|
Пролог05 2014
Подвиг преподобного Виталия был весьма необычен и даже уникален. Вряд ли хоть один духовный наставник посоветовал бы кому-нибудь буквально подражать жизни святого. Тем не менее, столь исключительный пример святости преподобного Виталия может многому научить и каждого человека. Преподобный Виталий жил в VII веке и с юности до шестидесятилетнего возраста служил Богу в монастыре преподобного Серида (Египет). И вот уже в преклонном возрасте этот известный подвижник совершил странный, почти немыслимый поступок: он покинул монастырь и поселился в Александрии, огромном городе, одном из крупнейших городов того времени. Как и во всех мегаполисах, независимо от эпохи, когда они существовали, нравы жителей Александрии не отличались особенным благочестием. Настоятели знаменитых египетских монастырей только по самой крайней нужде решались посылать монахов в этот город и доверяли это только испытанным подвижникам, которые могли бы противостоять многочисленным и нелегким соблазнам. Да и то в жизнеописаниях египетских отцов часто приводятся случаи, когда даже опытные и известные своим благочестием иноки в Александрии поддавались искушению и совершали тяжкие прегрешения. Такое, казалось бы, неподходящее место для монашеской жизни избрал преподобный Виталий. Но еще скандальней для окружающих оказался образ жизни старца. Виталий целый день трудился на поденных работах и на заработанные деньги покупал себе немного еды и остальное отдавал какой-нибудь из многочисленных александрийских блудниц, у которой и проводил ночь. Естественно, это вызвало бурю негодования среди жителей города. Люди обычно видят в других свои собственные грехи. Грешник получает какое-то тайное извращенное наслаждение от сознания, что не он один совершает такие гнусные дела и не один он пленник собственного порока, а в темнице греха у него есть своеобразные подельники и сокамерники. Так он пытается успокоить свою совесть и этим он уподобляется бесам, сделавшим окончательный выбор в пользу зла и поэтому уже обреченным на вечные муки (вне Бога, а зло отлучает от Него, не может быть никакой радости и света). Демоны тоже испытывают особое удовлетворение от духовной гибели человека и всячески его к этому подстрекают. Многие из жителей Александрии, осуждавших преподобного Виталия, наверное, сами ходили в дома порока и, очевидно, не считали это для себя особо зазорным, — однако монаху, дотоле своею чистою жизнью укорявшему их совесть, они подобных проступков простить не могли. Во все времена (и наше время не исключение) Церковь за безнравственность ее служителей обычно обвиняют люди, сами далекие от праведности или вообще не имеющие к ней никакого отношения. И эти обвинения по большей части бывают несправедливы, как несправедливо оказалось обвинение против преподобного Виталия. Святой, как узнали потом, запирался в комнате с блудницей и всю ночь молился, давая возможность несчастной женщине хотя бы на это время отдохнуть от своей грязной и грешной работы, поспать или самой украдкой помолиться вместе с преподобным. Святой Виталий никого из тех, с кем он таким образом проводил ночь, не осуждал и не обличал, тем не менее, после такой необычной встречи с ним многие александрийские проститутки оставили свое ремесло: одни из них стали жить честным трудом и вышли замуж, другие ушли в монастырь. Женщины, привыкшие к тому, что все воспринимали их лишь как товар и орудие для удовлетворения собственной похоти, столкнулись с проявлением подлинной христианской любви и святости. Такая встреча не могла не изменить жизнь хотя бы некоторых из них. Кроме того, преподобный Виталий составил помянник, в который записал всех падших женщин Александрии (можно представить, каким длинным был этот список, учитывая огромный размер города) и каждый день горячо молился за них. С каждой из блудниц преподобный Виталий брал клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Действительно, подвиг святого, по определению, мог быть только тайным: иначе всё превратилось бы в раздачу пособий определенной группе социальных низов Александрии и скорее еще больше развратило бы этих женщин, чем привело бы их к покаянию. Но анонимность благодеяний преподобного Виталия имела еще одно основание. Христос призывает верующих: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 3-4). Любое дело только тогда будет по-настоящему добрым, если те, кто трудятся ради него, ставят своей целью не удовлетворение собственного тщеславия, а действительную помощь ближнему. Святой до предела исполнил эту евангельскую заповедь: он не только не искал славы от людей, а сам добровольно принял бесчестие, чтобы вернуть поруганную честь, может быть, самым несчастным из его ближних. Тем не менее, то обстоятельство, что преподобный Виталий сам скрывал свои подвиги, не особо оправдывает тех, кто осуждал, а потом и прямо поносил святого. Дело не только в том, что можно было по здравому рассуждению усомниться, что проведший столько времени в монастыре старец вдруг впадет в столь открытый и безудержный разврат. Можно было и обратить внимание на внезапно покаявшихся блудниц, пусть они, связанные клятвой, и боялись рассказать правду о преподобном (одна из женщин нарушила эту клятву и впала в беснование — это чудо может показаться жестоким, но именно через него Бог потом открыл александрийцам святость Виталия). Христос требует от христиан вообще никого не осуждать по той простой причине, что вина каждого перед Богом в несчетное число раз больше тех проступков, которые совершили против нас ближние, — настолько же, насколько бревно больше сучка. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, — говорит Христос, — а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3); и: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1-2). Кроме того, только Бог до конца знает сердце человека, люди же часто (или даже чаще всего) ошибаются в своих суждениях о ближних, особенно когда эти суждения переходят в осуждение. Все же в Александрии нашелся один человек, который не поверил обвинениям против святого. Это был Александрийский Патриарх святитель Иоанн Милостивый (610-619). Естественно, до него дошли слухи о соблазнительном поведении Виталия, а потом появились и прямые доносы. Святитель не поверил доносчикам и привел им пример из жизни равноапостольного императора Константина Великого. Когда на Первом Вселенском Соборе ему принесли письменные обвинения против некоторых епископов и священников, он сжег их, не распечатывая, и сказал, что не дело императору судить священнослужителей, и более того, если был он сам увидел архиерея, иерея или монаха согрешающего с блудницей, то накрыл бы его собственным плащом, чтобы никто не видел этого греха. Преподобный Виталий до самой смерти нес свой трудный подвиг, и только после нее этот подвиг стал известен людям. За день до кончины святому встретился некий развратный юноша, который, хотя и сам направлялся в дом разврата, ударил выходящего оттуда преподобного и закричал, что монах позорит имя Христа. (Еще одна иллюстрация, из кого бывают обычно обличители мнимых пороков Церкви.) Святой ответил: «Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик». Вскоре святой скончался. В ту же ночь демон явился развратному юноше, ударил его по щеке и закричал: «Вот тебе удар за монаха Виталия». Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа. Несчастный смог исцелиться только тогда, когда явился к жилищу преподобного и перед его честными останками попросил прощения. Там же исцелилась и бывшая блудница, не сохранившая тайну подвигов преподобного Виталия. Преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия». Больше не связанные клятвой, бывшие блудницы рассказали всю правду о святой жизни монаха Виталия. Святитель Иоанн Милостивый торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. Своей жизнью преподобный Виталий дал пример многим деятельно служить людям, никого не осуждать и не тщеславиться собственными, пусть и добрыми поступками. |