В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

09 2012
Сила нашей веры в том, что мы доверяем Богу

В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 10:1-10) мы находим очень важные слова, которые не всегда с легкостью воспринимаются людьми, но при этом несут в себе огромный спасительный смысл. Я напомню вам эти слова апостола Павла: «Если устами исповедуем Христа Господом и веруем, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасемся. Ибо сердцем веруем в праведность, а устами исповедуем ко спасению».

Апостол Павел говорит нам о двух очень важных измерениях христианской жизни: о вере и об исповедании. Мы знаем, что вера есть убеждение, которое не только присутствует в человеческом сознании, но и оплодотворяет, через волю, человеческую жизнь. Вера — это такое миросозерцание и мировосприятие, в центре которого — живой Бог; и через связь с Богом по вере человек обретает благодатную силу жить в соответствии с Божиим законом.

А что такое исповедание? Исповедание есть свидетельство о Боге, о собственном религиозном опыте, свидетельство о том, что жизнь по Божиему закону, по заповедям Божиим есть жизнь прекрасная, помогающая человеку иметь мир в сердце, покой, радость — то, что мы на простом человеческом языке называем счастьем.

Свидетельствовать значит говорить. «Если устами свидетельствуете о том, что Господь есть Христос, — говорит нам апостол Павел, — то спасетесь». Спасетесь тогда, когда веруете и когда свидетельствуете.

В своей жизни мы концентрируем внимание в основном на вере. Мы просим Господа укрепить в нас веру, помочь нам жить в соответствии с нашими взглядами, убеждениями, в соответствии с нашей верой. И это правильная молитва, но мы спасемся тогда, когда будем веровать и свидетельствовать.

О втором непременном условии спасения мы думаем редко. А на самом деле, если верующий человек не свидетельствует о своей вере, то какое возможно спасение? Вот апостол и говорит: устами свидетельствуем ко спасению.

Вся история Церкви есть история веры и свидетельства. Вера, по слову апостола, являет нам образцы праведности. Свидетельство же, часто запечатленное мученической кровью, являет нам спасение даже самых грешных людей — вчерашних разбойников, безбожников, язычников. Свидетельство имеет огромную силу, потому что оно всегда связано с подвигом. Исповедание — это не просто разговор о вере, это не просто передача своих собственных знаний о вере. Исповедание есть свидетельство, сопряженное с подвигом. Именно поэтому мы почитаем исповедников — тех, кто не погиб в результате своего свидетельства, но для кого свидетельство соединялось с великим подвигом.

Было бы большой ошибкой думать, что свидетельство, исповедничество — это удел прошлого. И сегодня, в благоприятных, казалось бы, и для многих даже комфортных условиях жизни исповедание Христа связано с подвигом. Одни стесняются говорить о своей вере, до сих пор опасаясь, что такое свидетельство помешает им установить нужные отношения с коллегами или начальством. Другие просто считают веру исключительно своим личным делом — хранят ее в глубине души, оберегают, стараются в вере воспитывать своих детей или внуков, но никак не связывают свое спасение с исповеданием, со свидетельством.

Если же и в нынешнее более или менее спокойное время мы начинаем свидетельствовать о Христе, о Его Божественном законе, о спасительной силе Его заповедей, то это свидетельство всегда сопрягается с исповедничеством, потому что слово о Боге никогда не воспринималось просто — ни в глубокой древности, ни даже во времена расцвета Церкви в Византийской или Российской империях, ни тем более в послереволюционное время.

Когда мы исповедуем Христа, мы всегда имеем отпор со стороны тех, кто Его не принимает. Это не значит, что наше исповедание должно быть конфронтационным, что мы должны идти на некий бой за свои убеждения. Никакими крестовыми походами вера никогда не укреплялась и не утверждалась. Сопротивление со стороны тех, кто не желает принимать заповеди Христа, должно сопровождаться душевным миром и любовью даже к тем, кто не готов нас слышать. Именно тогда исповедничество наполняется силой, когда оно не связывается с отрицательными эмоциями, не сопровождается грозными интонациями, не порождает образ некоей наступательной и опасной силы для тех, кто еще не готов принять свидетельство о Христе. Именно поэтому слово, с которым мы обращаемся к миру, должно быть исполнено любовью, готовностью спокойно и в смирении разделить свой опыт с другими и научить других. Но если в какой-то момент — а такие моменты возникают — исповедание Христа связывается с трудностями, с испытаниями, со скорбями, то никогда не следует бояться этих скорбей и испытаний, памятуя о том, что «устами исповедуем ко спасению».

...Мы празднуем память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Они тоже были исповедниками, являя удивительный пример чистоты супружеских отношений, искренней любви, готовности любовь свою пронести через самые тяжкие жизненные обстоятельства, и делали это, исповедуя тем самым свою веру в Господа, в Бога любви и правды. Скольких людей до сих пор приводит ко Христу этот дивный пример жизни святых праведных благоверных Петра и Февронии Муромских! Он учит нас тому, что исповедание есть не только произнесение нужных, правильных и мужественных слов, но и жизнь в соответствии с этими словами. И молитва наша сегодня о том, чтобы каждый, кто верит во Христа Иисуса, имел силу исповедовать эту веру и словами добрыми, и добрыми делами.

...Мы также молились за Божественной литургией о людях, трагически погибших на юге Краснодарского края от страшной водной стихии, которая буквально за несколько минут опрокинула дома, сорвала мосты и погубила десятки человеческих жизней. Как мне сообщают очевидцы, это было нечто малопонятное и непредсказуемое. На города Геленджик и Крымск навалилась водная волна в несколько метров; это было какое-то речное «цунами», которое во мгновение убивало людей, опрокидывало машины, разрушало жилища. По данным на сегодня, погибли более 100 человек — не за один день, а за несколько минут. И мы молились сегодня о родных и близких, которые страдают, которые не понимают смысла случившегося, особенно когда смерть постигла людей отдыхавших, специально приехавших туда, чтобы провести свой летний отпуск.

Пусть эта внезапная смерть никого не поколеблет в вере, потому что знаем, что от Бога устрояются человеческие пути. Человеческим разумом невозможно понять смысла этой трагедии, но мы верим, что Бог каждого из нас ведет своим путем и цель жизни — не спокойное пенсионное время в избытке и в благополучии, а Царствие Небесное. Каким путем Господь ведет нас в Царствие Небесное, нам неведомо, но сила нашей веры в том, что мы доверяем Богу и принимаем Его действия.

То же самое можно сказать и о паломниках, которые ехали из Пскова, из Великих Лук в Почаевскую лавру, чтобы помолиться. Господь остановил их жизненный путь на стезе паломничества и верим, что Он простил им многие грехи и принял души их в Небесное Свое Царство.

Сострадая и соболезнуя живым, мы возносим молитвы наши об умерших, предавая в руки Господа и наши жизни и веруя, что Его действия о нас совершаются по промыслу Его, который трудно уразуметь человеку. И дай нам Бог научиться в смирении и в простоте сердца, с величайшим доверием к Богу принимать все то, что случается с нами по Его воле.

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси

Слово в день памяти святых благоверных Петра и Февронии, 8 июля 2012 года

 

Закон Божий


Яндекс.Метрика