В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

08 2014
8 мая - день памяти апостола и евангелиста Марка

Тишиной начиналась эта самая страшная ночь в истории человечества. В этой тишине в доме, овеваемом прохладой из близлежащего сада, спал юноша. Внезапно сладкий сон его был прерван лязгом металла, возбужденными голосами, грубыми выкриками. Юноша вскочил с ложа и, наспех закутавшись в кусок полотна по нагому телу, выбежал из дома. Он думал, что в сад, принадлежавший его семье, ворвались грабители. Но то, что он увидел, оказалось хуже любого грабежа. Злобная толпа, ощетинившаяся оружием, окружала Божественного Учителя. Юноша успел расслышать слова Иисуса, обращенные к врагам Его:

Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня; но да сбудутся Писания (Мк. 14, 48–49).

Юноша видел, как глумливая толпа уводила Учителя и как бежали прочь старшие его собратья, ближайшие ученики Иисуса. Как можно оставить Учителя одного в беде? – эта мысль обожгла сердце юноши, и он последовал за толпой. Потом кто-то из стражников обернулся, он увидел жестокие лица, чьи-то грубые руки схватили его. Юноша вырвался. Покрывало, которым он был закутан, осталось в руках стражников. Он тоже бежал: жалкий, нагой, гонимый страхом и стыдом...

Имя юноши, пытавшегося разделить одиночество Господне в Гефсиманском саду, было Иоанн. Под другим своим именем, апостольским прозванием Марк, он вошел в Священную Историю как создатель одного из богодухновенных Евангелий, как основатель одной из великих Церквей.

Святой Иоанн-Марк происходил из благочестивой семьи, с готовностью принявшей проповедь Иисуса Назарянина, чаявшей увидеть в Нем долгожданного Спасителя мира. Во владениях этой семьи, в тенистом Гефсиманском саду, часто уединялся для молитвы Господь Иисус – вот почему святой Марк оказался поблизости от Него в час гефсиманский. Дом Марии, матери святого Иоанна-Марка, благоволил Христос избрать для Тайной вечери Своей. Этот же благословенный дом впоследствии стал приютом и местом молитвы Апостолов Христовых; сюда пришел Апостол Петр после того, как Ангел освободил его от оков и вывел из темницы. Избранные благовестники Господни знали и любили юного Иоанна-Марка, которого и Сам Спаситель избрал в числе младших 70-ти святых апостолов.

Но все же поначалу этот юноша ничем не выделялся среди других последователей Христа. Гораздо известнее был его двоюродный брат, святой Варнава, также святой апостол от 70-ти – он сыграл особую роль в судьбе новообращенного Савла, ставшего первоверховным благовестником Павлом. Именно по предложению святого Варнавы святой апостол Павел взял с собой его молодого родственника в первое благовестническое путешествие. Отправляясь в странствия по Римской империи, юный Иоанн принял римское имя Марк, созвучное с именем его матери – Мария. Однако в то время юноша был еще изнежен и слаб для подвигов. Изнемогший на горных тропах Памфилии, он сделался обузой, а не соратником в великом деле просвещения народов. Во второе свое путешествие Апостол Павел брать его отказался.

Хрупкий, робкий, изнеженный юнец, нагишом бежавший от стражников в Гефсимании, плакавший от усталости на крутых горных дорогах... Кто мог предположить тогда, что в веках его символом станет могучий лев,имеющий шесть крыл, а внутри исполненный очей; и днем, и ночью взывающий: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр. 4, 8). И ныне крылатый лев, держащий Евангелие, изображается на печати древней Церкви Александрийской, первым Патриархом которой явился святой апостол Марк.

Когда после неудачного начала своих деяний юный Иоанн-Марк вернулся в Иерусалим, его приблизил к себе Апостол Петр, перенесший на сына чувство благодарности, которое питал к его благочестивой матери. Впоследствии святой Марк стал ближайшим и любимейшим из духовных детей Апостола Петра, сделался устами его богодухновенной проповеди.

В Иерусалиме святой Марк совершил мужественный поступок. Он происходил из колена Левия, то есть из духовного сословия. Но когда его как левита начали понуждать к служению в Иерусалимском храме, мысль об этом сделалась ему отвратительна. Как войти в ставший безблагодатным храм, завеса которого разорвалась после распятия Христова, откуда ушел Бог, где воцарилась мерзость запустения? Как общаться с богоубийцами-фарисеями, обрекшими на казнь Сына Человеческого? Отрекаясь от ветхого преступного иудейства, святой Марк отсек себе большой палец на руке. Такой телесный недостаток, по ветхозаветным понятиям, делал его непригодным для священнического служения. После этого поступка святой Марк получил прозвище Беспалый. Законники были строги к телесным изъянам, не замечая собственных душевных изъянов. Новый Завет Господень предписывает заботиться не о внешности, а о душе человеческой. И в Церкви Христовой святому Марку было уготовано высшее, святительское, служение.

Под влиянием великого Апостола Петра святой Марк быстро мужал, закалялся и возрастал духом. Уже через несколько лет и Апостол Павел, вновь встретив святого Марка, поразился происшедшей в нем перемене и счел его достойным соратником. Так сделался он участником подвигов обоих первоверховных Апостолов. Дальние странствия больше не пугали святого Марка. Вместе со старшими собратьями, а потом и в одиночку он прошел Селевкию, Кипр, италийские земли, Антиохию, Ефес, внутреннюю Африку, повсюду проповедуя Христа Спасителя. Святой Марк столь ревностно подвизался в молитве и посте, проводил настолько высокое житие, что, восхищенные его праведностью, обратились к возвещаемому им Христу терапевты – иудейская община ревнителей строжайшего благочестия. Его слова и деяния вдохновлялись Духом Святым, свидетельствовались чудесами и знамениями. По повелению Апостола Петра он возвещал Истину Христову в Аквилее – втором по значению городе тогдашней Италии, часто посещавшемся римскими императорами. (Поблизости от тех мест, в Венеции, упокоятся святые мощи Апостола Марка, и на высоком столпе вознесется над Адриатикой его символ – крылатый лев.) Когда в Колоссах появились лжеучителя, соблазнявшие нестойких в вере, Апостол Павел направил туда святого Марка как мужа духовно опытного для борьбы с философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8). Для своих великих наставников святой Марк стал не только опорой, но и утешителем в скорбях. Томясь в римской тюрьме, Апостол Павел называет святого Марка в числе немногих сотрудников для Царствия Божия, бывших ему отрадою (Кол. 4, 11). В послании, написанном незадолго до мученической кончины, Апостол Петр именует любимого воспитанника просто: Марк, сын мой (1 Пет. 5, 13). В Риме святой Марк оставался близ первоверховных апостолов вплоть до того, как они приняли мученические венцы от рук язычников. Таким же подвигом вскоре предстояло увенчать земное служение и их младшему собрату, святому Марку.

Уста великого Апостола Петра, святой Марк запечатлел письменами и тем сохранил в веках слова его благовествования. Евангелие от Марка было составлено по просьбе римских христиан на основе бесед первоверховного апостола, просмотрено и одобрено самим святым Петром. Впоследствии святой апостол Иоанн Богослов свидетельствовал о нем: Марк, истолкователь Петра, с точностью записал, насколько запомнил, то, чему учил и что творил Господь. Как истинно богодухновенное, Евангелие от Марка вошло в канон Нового Завета.

Недаром символом святого евангелиста Марка стал мощный лев. Написанное им Благовествование обращено к народам мира и возвещает зримое явление силы Божией, всемогущество Христа Спасителя, спасающего род человеческий. Главное в этом ярком, сжатом, понятном даже ребенку повествовании – весть о том, что в мир приходил Сын Божий, чтобы вернуть людям любовь Небесного Отца. Здесь картинами величайших чудес и знамений Христовых непреложно утверждается: Спасителя должно слушать не просто как учителя нравственности, но как пришедшего в силе Господа Милующего, внимающие Которому наследуют Вечную жизнь. Евангелие от Марка предназначалось для христиан, обратившихся из язычества, которым не было дела до споров иудейских законников. В их сознании святой евангелист Марк запечатлевал образ Христа Победителя, торжествующего над вселенским злом. Первая победа Иисусова – над отцом лжи диаволом, тщетно искушавшим в пустыне Сына Человеческого. Поправ коварство врага, Спаситель властно изгоняет духов злобы, запрещая им терзать людей, – и вот целый легион бесов по слову Его входит в свиное стадо и рушится в море. Христос исцеляет человеческие болезни: очищает прокаженных, ставит на ноги парализованных, возвращает несчастным зрение, слух, дар речи, одновременно врачуя страшнейший душевный недуг – излечивая от греха. Перед Сыном Человеческим отступает и смерть: Он повелевает – и встает со смертного ложа усопшая дочь Иаира. Людей пугает буйство стихий, но вот и стихии смиряются перед Иисусом: повинуется Ему грозная буря, шествует Он по воде, как по твердой земле. Люди страшатся нужды, но Христос щедро наделяет телесной пищей тех, кто слушает слово Божие, несколькими хлебами и рыбами чудесно насыщает Он тысячи и тысячи голодных. Для следующих за Спасителем людей уже не остается ничего страшного в этом мире. Но ниспровергаемая Иисусом Христом ярится вселенская злоба, находя себе прислужников в лжеправедниках-фарисеях, лжемудрецах-книжниках, политиканах-иродианах. Коварство сынов погибели довело вочеловечившегося Сына Божия до Крестной смерти, но совершенное ими чудовищное богоубийство претворилось в окончательное торжество Христа Искупителя: преславное Его Воскресение, завершение спасения человечества от рабства диаволу, греху и смерти. Воскресший Господь возносится на Небеса, указуя людям путь в Царствие Божие. Так очерчены в Евангелии от Марка деяния Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Свое повествование святой Марк именует началом Евангелия (Мк. 1, 1), то есть как бы первой ступенью к высотам истинного богопознания. Действительно, вступающим на путь веры легче всего начинать изучение Нового Завета с Евангелия от Марка – с его красочностью, простотой, напряженным лаконизмом. Святой Марк уделяет больше внимания чудесам и знамениям, свидетельствам Божественной силы Христовой, чем глубинам Его учения. Но и здесь из уст Господних мы слышим, что составляет основу основ христианской жизни: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9, 35). И здесь мы слышим, как Спаситель заключает всю суть человеческой праведности в исполнение двух заповедей любви: любви к Богу и любви к ближним. Из океана Божественного Учения святой евангелист выделяет важнейшее, насущнейшее для человека. Это чистое духовное молоко, вкусив которое, христианин может устремиться к твердой пище высших истин.

Создавая Евангелие на основе рассказов Апостола Петра, святой Марк запечатлевал смирение своего наставника: здесь сказано многое о человеческих слабостях первоверховного Апостола, но нет деталей, подчеркивающих высоту его призвания, которые мы находим у других евангелистов. Нежная душа самого святого Марка проявляется в той бережной трепетности, с которой он описывает чудеса Христовы, совершаемые над детьми, приводит слова Спасителя: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10, 14). Высказывалось мнение, что Евангелие от Марка является руководством родителям-христианам для просвещения их чад или прямо обращено к детям. Конечно, и так можно толковать святую простоту этого повествования. Однако нельзя забывать сказанное Господом Иисусом: Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк. 10, 15). Суровым предостережением звучат эти слова для тех, кто ищет сложности там, где нужна детская чистота сердца, кто силится мудрствовать там, где нужна детская простота веры. Никакие высшие материи, никакие философствования и богословствования не спасут душу человека, если он не сумеет по-детски чисто и просто усвоить истины, преподаваемые Благовествованием от Марка.

Святому Марку, чистому и простому сердцем, выпал апостольский жребий проповедовать в краю изощренной языческой сложности. Он основывал Церковь Христову в Египте – стране древнейших магических ритуалов, изобиловавшей жрецами и чародеями, знатоками темной сатанинской премудрости. Он святительствовал в Александрии Египетской – центре античной цивилизации, кичившемся лучшей в мире библиотекой, славившемся философами, ораторами, литераторами, учеными всех направлений мирского знания. Но простота Апостола Марка оказалась сильнее этого нагромождения языческой магии и учености.

Руководимый Духом Святым, Апостол Марк проповедовал как власть имеющий – в непобедимой силе слов и деяний. Слава чудотворца сопутствовала ему. По одному слову святого Марка исцелялись болящие, бежали прочь лютые демоны – и падали кумирни, ниспровергались идолы, люди очищались и просвещались, крестясь во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Церкви в городах Египта множились, росли, крепли. Чтобы противостоять лукавым языческим мудрованиям, святой Марк основал в Александрии христианское огласительное училище, ставшее оплотом истинного просвещения, – из стен его впоследствии вышли великие учители и отцы Церкви: святители Климент и Дионисий Александрийские, Григорий Чудотворец.

Деяния святого Марка вызывали неистовый гнев язычников, видевших, как разоблачаются их ложь и злочестие. Наконец, разгоряченные оргиями в честь местного божка Сераписа, они дерзнули напасть на Апостола Христова. Толпа нечестивцев ворвалась в христианский храм, где святой Марк совершал богослужение. Язычники связали Апостола и поволокли ничком по улицам Александрии, вымощенным острыми камнями. Ночь страстотерпец Господень провел в темнице, где ему явился Сам Иисус Сладчайший с обетованием вечного блаженства в награду за краткие муки. На следующий день язычники снова стали влачить окровавленного святого Марка по улицам: среди этих страданий Апостол скончался, славя Господа, и чистая душа его отлетела в Царствие Божие. Нечестивцы хотели сжечь его тело, но знамения гнева Всевышнего: внезапный мрак, страшная гроза и землетрясение – заставили их в ужасе разбежаться. Христиане с честью положили тело Апостола Марка в каменную гробницу, над которой впоследствии был воздвигнут храм.

Крылатый многоочитый лев, реющий над Вселенной, возвещая Славу Господню, – таков символ святого Марка, богодухновенного Евангелиста, доблестного Апостола, великого святителя и чудотворца, мужественного страстотерпца Христова. Путь святого Марка – это путь человеческий, по благодати Божией выводящий из страха и слабости к подвигам, могуществу, вечной славе.

Как щедро вознаградил Сын Божий за слабый порыв любви, некогда увлекший юного Иоанна-Марка вслед за Иисусом в страшную гефсиманскую ночь! Как дивно Дух Святой преобразил этого робкого юношу, даровав ему духовную мощь и мудрость, львиную смелость и стойкость в испытаниях! Как ярко просиял в веках Апостол и Евангелист Марк – светоч всех поколений рода христианского! Будем же помнить, что Всещедрому Богу нужна только наша добрая воля, только искреннее наше стремление к Нему – и тогда наделит нас Господь всепобеждающей благодатью Своею.

И ныне, светло празднуя память святого Марка, просвещающего нас Светом Христовым, воспоем к нему в чаянии спасительных даров духовных: С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси апостоле, и языцы вся уловив Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, Божественное проповедав Евангелие. Аминь.

Владимир (Иким), митрополит Омский и Таврический

Закон Божий


Яндекс.Метрика