В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

14 2012
Борьба за спасение

…Церковь является общиной исцеления. Почему? А потому, что Господь Иисус Христос ведь не только учил — что и продолжает делать Церковь, осуществляя Его служение в истории. Господь Иисус Христос исцелял, и не только физически больных, но и душевно больных, одержимых бесами. И Церковь продолжает служение исцеления. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, сказал Господь (см. Мф. 9:12).

А теперь давайте перенесем эту хорошо известную евангельскую тему в реальность церковной жизни. Если Церковь есть община исцеления, то какие люди в нее приходят — здоровые или больные? Ответ очевиден: люди больные. А вообще, есть ли у нас люди абсолютно здоровые? Таких людей нет, ведь даже если человек физически и умственно здоров, то наверняка есть какое-то внутреннее расстройство в его нравственной природе, в его духовном облике. И Церковь, являясь общиной исцеления, где исцеление подается силой Святого Духа, окормляет всех этих людей.

Но если Церковь есть община исцеления, то некоей аналогией из нашей жизни могла бы быть больница. Не санаторию, где выздоровевшие люди ходят по красивым аллеям парка, наслаждаются жизнью, радуются своему исцелению, а больнице следует уподобить Церковь — приемному покою, куда привозят людей с переломанными конечностями, истекающих кровью, от которых и запах идет, и выглядит всё так неприглядно и отталкивающе… Церковь можно сравнить с больничными палатами, переполненными людьми, где налицо скорбь и страдания; с операционной, где проливается кровь и куда не каждый войдет без риска потерять сознание…

Всё то же самое, только в духовной области, происходит и в Церкви. В нее приходят разные люди — грешные, кающиеся, желающие покоя, умиротворения, исцеления. Те, кто взирает на Церковь со стороны, критикуют Церковь за то, что не все в порядке. Но у хирурга, который только что сделал операцию, — как измазан кровью халат, как все неприглядно… А уж если хирург сделает ошибку? Мы знаем, чем это кончается и сколько критики обрушится на такого доктора. То же самое и в Церкви. Взгляд на Церковь со стороны как бы предполагает, что люди, критикующие Церковь, к ней не принадлежат, что они сторонние наблюдатели. А на самом деле чаще всего те, кто критикует, тоже крещеные люди, тоже со своими болезнями и со своими проблемами.

Иногда мы возмущаемся и говорим: ну как же люди так богохульничают, оскорбляют Церковь, бросают на нее тень? А кто это делает? Нередко это делают крещеные люди, то есть тоже духовно больные, тоже нуждающиеся в исцелении. И они — члены Церкви; может быть, не каждый это признает, но, если он крещеный, он член Церкви. В Церкви совершается тайна спасения — не прогулка по прекрасным аллеям, но тайна и борьба за человеческое спасение; и как много всего тяжелого, неприглядного может быть связано с этой духовной бранью!

Иногда в адрес Церкви, особенно ее служителей, обращают еще и такую критику, что вы, мол, не соответствуете идеалу. А разве идеал, особенно христианский идеал, может в полной мере осуществиться в жизни людей, без поправки на человеческую слабость, греховность? Такого не бывает. Идеалом христианства является Господь Иисус Христос, а в каждом человеке есть грех и есть слабость. Однако мы же не отвергаем помощь врача, если он не в полной мере соответствует врачебному идеалу, но при этом способен помочь. Вот так же и в духовной жизни: если священнослужитель и не в полной мере соответствует идеалу, но способен помочь, мы идем к нему и испрашиваем у него помощи и совета, и преклоняем главу свою под его епитрахилью, чтобы получить силой Божественной благодати оставление грехов.

Самая большая ошибка и самое большое заблуждение многих критиков — это смотреть на Церковь сверху вниз и со стороны и, подмечая некие несовершенства, строить на этих наблюдениях сокрушительную критику не только Церкви, но и самой веры. До скончания века Церковь борющаяся или, как говорили святые отцы, Церковь воинствующая — воинствующая с грехом — будет осуществлять свое служение. Никогда это не будет простым и комфортным делом, это всегда будет сопровождаться борьбой, и совершать в Церкви борьбу за человеческое спасение будем мы все. Все в прошлом и все в будущем причастны этому великому действу спасения человеческой души — и духовенство, и верующие люди. И важно, чтобы те, кто смотрит со стороны, осознали и свою сопричастность, и как можно быстрее пришли в храм Божий, и позицию стороннего наблюдателя сменили на позицию соучастника в великом деле духовного спасения рода человеческого, которое совершается в Церкви и через Церковь Божественной силой.

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси

Закон Божий


Яндекс.Метрика