В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

27 2016
27 июня - день памяти святого пророка Елисея

27 июня - день памяти святого пророка Елисея

Пророк Елисей (IX в. до Р.Х.) был учеником пророка Илии и непосредственным продолжателем его пророческого служения. Во многом Елисей, «человек Божий», как он называется в Священном Писании, остается как бы в тени своего великого учителя. Действительно, Илия занимает особенное место среди ветхозаветных пророков: не случайно, он был живым вознесен на небо (такой награды удостоился еще только один праведник, Енох), вместе с Моисеем беседовал со Христом во время Его Преображения на горе Фавор и, по церковному преданию, явится еще раз на землю перед Вторым пришествием Спасителя, чтобы своими чудесами и проповедью противодействовать Антихристу и принять мученическую смерть. Но и служение пророка Елисея было совершенно уникально и важно в истории ветхозаветной Церкви.

Как пишет святитель Василий Селевкийский, Елисей не столько словами, сколько делами и самой своей жизнью пророчествовал о Христе. Само его призвание к пророчеству во многом стало прообразом начала евангельской проповеди апостолов. Когда пророк Илия проходил мимо, Елисей пахал на волах свое поле. И тут Илия совершил загадочный, на первый взгляд, непонятный и бессмысленный поступок: он набросил на Елисея свою милоть, накидку из козьей шкуры. Елисей, однако, сразу понял смысл этого пророческого жеста и пошел за Илией, попросив у него лишь проститься с родными и принести в жертву Богу тех двух волов, на которых он пахал (3 Цар. 19, 19-21).

Елисей, отрекшийся от своей прежней жизни (а, по церковному преданию, ему было уже сорок лет) и по одному даже не слову, а трудно понятному намеку Илии отправившийся на пророческое служение, являет собой образ апостолов, которые поступили также и, «оставив всё», последовали за Спасителем (Лк. 18, 28). Как Елисей, оставив волов и пашню, тотчас пошел за Илией, так и апостолы Петр и Андрей, а за ними Иоанн и Иаков, бывшие рыбаками, услышав призыв Христа «идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1, 17), «тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним» (Мк. 1, 18).

Именно эта готовность всецело подчиниться воле Божией, по словам святителя Кирилла Иерусалимского, и позволила Елисею по силе не только сравняться со своим учителем, но и получить от Господа дух пророчества и чудотворений вдвое больший, чем у Илии (4 Цар. 2, 9). Но прежде, чем обрести пророческий дар, Елисей долго как слуга сопровождал Илию. Лишь при вознесении на небо Илия сбросил на своего ученика милоть. Подняв ее Елисей получил силу и дар чудотворений Илии. Святоотеческие толкования указывают на это событие как на прообраз Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух и они получили силу совершать чудеса и возвещать Евангелие по всему миру. Тогда исполнилось обещание Спасителя: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12). Апостольское преемство у православных епископов, подобно пророческому преемству Илии и Елисея, сохраняется и до наших дней и через них в таинстве миропомазания дары Святого Духа даются и каждому христианину.

Пророческое служение Елисея длилось более 65 лет. Он пережил шесть израильских царей (от Ахаза до Иоаса). Это было трудное время в жизни еврейского народа, незадолго до этого разделившегося на два царства Иудейское и Израильское, — его подстерегали опасности как от внешних врагов и от внутренних междуусобиц, так и от многочисленных отступничества от истинной веры царей и народа. Как и его учитель, пророк Елисей и смелыми речами, и чудесами бесстрашно противостоял неправде, как сказано в Писании «во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его» (Сир. 48, 13).

Святой пророк сотворил многочисленные чудеса: разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии (4 Цар. 2, 14); сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника (4 Цар. 2. 21); поразил слепотой сирийское войско, направлявшееся для разорения Израиля и Иудеи (4 Цар. 6, 18); избавил бедную вдову от голодной смерти, чудесным умножением масла в сосуде (4 Цар. 4, 1-7), чудесно насытил 20 ячменными хлебами и небольшим количеством зерен 100 человек, причем «они насытились, и еще осталось» (4 Цар 4. 42-44) , ср. евангельское умножение хлебов (Лк 9. 12-17) и другие. Однако из всех этих чудес Церковь особо выделяет одно чудо, в котором пророк Елисей явился прообразом Христа, Сына Божия ставшего человеком и спасшего человеческий род от власти греха и смерти.

Рассказ об этом чуде читается на вечерне Великой Субботы, накануне Пасхи, на одном из самых важных богослужений. Эта история при всей своей богословской значимости еще и по-человечески трогательна и литературно совершенна: в ней простыми словами передается действительная трагедия человека, его душевные метания от смутной надежды до отчаяния, и счастливое чудесное разрешение. Однажды пророк пришел в город Сонам, и одна богатая женщина очень приняла его в своем доме. Елисей решил отблагодарить ее за гостеприимство. Узнав, что благочестивая сонамитянка не имеет сыновей, он обещал ей: «через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына» (4 Цар. 4, 16).

Женщина не поверила словам пророка, поскольку ее муж уже был стар. Однако, по молитвам Елисея чудо свершилось, и уже на следующий год сонамитянка родила сына. Насколько велика была радость от рождения долгожданного и уже не чаянного наследника, настолько ужасающим оказалось горе, которое уже вскоре настигло несчастную мать. Ребенок подрос и однажды, во время жатвы пошел в поле к своему отцу. Возможно, по дороге мальчик получил солнечный удар. В рассказе Священного Писания передается лишь прямая речь ребенка: «И сказал [он] отцу своему: голова моя! голова моя болит!» (4 Цар. 4, 19). Отец отправил со слугами сына к матери, на коленях у которой ребенок и умер.

Женщина тут же отправилась к Елисею. Она схватилась за ноги пророка и сказала ему: «просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: "не обманывай меня"?» (4 Цар. 4, 28). Трудно сказать, что было больше в ее словах: бездонного горя, отчаяния и обиды или все-таки надежды на немыслимое чудо. Пророк, однако, вселил надежду в несчастную женщину. Он послал своего ученика Гиезия, дал ему свой посох и приказал возложить этот посох на умершего мальчика. Тут вера соманитянки претерпела еще одно тяжелое испытание. Гиезий сделал всё, что ему было приказано, но ребенок не воскрес. Богу было угодно, чтобы мальчик вернулся к жизни иначе. Сам Елисей пришел в дом самонитянки, «и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем» (4 Цар. 4, 33-34), т.е. как бы символически слился с ним, стал с ним единым целым, чтобы жизнь, которая в нем, перетекла в умершего. И мальчик воскрес.

По толкованиям святых отцов, пророк Елисей здесь был прообразом Христа. Конечно, действия пророка были только символом: Бог единственный податель жизни, и ни один человек не может своими силами вырвать другого человека из власти смерти. Как Елисей должен был стать (просто физически) предельно близок к сыну самонитянки (а самом деле, это — мужественный поступок: страшно вот так «уста к устам» и «глаза к глазам» приблизиться к трупу), так и Христос стал предельно близок к каждому человеку, Сам стал человеком, вошел Своим божеством в зараженную смертью человеческую природу и исцелил ее Своею смертью за человеческий род и воскресением. Вот почему отрывок (паремия) из Книги Царств о воскресении пророком Елисеем сына самонитянки читается накануне праздника Христова Воскресения.

Сайт «Закон Божий»

 

Закон Божий


Яндекс.Метрика