|
Пролог04 2014
Преподобный Феодор Санаксарский родился в 1718 году в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции, в родовом имении благочестивых дворян Игнатия и Ирины Ушаковых, и при святом крещении был наречен Иоанном. Когда Иоанну было шесть лет, у него умерла мать. Вскоре отец женился второй раз. Родители воспитывали Иоанна в вере и благочестии. Когда Иоанн достиг совершеннолетия, его родители, как люди состоятельные, определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие Иоанна вскоре произвели в сержанты. Живя в столице, в довольстве, среди веселых и беспечных товарищей, среди раздольного быта и увеселений, обычных тогда в столице и гвардии, молодой Иоанн Ушаков легко мог бы со временем потерять свои благочестивые природные наклонности, но Господь не оставил юношу погибнуть в развращении, но сподобил его прийти к покаянию следующим образом. Во время обычного шумного собрания гвардейцев-товарищей, в самый разгар веселья, один из юношей, бывший до того совершенно здоров и весел, внезапно упал замертво. Увидев умершего без покаяния товарища, Иоанн, словно очнувшись от обаяния мирских соблазнов, внезапно осознал всю непрочность того, что люди называют счастием. Тотчас же решился юноша оставить всё: воинский чин, друзей, родителей и всю красоту этого мира, и тайно бежать в пустыню. Иоанн, наскоро собравшись, спешно выехал из столицы с одним слугой, как бы в родительский дом. Отъехав несколько верст от города, юноша отпустил слугу обратно, а сам переоделся в нищенскую одежду и пошел на берега Двины в поморские леса. Там молодой подвижник нашел в чаще опустевшую келью и жил в ней один более трех лет, подвизаясь в посте, молитве и терпении скорбей. Вскоре местное начальство озаботилось усилением наблюдения за раскольниками, селившимися в северных лесах, и пустынниками, а вместе с ними и всеми, кто и не имея отношения к расколу, проживал без документов. И Иоанн вынужден был перейти в Площанскую пустынь Орловской губернии. Там Иоанна поселили в одной из отдаленных келий в лесу. Но при очередной проверке Иоанн был взят как не имеющий вида на жительство. При допросе он откровенно сказал, что тайно ушел из службы в гвардии, а потому сразу был доставлен в Санкт-Петербург к императрице Елисавете Петровне. По Петербургу, а в особенности в гвардейских полках, быстро пронеслась весть, что сержант Ушаков сыскан. Многие собрались посмотреть на молодого подвижника. За прошедшие шесть лет Иоанн сильно изменился, и трудно было в этом изможденном постом человеке узнать блестящего гвардейца, веселого товарища по столичным забавам и развлечениям. От великого воздержания Иоанн был сух и бледен лицом, одет лишь во скудную власяницу, подпоясан простым ремнем. Видя это, многие умилялись и клали в своем сердце намерение оставить мир. Императрица предложила Иоанну вернуться в полк в прежнем звании, но он попросил только одного: «Дайте мне умереть монахом». Он просил разрешения подвизаться в Саровской пустыни, но для принятия монашеского пострига его оставили в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. После трех лет послушания 13 августа 1748 года тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи с именем Феодор. При постриге присутствовала императрица Елисавета Петровна. Видя и зная истинно подвижническую жизнь преподобного Феодора, Государыня была к нему по-матерински милостива и внимательна, А Наследник, впоследствии император, Петр Феодорович и вовсе любил при случае повторить, что в «Александро-Невском монастыре только один монах – Ушаков», уважая его подлинное благочестие и добродетели. Вскоре петербургские жители, хотящие жить в мире богоугодно, начали приходить к нему за советом и утешением. Но жившие в обители ученые монахи, из зависти, а затем и ненависти, начали жаловаться, что простой-де монах привлекает к себе народ, беспокоит обитель и производит соблазн. Чада старца многие годы всё терпели со смирением, принимая поношения с радостью. Но настолько возросла злоба вражия, что уже и к смерти готовился святой Феодор, но, не желая мстить, все терпел великодушно, молясь за своих обидчиков, хотя и имел возможность доложить императрице о творящихся беззакониях. Потерпев таким образом девять лет, преподобный Феодор просил начальство Лавры отпустить его в Саровскую пустынь. Получив желаемое увольнение, преподобный исходатайствовал у Свящ. Синода отпускные грамоты для своих духовных чад, желавших следовать за старцем в Саров, и в 1757 году выехал из Петербурга. Прибыв в г. Арзамас и не доезжая 60-ти верст до Сарова, старец поместил немногих своих учениц в девичьем Никольском монастыре, а сам с учениками поселился в Саровской пустыни. Вскоре умножившиеся ученицы преподобного были переведены в Алексеевскую общину, где жили в строгом следовании уставу, данному старцем. Прожив в Саровской пустыни два года, отец Феодор, видя растущее число своих учеников, счел неудобным руководить ими, так как и сам был лишь послушник саровский. Наученный горьким опытом старец просил отцов саровских дать ему обедневшую Санаксарскую обитель, находящуюся в трех верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. В 1759 году преподобный переселился в Санаксарскую пустынь со всеми своими учениками. К приезду о. Феодора единственная церковь обители была ветха и бедна, деревянные кельи и ограда почти развалились, кровли сгнили. Много старания пришлось приложить старцу для возрождения Санаксарской обители. 13 декабря 1762 года о. Феодор был рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем. Настоятелем преподобный Феодор был твердым и строгим. Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырем. По причине умножения братии была построена каменная двухэтажная церковь. Из числа учеников старца впоследствии вышло несколько настоятелей, вдохнувших новую иноческую жизнь в упадавшие монастыри. Сам преподобный управлял двумя монастырями: своим и женским Алексеевским (община в Арзамасе), который он основал. По несправедливому обвинению в 1774 году было указано «Оного Феодора, лиша настоятельского и иеромонашеского звания, отослать яко человека безпокойного простым монахом в Соловецкий монастырь, препоручив начальнику оного монастыря неослабное за ним смотрение». Девять лет прожил святой страдалец в Соловецком монастыре в самом строгом заточении. По ходатайствам его учеников дело о. Феодора было пересмотрено, и велено было возвратить старца в Санаксарскую обитель в прежнем сане иеромонаха. И опять многие из приезжавших и из братии стали ходить для наставлений и бесед к о. Феодору. Настоятель, хоть и бывший ученик старца, посчитал себя униженным и стал жаловаться епархиальному начальству, будто тот смущает обитель. Вследствие разбора дела, вход к о. Феодору, даже с духовными нуждами, был воспрещен. По прошествии нескольких лет, в 1788 году, настоятель умер. После его кончины преподобный, получив свободу и разрешение на выезды, поехал в Арзамас к своим духовным детям. Это посещение Арзамасской общины было последним. Потом он заехал в Саровскую пустынь и поспешил в Санаксар. Там после беседы с учениками душа преподобного старца Феодора мирно разлучилась с телом. Тело его, хотя и лежавшее в теплой келье до погребения, не издавало запаха тления. На могильной плите была сделана надпись: «Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался». Восстановленный из запустения и благоустроенный отцом Феодором Санаксарский монастырь просуществовал до 1920 года. После революции обитель закрыли. Третье рождение монастыря произошло в 1991 году. Братия долго и кропотливо собирали многочисленные факты посмертных чудотворений, необходимые для канонизации старца. Еще задолго до прославления насельники Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря и многочисленные паломники почитали о. Феодора за святого, по молитвам к нему получали чудесную помощь. В мае 1999 года состоялось обретение мощей преподобного Феодора. Для исследования была создана Синодальная комиссия. Могила уже дважды вскрывалась (в 1904 и в 1944 годах), целостность захоронения была нарушена, к тому же через гроб проросла корнями береза. И несмотря на это, мощи старца, 208 лет пролежавшие в земле, оказались нетленными. Участники обретения были поражены степенью их сохранности. 9 июля 1999 года старец Феодор Санаксарский был прославлен в лике святых. Ныне честные мощи преподобного почивают в главном монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобный Феодор Санаксарский был самым духовно близким человеком на земле для своего племянника, прославленного адмирала Российского флота Федора Ушакова. Его и назвали в честь Преподобного. Не было никого, кто оказал бы на будущего адмирала большее влияние, чем этот благодатный старец. Преподобный сыграл столь большую роль в жизни легендарного адмирала, который в конце жизни раздал все свое имущество племянникам и поселился рядом с Санаксарским монастырем, в деревне Алексеевке, а уже в наше время, за свое благочестие и служение не только Отечеству, но также Богу и ближним, был тоже прославлен в лике российских святых, под именем праведного воина Феодора. По материалам православных интернет-ресурсов Сайт Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря Поучения преподобного Феодора Санаксарского Терпение в том состоит, чтобы во всех прискорбных и трудных обстоятельствах не унывать и не печалиться, как в телесных трудах, так и в душевных помыслах, но мужественно и благодушно претерпевать все злострадания даже до смерти, в надежде на милосердие Божие, по слову Господню: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). И еще: «претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). Бдите и молитесь Господь Иисус Христос сказал Апостолам: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26, 41). Сими словами возбуждает Господь всех к молитве, чтоб избежать чрез нее вражиих искушений; ибо без молитвы и призывания помощи Божией невозможно избавиться от нападений врага. Еще после присовокупил: «дух убо бодр, плоть же немощна... спите прочее и почивайте» (Мф. 26, 41, 45). Это к тому, что Апостолы, хотя духом из любви ко Христу и хотели бы бодрствовать с Ним, быть неотлучно при Нем, но немощная плоть их поборола. Поэтому Господь и заповедует всякому молиться и призывать Божию помощь, чтобы покорить плоть духу, при содействии благодати Божией. Благое приписывай Богу «Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф. 6, 3). Если творишь какую добродетель, то не присоединяй к ней какого-либо вражия коварства: молитву или милостыню творишь, то да не будут они с тщеславием, или человекоугодием; при пощении и молитве как бы не впасть тебе в высокоумие. Но и всякую творя добродетель, не воструби пред собою: то есть не подумай, что творишь что-либо великое, не себе приписывай, но Божией помощи; если что доброе делаешь, то не своею силою, но Бог тебе помогает; а сам ты и помыслить без Бога не можешь ничего благого: благое приписывай Богу, а себе одно злое. Оберегайтесь от крайностей «Мечи обоюду остры в руках их (Пс. 149, 6). Слово Божие острейше паче всякаго меча обоюду остра» (Евр. 4, 12). Слово Божие проходит внутрь человека; многие убивают себя Писанием, как мечом – именно: если не так, как должно, поймут смысл его, растолкуют по своему соображению, от чего может произойти ересь. Или кто сверх силы и меры станет исполнять заповеди Писания, но не может исполнить, – такой до отчаяния дойдет. Надобно оберегаться от таких крайностей, чтоб вместо спасения не погибнуть от меча Слова Божия. Сайт Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря |