|
Пролог21 2015
Вознесение - наверное, один из самых таинственных и непонятных для обыденного сознания христианских праздников. Господь возносится от людей на Небо. Казалось бы, верующим надо скорбеть об этом расставании. Церковь, однако, празднует это событие как одно из двенадцати самых важных и радостных праздников. На самом деле, в церковном понимании праздника нет никакого противоречия. Христос в Своем Вознесении не оставил мир, наоборот поразительным образом Он стал еще ближе к людям. Вознесение Господа было завершением дела спасения человеческого рода. Спаситель сказал Своим ученикам: Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). Христос здесь говорит не только о Своей смерти за людей, когда Он был вознесен на Крест, но и о Своем славном Вознесении, когда в человеческом теле, истинный Бог и Человек, Он стал одесную (по правую руку) Отца – то есть, человеческая природа, вознесенная Христом, оказалась в непосредственной близости от Бога и почтена великой славой. Спасение людей было невозможно без того, чтобы Бог, ставший человеком, не вошел в самую глубину смерти, в твердыню ада, откуда Он вывел души всех ожидавших Его пришествия усопших. И прославление Сына Божия как Человека (славу как Бога, единородного от Отца, Он имел прежде бытия мира и времени) не могло произойти без этой победы над смертью. Митрополит Антоний Сурожский так пишет о боговоплощении: «Человек, оказывается, столь глубок, столь дивен, что он способен соединиться с Божеством, не сгорев в этом пламени, не погибнув от этой встречи». В событии Вознесения Бог показывает, что преображенный человек может действительно войти в Небесное Царство и стать одесную Бога. В этот день не столько Христос возносится на Небо, сколько Небо сходит на землю. В церковных таинствах человек во Христе обретает необыкновенную, самую трепетную и сокровенную близость к Богу, и Небесное Царство, тем самым, входит и в человеческую жизнь. Местом его обитания на земле стала Церковь, день рождения которой будет отмечаться спустя десять дней, в праздник Святой Троицы, Пятидесятницы. В последней беседе с учениками Иисус сказал им: Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел (к Отцу); ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин.16, 7). Именно об этом Своем славном Вознесении, по свидетельству церковной молитвы перед причастием, «обожившем», приобщившим к Богу и телесную природу человека, свидетельствует этими словами Спаситель. Уже перед Вознесением Христос, явившись Своим ученикам, сказал им: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 15-18). Обещание Христа совершенно исполнилось в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов. После этого Спаситель вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24, 50-52) . Указание евангелиста на великую радость показывает, что апостолы не воспринимали это событие как расставание. «Не Христос не хотел пребывать с апостолами, — пишет священномученик Фаддей (Успенский), — а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа». Христос возносится и для того, чтобы люди сами, по собственной свободной воле Его позвали, впустили Небо, в котором Он ныне пребывает и Своим человеческим естеством, в собственную жизнь. Принять Христа с радостным и открытым сердцем по примеру апостолов и призывает Церковь в этот великий праздник. |