|
Пролог27 2014
Святитель Мартин родился в городе Тудертума (Умбрия, Италия) в конце VI века. Он получил прекрасное образование, стал священником, а потом и представителем, «апокрисиарием» Римского Папы в Константинополе, столице Византийской империи. В 649 году после смерти Папы Феодора I (642-649) святой Мартин был избран на его место. Против этой ереси выступили многие выдающиеся православные богословы, самые известные из которых - святитель Софроний Иерусалимский и преподобный Максим Исповедник. Монофелитское лжеучение, однако, поддержала императорская власть, которой казалось, что оно станет неким компромиссом между православием и другой, еще более губительной монофизитской ересью, утверждавшей, что человеческая природа во Христе вообще полностью поглощена Его божественной природой. Монофизитскую ересь в то время исповедовала значительная часть населения Империи, и императорам (сначала Ираклию I (610-641), а потом Константу II (641-668)), казалось, что через монофелитство они смогут вернуть к церковному единству своих подданных-монофизитов. Компромисс в вопросах истины, однако, всегда порождает только новую ложь и разделения. Так случилось и в Византии, возможно, и завоевание арабами значительной части Империи в 40-50-х годах VII века стало следствием еретической политики императорской власти, по крайней мере, многие византийцы воспринимали эти поражения именно как наказание Божие за отступничество от правой веры. В конце концов, император Констант, вынужденный отказаться от открытой поддержки монофелитства, издал в 649 году указ, так называемый Типос, в котором вообще запрещалось обсуждать вопрос о двух волях во Христе. При этом Константинопольский Патриарх и прочие епископы, сторонники монофелитской ереси, незаконно поставленные императорской властью, остались на своих местах. На самом деле, этот указ был еще опасней для истинной веры, чем открытая поддержка ереси: заблуждающегося человека еще можно как-то переубедить, по крайней мере, могут быть какие-то оправдания его (может быть, невольных) заблуждений — религиозная же «всеядность» неизбежно порождает презрительное циничное отношение к истине, а значит и к самому Богу. Святой Мартин вступил на папский престол как раз в год подписания Типоса. Он не только отказался «политкорректно» прекратить защиту истинной веры и «толерантно» отнестись к еретикам-монофелитам, но и собрал в Риме Поместный Собор, который анафематствовал монофелитское лжеучение. Подобный поступок привел в бешенство нечестивого императора. В то время Византия еще контролировала некоторую часть Италии, в том числе и область вокруг Рима, однако, власть Империи здесь была весьма шаткой ввиду непрекращающейся борьбы с варварским Лангобардским королевством, а с недавнего времени и с арабами. Поэтому император, опасаясь, что арест Мартина вызовет волнения в народе, искренне преданном своему епископу, поручил наместнику, экзарху Италии Олимпию организовать убийство святого. Олимпий, в свою очередь, возложил его исполнение на одного из своих офицеров, который, подойдя во время причастия к святой Чаше, должен был заколоть Мартина мечом. Однако, Господь не попустил совершиться этому кощунственному убийству. В момент приближения к Чаше злоумышленник ослеп и ничего не мог разглядеть. Это чудо поразило наместника и побудило его покаяться и примириться со святителем и даже открыть ему замысел византийского двора. Олимпий, однако, недолго оставался на посту экзарха Италии. В 653 году он был убит во время похода против арабов. Перед этим наместник якобы составил заговор против императора, в который вовлек и свои войска. Сейчас трудно судить, насколько справедливы были эти обвинения (восстание ведь так и не состоялось), тем не менее, император использовал этот сомнительный случай для уже очевидной клеветы на святителя Мартина. Новый экзарх Италии Феодор Каллиоп решился уже открыто арестовать святого, обвинив его в участии в заговоре Олимпия. Одновременно среди народа агентами наместника распространялись еще более нелепые слухи о вымышленных преступлениях Мартина: например, о том, что он якобы платил деньги арабам для того, чтобы они напали на Империю. К чести римских христиан, ни священнослужители, ни простой народ не поверили клевете и готовы были до конца защищать своего пастыря. Феодору пришлось тайно вывести святителя из города. Мартина отправили на остров Наксос, где его целый год продержали в тюрьме. Святитель Мартин был тогда уже весьма пожилым человеком, кроме того непосредственно перед арестом у него обострилась давняя болезнь позвоночника. Длительным предварительным заключением император, очевидно, хотел сломить волю святого, чтобы на неправедном суде он оклеветал себя и отрекся от истинной веры. Позже, уже в Константинополе, с той же целью Констант приказал бросить почти умирающего старца в камеру к уголовным преступникам (во все времена распространенный способ унижения заключенных: так же поступали с арестованными священнослужителями во время советских гонений на Церковь). Однако все усилия мучителей святого оказались напрасны. Святитель Мартин вел себя на суде поразительно мужественно. Он уже не мог самостоятельно стоять на ногах, чего требовали от него судьи, поэтому с обеих сторон его держали солдаты. Так само судебное заседание превратилось для святого в мучительную пытку. Тем не менее, он не только не потерял присутствия духа и ясности ума, но сумел смело и мудро отвечать своим гонителям. Так, когда префект Константинополя Троил спросил Мартина, почему он не остановил заговор Олимпия, святой остроумно ответил: «А почему же ты не остановил заговор Георгия и Валентина?» (Констант сам был узурпатором и пришел к власти в результате как раз этого восстания). Лжесвидетелей, которых было много собрано на судебное заседание, святитель попросил не подводить к присяге, чтобы их ложь перед людьми хотя бы не усугублялась клятвопреступлением перед Богом. В конце концов, святой Мартин был неправедно осужден и приговорен к ссылке в Херсонес в Крыму, в то время «медвежьем углу» Византийской империи, и, собственно, всего цивилизованного мира. Там святитель и скончался 16 сентября 655 года. Таким образом, последние месяцы исповеднического подвига святителя Мартина прошли на южной окраине будущего Российского государства, поэтому Мартин Исповедник издавна особо почитался на Руси. |