|
Пролог23 2014
От кого происходил Святитель Василий и где родился — неизвестно. В церковных песнопениях имеются лишь некоторые указания на то, что духовное его рождение началось с самого младенчества освящением свыше во святом крещении. Святитель Василий, епископ Рязанский Первые подвиги его начались в Муроме, где будущий Святитель принял иночество, возрастая с годами в смиренномудрии и кротости. Но Промысел Божий готовил ему высшую степень церковного служения. Желая иметь в Муроме епископа, князь Георгий Ярославич избрал приблизительно в 1284 — 85 году Св. Василия — мужа праведного и благочестивого — епископом. Незлобивый и смиренный, святитель Василий с ревностью истинного служителя Христова начал заботиться о народе муромском: рассеянных варварским нашествием собирал воедино, укреплял верою, утешал твердым упованием на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. Но враг рода человеческого не дремал. Ненавистник добра и истины, задумал он омрачить славу добродетеля и употребил свои козни, чтобы привести народ муромский в заблуждение. Диавол принял образ девицы и показался из окошка Св. Василия. И поверили муромляне, что епископ держит у себя в келии девицу. Тщетно оправдывался в своей невиновности Святитель. Народ все с большей яростью кричал, и ни одного не нашлось, кто бы смилостивился над владыкой. Мятеж усилился, и решили муромляне изгнать епископа из города. Святитель Василий попросил дать ему время до трех часов утра. Совершив всенощное бдение, невинный праведник всю ночь со слезами молился в соборе святых Бориса и Глеба. Утром, отслужив литургию, из собора пошел он в храм Благовещения Пресвятой Богородицы, где молился пред образом Божией Матери, принесенном в Муром из Киева святым благоверным князем Константином. С упованием на Заступницу Усердную взял Святитель икону и пошел к Оке. Провожая епископа, вельможи и жители Мурома приготовили ладью, но святитель Василий, остановившись с образом Божией Матери на берегу Оки, снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее со святым образом и «несен был духом бурным». Так оправдал Бог невиновность праведника пред лицом народа, несправедливо изгнавшего его. Так посрамил козни врага, искавшего погибели душ христианских. Шесть часов продолжалось шествие Святителя Василия по водам Оки и Трубежа. К вечерне принесен был он в Старую Рязань, где пребывали в то время князья Феодор и Константин Романовичи. Дивный Промысел Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к городу Святителя Василия. Предание повествует, что рязанцы перед самым появлением Святителя собрались в храм к вечернему богослужению. Диакон, выйдя из алтаря на амвон, первым увидел Святителя и потому вместо обычного возглашения «Благослови, Владыко», воскликнул: «Владыка грядет, сретайте его». Священство с крестами, князь Феодор с боярами и всем народом поспешили на берег Оки навстречу епископу. Святитель Василий, в сопровождении князя и народа, вошел в соборный храм и отслужил там вечерню. С того времени епископская кафедра утвердилась в Рязани, в Муроме же была упразднена, а самих муромлян народное слово заклеймило прозвищем «святогоны». Постоянным местопребыванием епископа стала Старая Рязань, а потом, Переяславль Рязанский, и в титуле Святитель стал именоваться Рязанским и Муромским. Казалось, что после скорбей изгнания Святитель Василий должен был успокоиться в новом престольном граде, где его с радостью встретили князь и народ. Но ни ему, ни граду, ни народу не суждено было обрести мир и радость. То было время опустошительных набегов на Русскую землю татарских полчищ. Древнейший город Рязань навсегда исчез во время набега воина Элортая, сына Тимура-Хозерова. Вместо престольного града Рязани в 29 верстах от древнего возник новый и назван был Переяславль Рязанский. Рязанские князья, найдя себе в новом граде покой и защиту, старались укрепить его и украсить храмами, замечательнейшим из которых является Борисоглебский собор (хотя много раз и перестраивавшийся). Предание гласит, что в Переяславль Рязанский святитель Василий под покровом своей избавительницы — Муромской иконы Богоматери — прибыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии к церкви святых Бориса и Глеба. Здесь он основал новую епископию, и с того времени храм святых князей-страстотерпцев сделался соборным. Вслед за епископом сюда приехали и князья. Таким образом, Святителя Василия можно считать основателем Рязани как столицы княжества. Предполагают, что в нынешнюю Рязань Святитель Василий переселился в 1291 году. Но недолго продолжалось служение Святителя Василия в Переяславле Рязанском. Огорчения, которые он претерпел при изгнании из Мурома, великие труды, скорби и печали страждущего под татарским игом народа сократили жизнь заботливого отца, и 3/16 июля 1295 года Святитель Василий переселился в вечные обители. Святые останки его были погребены при Борисоглебском соборе. Более трехсот лет почивали они в земле при храме, и в смутное время, в царствование Василия Иоанновича Шуйского, были обретены нетленными. В тяжкое для России время смуты архиепископ Феодорит открыл их и с подобающей честью перенес из Борисоглебского в Успенский (ныне Христорождественский) собор в кремле. Случилось это 10 (по новому стилю 23) июня 1609 года. Святые мощи Первосвятителя Василия были положены под спудом на левом клиросе у иконостаса. Вот как об этом сказано в службе Святителю Василию: «...исполнился град Переяславль радования духовнаго и стекошася вся живущий в нем князи же и бояре, весь освященный собор и вси православние люди, благодати освящения сподобитися и исцеления недугам прияти желающие». Новое место упокоения святых мощей можно считать благословенным, так как впоследствии, когда храм перестраивался, оттуда вышло пламя, как бы предупреждая о неугодности изменения места нахождения святых мощей. Обретение мощей Святителя Василия и перенесение их положило начало его торжественного прославления на Рязанской земле. С того времени рязанцы почитают своего Первосвятителя в лике святых, называя «присным своим заступником», «в скорби и напасти помощником». Молитвам Святителя Василия приписывают рязанцы спасение своего города от отряда запорожцев в 1618 году. Отряд из числа войск Сагайдачного, под предводительством Дорошенко и «товарищей его», разорил много городов, сел и посадов Рязанского края. Но на подступе к Переяславлю Рязанскому многие запорожцы были побиты. Случилось это через девять лет после обретения мощей Святителя Василия. При архиепископе Рязанском Моисее, в 1638 году, над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ей помещена Муромская икона Божией Матери, имеющая еще одно название — «Моление святого Василия». Известно, что в это время в рязанских храмах уже свершались молебны святому. 10 июня 1645 года, также при архиепископе Моисее, впервые совершалось празднование в честь перенесения мощей Святителя Василия. Усердным почитателем Первосвятителя Василия был архиепископ Рязанский — священномученик Мисаил. По его благословению в 1653 году на большой серебряной водосвятной чаше была сделана надпись: «Сия чаша в Переяславль Рязанский в соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба и иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского, чудотворца». Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов), в бытность епископом Рязанским (1752-1757), составил службу Святителю Василию. При нем же над мощами святого была устроена новая гробница наподобие раки с иконой Спасителя. В 1782 году рака над мощами угодника Божия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым). В 1871 году архиепископ Алексий (Ржаницын) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебском храме в день памяти святителя Василия, 3/19 июля, положив начало этому празднику. А при архиепископе Палладии (Раеве), в 1881 году, Указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти Святителя Василия: 3/16 июля — в день блаженной кончины, и 10/23 июня — в день перенесения его святых мощей. Глубоко чтил рязанского Первосвятителя и священномученик Иувеналий. Молитвенно обращались к нему рязанцы и в страшные военные годы. ...Шла Великая Отечественная война. Немцы бомбили город Скопин, дошли до Михайлова. В Рязани, в поселке Никуличи, была расквартирована часть Сибирского полка. В рязанском кремле, под Успенским собором, устроили пороховой склад. Склад находился под охраной. Узнавшие об этом немцы пытались бомбить кремль, но — о чудо! — бомбы не попадали на территорию кремля, наиболее видимого с высоты объекта. Когда фашисты захватили город Михайлов, в Рязани объявили об эвакуации. Узнав об этом, православные верующие собрались в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», единственном действующем в городе, и молились Спасителю и Пречистой Его Матери о спасении града своего и Отечества. И вдруг во время богослужения в храм вбежала растрепанная, очень взволнованная женщина. «Православные! — кричала она. — Мне было видение: Святитель Василий сказал, что город наш будет спасен от фашистов» - и со слезами припала к иконе Святителя Василия. Не все верующие восприняли весть серьезно: слишком велика была опасность, и некоторые воинские части под Рязанью уже получили приказ отступать. Но случилось чудо: отступать пришлось немцам. Так милосердием своим, дерзновением своим пред Господом покрыл наш заступник богоспасаемый свой град. И возблагодарили рязанцы Господа и Первосвятителя Василия. Время не охладило благоговейного и усердного почитания Святителя Василия в народе, ибо «праведники во веки живут». И ныне, как никогда, нуждаются православные Рязани в его теплых богоугодных молитвах. И потому возносят к нему свой — пусть слабый и немощный — глас. Каждую среду вечером в кафедральном соборе святых Бориса и Глеба Первосвятителю Василию Рязанскому совершается акафистное пение. Он и теперь молится за народ рязанский и у Господа испрашивает для него защиту и блага, свидетельством чему многочисленные чудеса, совершаемые по молитвам святого. У своего Первосвятителя испрашивают рязанцы благословения на всякое благое дело, а, отправляясь в путь, верят, что Святитель Василий на суше спасает от напасти, а на воде — от потопления. |