В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

07 2013
7 июля - Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших

Святая гора Афон — единственная в мире республика, законодательством которой являются догматы и каноны Православной веры, гражданами – православные монахи мужского пола без национальных различий, а «президентом» можно назвать Саму Божию Матерь, именуемую «Игуменьей Святой горы».

 С самых первых веков христианства не прекращается на Афоне молитва ко Святой Троице. Духовный писатель и путешественник 19 века схиигумен Парфений (Агеев), в своем Похвальном слове афонскому монашеству пишет: «Сии воины делом исполнили сии Христовы словеса, до конца отверглись себя, и взяли крест свой, сиречь терпение, и идут вослед Иисуса Христа, на гору Голгофу, сиречь распяться миру, и до конца умертвить свои страсти, и погребстись во гробе смирения, и воскреснуть о Христе бесстрастием».

 Святая гора Афон расположена на территории Греции в области Халкидики, на узком полуострове, выдающимся в Эгейское море на 80 км и завершающимся горным пиком высотой 2033 м. Название «Афон» - догреческого происхождения. Так звали одного из мифических фракийских гигантов, который во время борьбы с богами бросил из Фракии на Посейдона огромную скалу, но промахнулся и каменная глыба упала на то место, где сегодня находится гора Афон.

Люди заселили Афонский полуостров в глубокой древности. Известны пятнадцать существовавших здесь городов, жители которых говорили на эллино-фракийском языке и были язычниками. Во время греко-персидских войн в 493 г. до Р. Х. рядом с Афоном потерпел крушение персидский флот, и через 12 лет царь Ксеркс во время греческого похода приказал прорыть для прохода своих судов в самом узком месте полуострова канал. Русло «Ксерксова канала» можно увидеть и сегодня в местности, носящей название Провлакас. С IV века до Рождества Христова, Афоном владели македонские цари. Зодчий Александра Македонского Динократ предлагал во славу царя высечь из вершины Афона статую Зевса так, чтобы на левой руке его был город, а на правой — водоем. Но Александр отклонил предложение, заметив, что жителям города нечего будет делать.

 Согласно афонскому преданию, вскоре после Вознесения Господа Иисуса Христа Афон удостоила посещением Пресвятая Богородица. Ее корабль, направлявшийся на Кипр, из-за морской бури причалил к афонскому берегу. При появлении Богоматери языческие идолы громко призвали жителей встречать «Марию, великого Бога Иисуса Матерь». Возвестив афонцам о Христе, Богоматерь сказала: «Cиe место да будет мне в жребий, данный мне от Сына и Бога, моего". Потом, благословив народ, прибавила: «Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди, Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступницею места сего и теплая о нем ходатаица перед Богом." Сказавши это, Матерь Божия, - отбыла из Афона на остров Кипр, для посещения праведного Лазаря»

 Около 44-го года мимо Афона проходил апостол Павел. Книга Деяний апостольских сообщает, что он проповедовал Христа жителям города Апполонии (совр. Иериссо), но безуспешно. Тем не менее к началу IV в. в Аполлонии уже было немало христиан; здесь пострадали мученики Исавр диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий, Перегрин и градоначальники Руф и Руфин. Окончательно христианство утвердилось здесь во времена равноапостольного Константина I Великого, когда в Аполлонию был поставлен первый епископ. В это же время появились первые храмы и на самом Афоне. Не исключено, что наряду с храмами здесь возникли и первые монастыри.

 Активно заселять Афон монахи стали с VII-VIII веков, когда в результате арабских завоеваний Византия потеряла земли Палестины и Егитпа. В XI-XII веках на Афоне уже более двухсот монастырей различного типа, населенных иноками разных национальностей: греками, грузинами, болгарами, русскими и сербами. По утверждению ряда историков количество афонских монахов составляло тогда 50000.

 Выдающаяся личность этого времени – преподобный Афанасий Афонский. На южной оконечности Афона он основал знаменитую Великую Лавру, существующую до сих пор и возглавляющую иерархию афонских монастырей. Благодаря преподобному Афанасию на Афоне стала доминирующей общежительная монашеская жизнь. Ему удалось привлечь на Афон своею святостью и мудростью монахов из всех частей христианского мира. При его поддержке, на Афоне был основан Иверский (Грузинский) монастырь, ставший центром грузинской культуры. Представление о Святой Горе, как центре вселенского православного монашества, стоящего выше национальных различий, — завещание преподобного Афанасия всем будущим поколениям афонских монахов.

 Духовный расцвет Афона продолжился в XIII-XV столетиях, хотя внешне это время изобиловало бедствиями. Афон опустошали латинские крестоносцы, построившие на границе Святой горы для более удобного совершения грабежей крепость — «Франко-кастро» (Замок Франков). Каталонские наемники сжигали на Афоне целые монастыри вместе с монахами, а позже последовали грабежи со стороны турок. Византийский император Михаил VIII преследовал афонских монахов из-за их сопротивления унии с Римом. Однако, несмотря на это, на Афоне расцветает одно из величайших мистических движений в Православной Церкви, известное сегодня под именем «исихазма» (от греч. «исихия» - покой). Это выражение обозначает состояние внутреннего покоя от действия греховных страстей и рассеянности мыслей и сосредоточенности посредством краткой молитвы – Господи Иисусе Христе, помилуй меня, — на созерцании Бога. «Когда благодать Святого Духа во время моей молитвы овладеет умом, — описывает сущность исихастского опыта великий Афонский святой Максим Кавсокаливит, — тогда молитва не действует; потому что, не имея своей собственной силы, ум в те минуты остается под влиянием Святого Духа; и Дух уже действует, вводя и изводя его в видения Божественные, осиявая его неизреченным светом, и по мере достоинства человека, доставляя ему свое утешение. В таком положении бывали святые пророки и апостолы и восходили до такой степени в созерцании откровений, что для людей казались исступленными или как бы упившимися. Как святой Исаия удостоился видеть Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окружаемого Серафимами (Ис. 6:1), или как Стефан Первомученик зрел небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:56), и прочее, точно так же и ныне рабы Христовы сподобляются различных видений, хотя некоторые и не верят этому, считая невозможным, а потому и думают, что это заблуждение, а не истина. И очень странно, что бедные люди не признают благодати Святого Духа, хотя она еще через Иоиля обещана Богом: излию, — сказал через него Бог, — от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать (Иоиль 2:28). Эту Божественную благодать и ныне дарует Христос всякому из верующих, и, как обетовал Сам, она не оскудеет до скончания века».

 Историки полагают, что зачинателем исихастского возрождения на Афоне был великий подвижник преподобный Григорий Синаит († 1346), который перенес эту традицию на Святую гору из монастырей Кипра и Синая. Личным руководством и писаниями Григорий организовал массовый подъем духовной жизни на Афоне. С этого времени Святая гора становится духовным и богословским центром Православной Церкви с решающим влиянием на весь православный мир.

 Через некоторое время образ жизни и учение исихастов подверглось осуждению со стороны последователей зарождавшейся в ту пору философии гуманизма и рационализма. На защиту исихастского учения о возможности единения человека с Богом выступил афонский монах-пустынник Григорий Палама, впоследствии архиепископ Фессалоник, который смог богословски обосновать и утвердить действительность «обожения». Святителя Григория поддерживал весь Афон. Важнейшим итогом полемики стал «Святогорский Томос» — манифест исихастского движения с изложением всех его главных богословских пунктов, составленный афонским монахом Филофеем Коккиносом, будущим Константинопольским Патриархом.

 Значение Афона в этот период видно и из того, что большинство Вселенских Патриархов были монахами Святой Горы. Вот имена нескольких из них — авторов ряда важнейших для православной духовности литературных произведений: Патриарх Каллист I-й, автор «Жития пр. Григория Синаита» и других творений, частью не изданных до сих пор. Уже упомянутый Филофей Коккинос, крещеный еврей, биограф святителя Григория Паламы и других современных ему святых; замечательный богослов-исихаст Каллист II-й, который в конце XIV века составил совместно с Игнатием Ксанфопулом выдающееся руководство исихастской жизни, не потерявшее своего значения и жизненности даже до настоящего времени. К афонским писателям моно отнести и бывшего византийского императора Иоанна Кантакузина. После своего отречения от престола он принял монашество в монастыре Ватопеде под именем Иоасаф. Он оставил выдающуюся историю «исихастского» периода, и ряд богословских трактатов такой ценности, которую трудно ожидать от писаний бывшего императора. Дочь императора Иоанна Кантакузина в одном из писем характеризует афонских иноков как «весьма сияющих на божественной Афонской горе, священном граде Божием, подвижничеством в добродетели и единением с Богом, и, хотя облечены в плоть, освобождены от нее, будучи наполнены Божественными Осияниями».

 После падения Византийской империи в 1453 году на Святой Горе начинается некоторый упадок. Святость, однако, продолжала процветать там, и у нас есть много святых этого периода: преподобные Нил Мироточивый (XVII в.), Иерофей (XVII в.), Акакий Новый Кавсокаливит (XVIII в.) и другие. Турецкое иго порождает новый тип афонской святости – мученичество. Как правило мучениками становились те христиане, которые в силу разных обстоятельств переходили в ислам, но затем, раскаиваясь, вновь открыто исповедовали себя христианами и предавались за это смертной казни. Мучениками были и афонские монахи, и миряне, которые вдохновлялись на мученичество монахами и готовились к нему в святогорских монастырях.

 Новый период расцвета начался на Афоне во второй половине XVIII века. Он связан с именами трех выдающихся личностей: святителя Макария, бывшего епископа Коринфского, преподобного Никодима Святогорца и Афанасия Парийского. Они стремились восстановить древнее духовное созерцательное предание, почти забытое на Афоне за время турецкого владычества. Эти подвижники считали, что главнейшим путем для достижения христианского совершенства является изучение святоотеческих произведений, делание «Иисусовой молитвы» и частое причащение Святых Таин. Никодим Святогорец и Макарий Коринфский стали составителями самого важного литературного произведением этого периода — «Филокалии», или по-русски «Добротолюбия», аскетико-мистического сборника, изданного в Венеции в 1782 г. Произведения, вошедшие в эту хрестоматию, долгое время были погребены в неизданных рукописях афонских библиотек. Замечательно, что святые Никодим и Макарий адресовали «Добротолюбие» не только монахам, но и вообще всем христианами, «желающим соответствовать своему призванию». Скоро этот сборник был переведен на славянский и румынский языки и стал основой так называемого «филокалического, или второго исихастского, возрождения» во всех православных странах, и в особенности в России, где «Добротолюбие» неоднократно переиздавалось. Первый славянский перевод осуществил преподобный Паисий Величковский, выдающийся подвижник XVIII столетия. «В его лице, — пишет биограф старца Паисия, — удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело – исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы». Жизнь преподобного Паисия ярко освещает всеправославное значение Афона для духовной жизни этого периода.

 Духовными чадами Паисия Величковского были знаменитые старцы Оптиной Пустыни, влияние которых распространялось не только на монашество, но и на широкие круги мирян, включая таких лиц как Достоевский, Гоголь, Киреевский, Толстой. Знаменитый русский писатель, философ и дипломат Константин Леонтьев, бывший скорее, язычником в первую часть своей жизни, стал горячим православным после посещений Святой Горы в шестидесятых годах XIX столетия. Об этом он оставил воспоминания под названием: «Мое обращение и жизнь на Святой горе Афон». Леоньтев умер послушником Троице-Сергиевой Лавры. Нечто подобное происходило и в Греции. Двое выдающихся греческих писателей, Александр Пападиамандис († 1908) и Александр Мораитидис († 1930), испытали сильное влияние афонских монахов, как в своей жизни, так и в писаниях. Мораитидис, в особенности, был глубоко религиозным человеком и в старости принял монашество. Его духовником был афонский монах по имени Дионисий. Таким образом , источником духовного обновления русской духовной жизни XIX века стал Афон конца со святыми Макарием Коринфским и Никодимом Святогорцем во главе.

 «Русская» глава составляет особую страницу Афонской истории. Появление на Афоне «русских» монахов относится к древнейшему периоду истории Святой Горы. Под одним из Афонских актов 1016 г. стоит подпись Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Росов». «Повесть временных лет» сообщает, что Афон посетил преподобный Антоний Печерский, который был там пострижен в монашество и отправлен обратно в Киев, где основал Киево-Печерскую лавру.

 Первым русским монастырем на Афоне стала обитель «Древодела», или по-гречески Ксилургу. Актом 1169 г. русской монашеской общине Ксилургу по просьбе ее настоятеля Лаврентия был передан на все последующие времена пришедший в упадок монастырь, возникший в X в. и освященный во имя великомученика Пантелеимона. Этот монастырь до настоящего времени является основной русской обителью на Афоне. На рубеже XII-XIII вв., среди братии Руссика было много сербов. В Пантелеимоновом монастыре в 1191 или 1192 г. принял монашеский постриг сын основателя сербского государства, Великого сербского жупана Стефана Неманя - Растко, будущий святитель Савва Сербский.

 В XIV-XV на Св. Горе подвизались будущие основатели русских монастырей: преподобные Сергий Нуромский († 1412), Иларион, игумен новгородского Лисицкого монастрыря, Дионисий Царьградский, архимандрит Спасо-Каменного монастрыря (в 1418-1425 гг. архиеп. Ростовский), Досифей, архимандрит нижегородского Печерского монастрыря, Арсений Коневский († 1447). Афонским иноком был митрополит Московский святитель Киприан. На Афоне бывал известный агиограф, автор жития Сергия Радонежского, Епифаний Премудрый. В 1420 году Зосима, инок Троице-Сергиева монастыря, совершил путешествие на Святую гору и составил список 20 афонских монастырей.

 Благодаря афонскому влиянию в духовной жизни русских обителей в конце XV-XVI вв. произошли важные изменения: общей тенденцией келейного молитвенного правила стало стремление к «умному деланию», «умной молитве», возникла новая для Руси форма организации монастыря — скит (первым русским скитом, по своему устройству близким к афонским скитам, была Сорская пустынь, основанная преподобным Нилом(† 1508), русским монахом, прожившим значительное время на Афоне.

 На рубеже XIV-XV в. участились приезды по разным поводам на Русь афонских монахов. Святогорский инок-серб Пахомий Логофет, прибывший на Русь около1438 г., составил целую эпоху в литературном творчестве, прежде всего в агиографии и гимнографии. В 1439 г. по вопросу о заключенной на Ферраро-Флорентийском Соборе церковной унии великий князь Василий II Васильевич (Тёмный) обменялся посланиями с афонскими старцами, позиция которых в значительной мере определила и отношение Русской Церкви к унии. Ярким свидетельством авторитета Святой Горы для Руси может служить составленная в конце XVI в. «Выпись о втором браке Василия III», в которой решения афонского монашества по поводу развода и повторного брака великого князя рассматриваются как равнозначные мнению Патриархов. В XVII в. в царствование Алексея Михайловича в Москву с Афона прибыли копии чудотворных икон Божией Матери - Иверской «Портаитиссы» (Вратарницы) и Хиландарской «Троеручицы», выполненные в размер оригинала.

 Афонские иноки оказывали активную поддержку православным Юго-Западной Руси в их борьбе против засилья католичества и унии. Князь Курбский получил с Афона список одну из антикатолических книг, которую составляли переводы сочинений святителей Григория Паламы и Николая Кавасилы. В 1621 г. в Киеве на Соборе, где вырабатывались меры по утверждению Православия, было принято решение, «чтобы русских, искренно расположенных к добродетельной жизни, посылать на Афон, как в школу духовную».

 В XVIII в. по ряду причин русский Пантелеимонов монастырь на Афоне стал переживать материальный упадок, так что в начале XIX в. афонская администрация предложила Константинопольскому Патриарху Каллинику V исключить Руссик из числа святогорских монастырей. Однако Патриарх отказался закрыть обитель и особой грамотой предписал восстановить Пантелеимонов монастырь, назначив опытного старца и возобновив в обители общежитие.

 XIX в. стал расцветом русского монашества на Афоне. К началу XX в. на Афоне подвизались уже около 4800-5000 русских иноков, в то время как греков было около 3900-4000. Пантелеимонова обитель своими размерами напоминала небольшой город. Самым знаменитым подвижником этого периода был преподобный Силуан. Сегодня его почитают не только в России, но и в Греции, Малой Азии, в Чешской Республике, Румынии, в странах бывшей Югославии, в Сирии, Палестине, Ливане, Египте, Италии, США. Этот выходец из крестьян оставил записки, поражающие высотой и утонченностью богословской мысли самых искушенных интеллектуалов. «Кто познал любовь Божию Духом Святым, тот не знает покоя ни днем ни ночью, и хотя изнемогает тело и хочет лечь на койку, но и на койке неутомимая душа всею силою влечётся к Богу, Отцу своему. Господь сроднил нас. «Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, да будут и они в Нас едино» (Ин. 17, 21). Так Господь Духом Святым творит из нас единую семью с Богом Отцом», — говорил старец Силуан. Его жизнеописания и сочинения были обнародованы его учеником – схиархимандритом Софронием (Сахаровым, † 1993), также одной из влиятельнейших духовных личностей Афона XX в., основателем православных монастырей в Англии.

 В советские годы число русских святогорцев значительно сократилось. Пантелеимонов монастырь беднел и разрушался. Только в 80-е годы ХХ века количество насельников обители стало увеличиваться. Сегодня Руссик ведет активные восстановительные работы, в нем проживает около 60 русских монахов, однако по действующему законодательству все они имеют греческое гражданство.

 Современный Афон привлекает не только православных христиан, стремящихся удовлетворить здесь свои духовные интересы. Для многих посетителей Святой Горы она — чудесный живой музей, где веками ничего не меняется, где воскресает не только образ, но и запах, и вкус древних времен, где раздаются звуки била, слышится старинное пение, где обедают за каменными столами под благословляющими взглядами ликов, глядящих с древних фресок трапезной. Ученые, исследователи и писатели, просто любители старины иногда приезжают сюда как в Лувр, или как в музейные архивы и запасники. Монастыри представляют собой уникальные архитектурные памятники, в монастырских библиотеках хранятся тысячи древних рукописей и уникальных книг, иконы и фрески XI века, императорские и архиерейские одежды, золотые и серебряные сосуды, подаренные царственными Комнинами, Палеологами, Неманичами, Романовыми, целые горы археологических находок. Здесь отражена вся история православного мира.

 В начале XXI века Афон, несомненно, переживает новый расцвет. «В течение последних 30 лет, — пишет современный афонский монах и писатель Моисей, — происходит неуклонное возрастание святогорской братии, пополняющейся за счет молодых и образованных людей, приезжающих на Афон со всех районов Греции, а также из-за рубежа. Среди причин притока молодых монахов на Св. Гору можно выделить как общий кризис современного мироустройства, поколебавший духовно-нравственные основы общества, частичное обмирщение церковно-приходской жизни, а также возросший интерес к творениям отцов-аскетов, св. тайнозрителей Церкви, к жизнеописаниям прославленных подвижников и монахов. Этому способствовали многочисленные издания книг, живое присутствие богопросвещенных старцев на Св. Горе, сохранение подлинно монахолюбивого духа среди православных мирян. Поиск совершенства, великая любовь к Богу, призвание к самоотверженному служению приводят молодых людей на Афон Это явление не может не радовать каждого добролюбца и составляет одну из надежд Вселенского Православия. Слава Святой Горы достигла всех уголков мира. Кроме монахов из традиционно православных стран - России, Румынии, Болгарии, Сербии,- населявших Св. Гору с самого начала на ней монашеской жизни, сегодня на Афоне есть монахи со всех континентов. Впечатляющий пример тысячелетнего мирного сожительства и доброго сотрудничества монахов делает священный Афон истинным вселенским центром братского союза православных всех стран и народов».

 Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал о всех афонских иноках, носителях идеала православного подвижничества: «Велик подвиг их веры, ибо обрели они нетленные сокровища Духа, даруемые свыше от Отца Небесного, чем и прославили Святой Афон - остров сугубой молитвы и благочестия».

Cайт "Закон Божий"

 

Закон Божий


Яндекс.Метрика