В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

04 2014
4 мая - день памяти святых жен-мироносиц

Продолжая переживать Святую Пасху Христову, мы воздаем сегодня должное почитание этим воистину святым ученицам Спасителя – первым христианкам, женщинам, чье деяние запечатлелось в Священном Писании на все времена и прославляется.

Не так много сказано в Евангелии об этих женщинах, и имена не всех из них нам известны. Но как назидательно это молчание святых Евангелистов! Какая дивная красота душ Учениц Христовых скрывается за, казалось бы, немногими и скупыми словами Священного Писания! Как трогательны и назидательны для всех нас и в первую очередь для современных христианок – жен, девиц, отроковиц - образ мыслей, деяний, переживаний этих первых провозвестниц Воскресения Христова! Обращаясь к ним мыслью и взором, мы можем увидеть почти все те качества, свойственные истинным ученикам Христа, которых нам – современным христианам, к сожалению, часто не хватает.

Уверовав, простые женщины последовали за Спасителем. Они оставили все, чтобы быть всегда с Ним и служить Ему тем, чем только могли послужить женщины того времени.

Не все из них были до обращения ко Христу добродетельны и чисты. Примером тому – Мария Магдалина, которую Господь исцелил от семи страстей, изгнав из нее семь бесов. Но, облагодетельствованные Спасителем, они все много Его возлюбили. Некоторым из них Он, по своему неизреченному милосердию и любви, простил многие грехи, которые по закону иудейскому не могли быть прощены вообще. И они, в прошлом грешницы, стали Его верными ученицами и неизменно следовали за Ним везде и всегда. Их влекла любовь - любовь, превыше которой ничего нет на земле. Чуждая сомнений, она верна до конца, даже если конец этот порой кажется неизбежным и трагичным.

Именно эта любовь влекла мироносиц и в ту страшную ночь ко Гробу Спасителя. Думается, решение это – совершить, повидимому, безрассудное и невозможное, идти несмотря ни на что, было вызвано у мироносиц не столько чувством долга и необходимости, которыми, возможно, руководствовались праведные Иосиф и Никодим, память которых также совершает сегодня Святая Церковь, сколько этой беззаветной любовью, влекущей совершать даже невозможное.

Несомненно, и в их сердцах, как и в сердцах ближайших учеников Господа с момента Его ареста и до самой Крестной смерти рождалось недоумение, страх, боль, страдание. Но не было в их сердцах горького разочарования, сомнения в правде слов их Божественного Учителя. Не было страха за себя и свои жизни. Такое свойство имеет в сочетании с любовью и святая простота. Она чужда сомнения и пытливого исследования, чужда соблазна и неверия. Она исполнена веры.

И посмотрите, как награждаются эти удивительные качества простых женщин. Не употребив своего благовонного мира, вместо мертвого тела они увидели живого Господа. Неизреченная и Божественная правда открывает им первым величайшую и ни с чем не сравнимую весть за всю историю бытия – Воскресение Господа Иисуса. Они первые из рода человеческого с Пречистой Матерью Христа сподобились услышать и узреть Воскресшего Нового Адама – Победителя смерти и греха, Спасителя и Подателя жизни – жизни превосходнейшей, нежели даже жизнь первых людей в Раю.

Из мироносиц Господь соделал их благовестниками Своего Воскресения и Своей Славы. Какая миссия в мире может превзойти ту, что была дарована этим женам – они возвещают ученикам Спасителя – апостолам – о Его Воскресении, а те уже позже будут посланы проповедать эту весть всему миру. Мироносицы соделались как бы апостолами апостолов, и, услышав первое «радуйтесь!», эти простые женщины сподобились такой радости, которой еще не знал мир с момента его сотворения. Полнота этой радости превосходила всякое разумение, она была совершенной – духовной радостью, исполнившей чистые женские сердца, чуждые греховной гордости, возношения, лукавства и пристрастия.

Но посмотрите, дорогие братья и сестры, с каким благоговением и страхом, трепетом и смирением, неуверенностью в себе возвещают они великую весть ученикам Господа. Молчаливые и кроткие женщины остаются верны себе и тогда, когда неизреченная радость преисполняет их сердца. Отсутствие дерзости или важности в словах и поступках свойственно им и теперь, когда они наделены чрезвычайным знанием.

Обращаясь к нашей жизни, давайте вспомним, как часто мы, уверенные в своей правоте, сами далекие от Евангельского идеала, пытаемся назидать, навязывать и проповедовать правила и нормы жизни. Нас раздражает неправильный образ мыслей и действий окружающих и, как правило, самых близких нам людей. Конечно же, мы любим и нам хочется, чтобы наши родные жили правильно. Но, к сожалению, за этим желанием и, как следствие, словами, укорами и назиданиями стоит подчас наше самолюбие и гордость. Нам хочется скроить ближнего по своей мерке, внушить ему свое понимание и видение жизни, растолковать ему, что и как необходимо делать и даже мыслить. Между тем, как настоящий подвиг любви, единственно могущий благодатно повлиять на наших ближних, заключается в кротком, терпеливом и любовном уважении личности: мужа, жены, детей (даже если они кажутся нам совсем еще неразумными), родителей с их многолетними привычками и, как нам кажется, слабостями, сотрудников, друзей, знакомых…

Это, несомненно, труднее, порой это чрезвычайно трудно – просто уважать в человеке личность. Но только так может созидаться наш внутренний человек, и с нашим участием реально измениться наш брат или сестра во Христе. Только тогда, когда мы со смирением увидим в человеке, которого привыкли видеть каждый день, и давно уже оценили, в котором до этого видели лишь свое отражение, увидим красоту и достоинство образа Божьего, живой свет души, только тогда Сам Господь, войдя в нашу жизнь, примет живое участие и изменит не только того, кого мы любим, но и нас самих.

Мы призваны быть солью земли, мы должны быть той закваской, которая должна квасить тесто мира. Но мы настолько немощны, что не можем заквасить самих себя. К сожалению, очень мало в нас истинно Евангельского духа, той благодатной жизни, которая рождается в сердце, уме, душе христианина не от формального исполнения правил, а сообщается от Живого Источника этой жизни – от Самой Жизни – Христа Спасителя, подается при условии искреннего и всецелого желания нашего. Так жили святые жены – мироносицы, которых мы ныне вспоминаем и почитаем. Их цельность и простота проповедует лучше всяких слов, их любовь назидает лучше всяких увещаний, их незыблемая вера и безумная для всего мира надежда восхищают, дают силы жить и укрепляют больше, чем самые убедительные и умные доказательства и доводы мудрецов этого века.

Две тысячи лет назад прозвучало первое «Христос Воскресе!». Прозвучало из уст этих самых жен, и не перестает торжествующе звучать снова и снова. В этих двух словах все наше упование, вся наша надежда, радость нашей жизни, которые уже никогда не отнимутся от верных Воскресшему. Возвещая миру: «Христос Воскресе!», мы благовествуем вместе со святыми мироносицами, благовествуем Царствие Божие, открывшееся с этим величайшим событием.

Вслед за святыми женами-мироносицами давайте и мы прославим Воскресшего Господа и возлюбим Его всем своим сердцем и всем своим существом. А Он да сподобит нас молитвами Своих верных святых учениц вечно праздновать Святую Пасху в Его Небесном Царстве. Аминь.

Христос Воскресе!

Иеромонах ИАКОВ (Тупиков).

Сайт Новоспасского мужского монастыря г. Москвы

Закон Божий


Яндекс.Метрика