В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

03 2014
3 июля - день памяти святого праведного Николая Кавасилы

Святой праведный Николай Кавасила – одна из крупнейших фигур православного богословия XIV в. Он не был монахом, не имел священного сана, современные церковный историки относят его к «славной восточной традиции богословов-мирян», известными представителями которой были византийские императоры Юстиниан, Лев VI Мудрый, Иоанн Кантакузин, историк и богослов Никита Хониат и многие другие. Своими писаниями, и своей жизнью святой Николай учит, что совершенство во Христе достижимо не только в пустыне, не только в монашестве. Напротив, можно, оставаясь в своем доме и исполняя свой профессиональный долг — и даже, как сам Кавасила, занимаясь политикой — жить то же время полной жизнью во Христе.

Николай Кавасила родился в Фессалониках в начале XIV в.Он принадлежал к знатному роду, представители которого заметны в истории Византии с XI в. Три его дяди были архиереями, наиболее известен среди них Нил Кавасила, архиепископ Фессалоник в 1361—1363 годах, богослов, автор ряда полемических сочинений против католиков-латинян.

Положение позволило Кавасиле получить хорошее образование. Он изучал философию, грамматику, риторику, а также естественные науки, из которых особенно интересовался астрономией.

В 30-хх годах в Византии начинаются споры вокруг учения исихастов, утверждавших реальность богопознания и возможность обожения человека во Христе, в то время как их оппоненты считали, что Бог абсолютно непознаваем и лишь иногда подает некие мистические «озарения», которые, впрочем, недоказуемы и никому не сообщимы.

В этом споре святой Николай Кавасила был на стороне исихастов. В те годы его духовным руководителем являлся ученик преподобного Григория Синаита Исидор Бухир, будущий Константинопольский Патриарх, которому святой Синаит некогда дал такое наставление: «Жить не в пустынях и не в горах… но в миру, (чтобы окормлять) тех, кто и там живет (стремится к совершенству) подобно монахам». Позднее, уже в начале 1350-х годов Кавасила дискутировал о природе Фаворского света с противником исихастов Никифором Григорой, о чем последний пишет в своей книге.

В последующие годы Николай Кавасила активно участвует в политической и религиозной жизни Византии. Он является секретарем и советником императора Иоанна Кантакузина, занимается дипломатической работой. Во время гражданской войны 1341—1347 гг. между сторонниками Кантакузина и Палеологами, он поддерживает первых и сам едва спасается от смерти во время резни знати в Фессалониках. Император Иоанн Кантакузин характеризовал святого Николая, как человека имеющего высокую мудрость, и «любомудрого делом», то есть образованного и мудрого мужа, сочетающего в мирской жизни христианский аскетизм с утонченным образованием и научным творчеством. В 1347 году по поручению Кантакузина Кавасила сопровождал новоизбранного архиепископа Фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру. После того как солуняне не приняли святителя, Палама и Кавасила вместе направились на Святую Гору Афон, где прожили один год.

О выдающихся дарованиях и авторитете Николая Кавасилы свидетельствует тот факт, что в 1353 году, когда пустовал патриарший престол Константинополя, архиерейский собор в числе трех кандидатов в патриархи выдвинул и мирянина Кавасилу.

Сведения о дальнейшей жизни святого скудны. Есть предположение, что он проживал мирянином в каком-то монастыре, где работал над богословскими произведениями. Дату его кончины историки полагают иногда в 1371, иногда в 1397-8 годах.

Святой Николай Кавасила оставил множество богословских сочинений, среди которых комментарии на Птолемея, книга против ростовщиков, множество проповедей и толкование Божественной Литургии. Но, пожалуй, наиболее значительным из них является сочинение «О жизни во Христе». Профессор Московской Духовной академии А. П. Лебедев так характеризует этот труд: «Николаю принадлежит достойное всякого внимания сочинение под заглавием «Жизнь во Христе». Оно не стоит в связи с тогдашней богословской литературой, оно значительно выше многого такого, что вышло из-под пера даже лучших тогдашних богословов. Сочинение отличается поразительной свежестью и редкой глубиной мыслей и настолько самостоятельно, что в нем нет ни малейшей компилятивности, какая отличала литературу того времени. Все содержание произведения почерпнуто из глубин души благочестивого автора, проницающей в дух Святого Писания и задачу христианина. Здесь разрешается вопрос, который всегда должен быть первым вопросом для христианского богослова: в чем состоит жизнь, сообразная с Евангелием».

Главной темой книги святого Николая является соединение со Христом, осуществляющееся через церковные таинства Крещения, Миропомазания и Причащения. Святой учит, что до пришествия на землю Христа Спасителя, человечество пребывало в безнадежно греховном состоянии, а его история двигалась от плохого к худшему. Люди считали грех своим естественным состоянием и вовсе не помышляли освободиться от его тирании. Даже ветхозаветные праведники были подвержены закону греха, как и любой другой человек, только в отличии о тех, кто в своем греховном состоянии чувствовали себя удобно и счастливо, праведники воздыхали о нем и желали сбросить с себя греховные узы. По мысли Кавасилы, эти праведники Ветхого Завета готовили себя к будущей, благодатной, праведности, которая только и является истинной праведностью.

Никакое учение, ничья проповедь не могли повлиять на души грешников в такой степени, чтобы они изменили свою жизнь. Слова по мысли Кавасилы не имеют необходимой для этого силы. Он подтверждает свою мысль ссылкой на апостолов. Пока апостолы просто слушали Христа, в них ничего не менялось к лучшему, и не приобрели они никаких добродетелей, достойных восхищения. Апостолы были подобны ветхозаветным праведникам, которым помогало одно слово Божие, но это не могло привести их к истинной праведности.

Только воплощение Христово и установление Им таинств Церкви — Крещения, Миропомазания и Евхаристии — дало человечеству возможность реально измениться и спастись. Святой Николай учит, что Крещение сообщает человеку новую жизнь, Миропомазание наделяет его новой духовной силой и делает способным подниматься по духовной лествице, Святое причащение есть пища, поддерживающая его в новой жизни во Христе. «Посему живем этим Хлебом, движемся миром (т. е. благодатными действиями таинства миропомазания), получив бытие от купели», — пишет святой Николай. Благодаря этим трем таинствам происходит полное преображение человеческой личности, фактически рождается новый человек. Новое рождение – исключительно дело Бога. Конечно, человек взаимодействует со Христом в деле своего спасения, но это взаимодействие становится возможным только после того, как человек принял таинства. Только в таинствах человек получает силу исполнять Христовы заповеди. Победа достигнута Христом, пишет Кавасила, а не нами. Он выиграл битву, но мы тоже получаем венцы победителей. Наши усилия сводятся только к тому, чтобы не уклониться от венца славы, которым нас венчает Христос. Святой Николай утверждает, что плоды благодати, подаваемой в таинствах, – это несказанная радость, сверхъестественная любовь и поразительные дела.

Тем же, кто возражает и указывает на тех христиан, которые ведут греховную жизнь несмотря на то, что приняли благодать таинства, святой Николай отвечает: это происходит потому, что они на деле сами отвергают эту благодать и сопротивляются ей в своей жизни.

Последняя, седьмая, глава книги «О жизни во Христе» называется «Каков бывает принявший таинства и тщанием к себе сохранивший благодать, полученную от таинств». Чтобы лучше представить свет и красоту христианской жизни, Кавасила изображает радости и печали, присущие грешникам и праведниками и как бы предлагает их сравнить.

В отличие от грешников, пишет святой, у подлинных христиан «сокровище благ неприкосновенно, и удовольствие не смешано с печалью, и нет никакого опасения по причине постоянства и твердости дела… «Такова жизнь святых и столь блаженна даже ныне, когда они упованием и верой получают блаженство, а когда они разрешатся, - оно будет настолько лучше, насколько действительное совершеннее упования, и чистое созерцание Благого - совершеннее веры, насколько совершеннее сей жизни сущий у Бога дух сыноположения, откуда совершенная любовь, по которой блаженна и жизнь». Эта «жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня».

Элладская Православная Церковь канонизировала Николая Кавасилу 3 июня 1982 года.

Сайт "Закон Божий"

Закон Божий


Яндекс.Метрика