В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

25 2014
25 мая - день памяти святителя Епифания Кипрского

Святитель Епифаний Кипрский относится к числу великих учителей Церкви эпохи, справедливо называемой Золотым веком православной патристики (святоотеческой мысли); времени, когда были сформулированы основные церковные догматы, разработан сам язык христианского богословия. Место святого в сонме этих прославленных богословов и церковных деятелей, может быть, не так заметно, но по-своему уникально, и его труды жизненно необходимы для раскрытия полноты православного вероучения. Особенный вклад Епифания Кипрского в развитие учения Церкви во многом определяется его жизненным опытом, в существенных моментах отличным от жизненного опыта большинства его современников и соратников.

Он родился около 315 года в еврейской семье селении Бесандука недалеко от города Элевтерополя, на юго-западе от Иерусалима. Конечно, нет ничего удивительного в том, что еврей по национальности стал великим христианским святым. Практически все апостолы и мужи апостольские, и вообще значительная часть святых первых христианских поколений были представителями еврейского народа. Были евреями и многие христианские святые более позднего времени: например, святители Кириак Иерусалимский и Иулиан Толедский, преподобный Константин Синнадский; еврейские предки были у преподобного Паисия (Величковского); среди Российских новомучеников можно вспомнить священномученика Михаила Шика и мученика Александра Якобсона. Однако, в отношении святителя Епифания дело было не в национальности, а в религии, которую исповедовали родители святого.

Согласно житию Епифания, они были глубоко религиозными иудеями, а иудаизм III века от Р.Х. уже далеко ушел от той религии, которую исповедовали ветхозаветные праведники. Избранный Богом народ в большинстве своем отверг столь ожидаемого им Мессию, Иисуса Христа, Сына Божия. Именно христиане, представители многих народов, уверовавших в Мессию, Сына Божия, в подлинном смысле этого слова стали «детьми Авраама», избранным народом Божиим, наследниками Ветхозаветной Церкви. Те же, кто по-прежнему считали себя богоизбранным народом, отвергнув Христа, стали крайне враждебно относиться и к Его Церкви.

В такой антихристианской среде и вырос будущий Кипрский святитель. Более того, он получил фундаментальное, специфически иудейское образование. Впоследствии оно пригодится в богословской и святительской деятельности Епифания, в первую очередь, для толкования Ветхого Завета и обличения современного ему иудаизма. Но в юношеском возрасте последовательное иудейское воспитание, казалось, могло стать непреодолимым препятствием для принятия христианства. Тем удивительней чудесное обращение Епифания.

Однажды по дороге в родное селение из Элевтерополя, где жил его учитель, святой увидел христианского монаха, по имени Лукиан, отдавшего нищему свою единственную одежду. Вряд ли какие-либо философские доводы могли тогда убедить религиозно подкованного и образованного юношу, но этот поступок, действительно, святого человека так поразил Епифания, что он, разговорившись с монахом, прямо спросил его: «А что же мне мешает стать, как ты, христианином?». Лукиан ответил: «То одно препятствует, что не хочешь. Если бы ты действительно желал, то был бы христианином». Епифаний не стал ждать, он тут же, не заходя домой, повернул назад в город, где и принял крещение. Вскоре святой отправился в знаменитые тогда египетские монастыри, где и принял иноческий постриг.

Люди часто оправдывают себя, что, дескать, они, конечно, пришли бы к вере, но в детстве они получили антирелигиозное воспитание, никто не водил их в храм, не учил молитвам, а теперь вроде как уже и поздно в себе что-то менять. На самом деле, в этих оправданиях много лукавства. Вера, как и сказал монах Лукиан, обративший Епифания,— это результат решительного выбора человека, усилия его свободной воли. Святой Епифаний увидел истину и в один миг обрел ее, несмотря на то, что многие годы его учили чему-то совершенно противоположному, — только потому, что, действительно, всем сердцем захотел ее обрести.

В Египте Епифаний познакомился со многими великими подвижниками, в том числе с преподобным Антонием Великим, его духовным отцом стал преподобный Илларион Великий. Впоследствии святой вернулся от Палестину, где недалеко от родного города основал собственный монастырь.

За строгую подвижническую жизнь Господь наградил Епифания даром чудотворений, по его молитвам исцелялись больные, из бесноватых изгонялись демоны. Интересно первое чудо святого: еще в Египте случилось однажды, что в монастырь, где подвизался святой, пришли умирающие от жажды путники. У иноков не было ни капли воды, источник был очень далеко (монастырь находился среди пустыни), а неразбавленное вино, которое хранилось в обители, могло лишь ускорить гибель умирающих. Тогда святой помолился и вино превратилось воду, совершив тем самым чудо, похожее на чудо, совершенное Спасителем в Кане Галилейской (только там необходимо было претворить воду в вино, в жаркой египетской пустыне требовалось противоположное).

В 367 году святой Епифаний был избран епископом о. Кипра. На своей кафедре, находившейся в городе Саламине, он пробыл почти 35 лет. Благодаря усилиям святого, на Кипре возникло множество монастырей, куда съехались монахи со всего мира, привлеченные любовью к этому святому человеку. По просьбе святителя Епифания деньги на строительство монастырей жертвовали богатые граждане империи, в том числе и известная константинопольская диаконисса Олимпиада, духовная дочь святителя Иоанна Златоуста. Духовный авторитет святителя был столь высок, что из разных частей Римской империи к кипрскому святителю разные люди, вплоть до патриархов и императоров, обращались за советами, и он отвечал им в письмах или специальных сочинениях.

За время епископского служения Епифанию Кипрскому довелось бороться со множеством ересей, обрушившихся на Православную Церковь: арианством, оригенизмом, ересью Аполинария. Именно в борьбе с ними родилось главное сочинение святителя «Панарион», дословно «ковчежец с противоядиями», в котором подробно разбирались 20 дохристианских и 80 христианских ересей. Эта книга не утратила своей актуальности и сегодня. Дело в том, что ереси повторяются. Человеческий ум за прошедшие века перебрал и испробовал все направления, в которых только можно отклониться от Истины. Перед лицом антихристианской или сектантской пропаганды православному христианину важно знать, что ложное учение, которое выдают, не важно, за последнее божественное, или достижение богословской науки, или сенсационное историческое открытие, — на самом деле, всего лишь, одна из многочисленных древних ересей, давно описанная и опровергнутая Церковью.

В последний год жизни святителя Епифания его по проискам императрицы Евдоксии и Александрийского патриарха Феофила вызвали в Константинополь на собор, который был созван для суда над великим святителем Иоанном Златоустом. Святитель Епифаний не пожелал быть участником беззаконного собора и покинул столицу. Во время плавания на корабле Святитель почувствовал приближение своей смерти, он преподал своим ученикам последнее наставление - соблюдать заповеди Божий и хранить ум от нечистых помыслов - и через двое суток скончался. Жители города Саламина с рыданиями встретили тело своего архипастыря и 12 мая 403 года с честью погребли в новой церкви, возведенной Святителем.

Сайт «Закон Божий»

Закон Божий


Яндекс.Метрика