивших это откровение и проверявших его. Проверка эта шла навстречу откровению в удивлении. Удивление шло навстречу откровению. И откровение пришло, а вместе с ним — знание истины и необычайная радость, необычайный свет, необычайный мир. А при этом Христос сказал: «Ты вложил персты свои в мои гвоздиные раны и поверил, потому что увидел, проверил и убедился. Хорошо. Но блаженны те, которые не видели и будут верить!» — Это о нас с вами сказано, братья и сёстры. У каждого из нас были на путях нашей духовной жизни откровения, и мы с вами знаем, что знаем истину. И знание это основано на вере. И наша вера, как никакая другая, не нуждается ни в каких оправданиях, ни в каких! Наоборот: всё то, что мы знаем, должно быть оправдано нашей верой. И потому в эти дни пасхальной радости, которая ещё не прошла — она с нами! — мы также радуемся особенной, благодатной радостью знания и обладания истиной. Один наш замечательный русский писатель говорил, что если все будут правы во всём — во всяких своих суждениях об истине и такой, и другой, и третьей, четвёртой и будет доказано самым научным способом, что всё это действительно так и есть, но... если это будет несогласно с тем, что говорит Христос, то я этому не поверю, потому что я верю Христу и только Ему — высшему критерию совершенной истины и всякой её полноты. И потому, братья и сёстры, мы с вами сегодня радуемся такою же радостью, которой возрадовались ученики. Мы помним, что говорил Христос раньше: «Восплачете и возрыдаете в этом мире, но печаль ваша обратится в радость и эту радость, никто и никогда у вас не отнимет!» Аминь. Протоиерей Всеволод Шпиллер |